Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы развития конструкторского мышления младших школьников в процессе ознакомления их с геометрическим материалом
1.1. Анализ понятия конструкторское мышление младших школьников
Умственное развитие и развитие мышления является самым значимым аспектом в развитии личности младших школьников. Речь идёт о познавательной сфере ребёнка, о качествах ума, творческой инициативе и самостоятельности. Трансформация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы. Происходит постепенный переход от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к воспитанию личностных качеств субъекта и формирование умения учиться самостоятельно. Можно уверенно говорить о том, что приоритетной целью образования в современной школе является личностное развитие субъекта. При этом, сущность такого обучения заключается в создании условий, при которых ребенок становится его субъектом.
Под конструкторским мышлением школьников понимают познавательную деятельность субъекта, которая определяет состав и взаимное расположение частей объекта, который создается для человека. Большую роль в этом процессе играет технология и математика. Роль математического образования в развитии конструкторского потенциала у младших школьников, заключается в способности и решимости ученика достигать своих поставленных целей и преодоление проблем, которые возникают при решении геометрической задачи. Это мышление, которое направлено на решение конкретной проблемы и определение параметров устойчивости её решения. Конструкторское мышление субъекта влияет на формирование действительных предметов и явлений с помощью изменения окружающей реальности. Развитие конструкторского мышления формируется в процессе приобретенной осведомленности при решении геометрических задач и заданий.
Образовательный процесс в начальной школе должен сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению. В школе сегодня должны быть созданы все условия для максимальной реализации личностного потенциала каждого ребёнка.
Специалисты рассматривают процесс формирования конструкторского мышления субъекта следующим образом:
-как движение от незнания к знанию;
-от непонятного к понятному;
-от неотчетливого к ясному и отчетливому.
В данном случае представлена лишь начальная фаза конструкторского мышления. Иная сторона мышления может рассматривать противоположное движение, от понятного, к не самому понятному. Процесс любого мышления характеризуется возникновением неясных знаний, догадок и вопросов. Этот процесс проистекает одновременно с процессом формирования ясного знания. В этом заключается суть саморазвития процесса мышления, в том числе, конструкторского.
Чтобы этот процесс запустить, необходимо кардинально изменить всю логику построения обучения. Постепенно изменяются сами формы взаимодействия учителя и ученика. Главной целью в этом процессе становится раскрытие принципов действий, и при этом, единственно возможным типом активности является деятельность субъекта. Подобного рода процессы всегда развёрнуты во времени. Конечные образовательные результаты могут быть зафиксированы лишь к концу какого-либо заданного периода обучения. Тем не менее, чтобы обеспечить эффективный ход формирования мыслительной деятельности ребёнка, учителю важно видеть возможности каждого ученика на всех его этапах работы.
В процессе формирования мыслительной деятельности учитель учит ученика анализировать, синтезировать, сравнивать, упорядочивать, классифицировать предметы и понятия, давать определение понятий и др. ребёнок учится логически правильно рассуждать и делать при этом собственные умозаключения. Все эти процессы достаточно важны. Поскольку они нужны каждому ученику на каждом уроке и на каждом учебном предмете. Эти свойства мышления каждого субъекта обучения крайне необходимо развивать как необходимые, чтобы иметь в дальнейшем возможность решать всевозможные теоретические, практические, проблемные, качественные, количественные и иные задачи.
Учителям хорошо известно, что одним из важнейших условий построения процесса обучения, которое способствовало бы развитию мыслительных процессов, является пробуждение самостоятельной мысли ребенка. Необходимо развить в нём побуждение к самостоятельному поиску решения всех тех вопросов, которые возникают перед ним в процессе учения.
Все без исключения психологи указывают на важную роль развития мыслительных процессов. С. Л. Рубинштейн считал, что за усвоением знаний всегда стоит процесс мышления [16]. Над этой проблемой работали В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др. Само по себе содержание образования не обеспечивает в необходимой мере полноценного развития мышления младших школьников. Для этого необходимо специальное формирование приемов мыслительной деятельности. Реализовать это может лишь педагог, который до конца понимает ценность каждой, из существующих мыслительных операций. Для этого педагогу необходимо владеть специальными педагогическими методиками, в основе которых лежат:
-последовательность;
-алгоритмичность;
-системность формирования мыслительных процессов и др.
Существует специально разработанная система научно обоснованных мер по формированию мыслительных процессов у младших школьников. Психологи отмечают особенность процесса мышления младших школьников, которая заключается в наличии и взаимодействии сразу 3-х форм мышления:
1. Наглядно-действенное.
2. Наглядно-образное.
3. Словесно-логическое.
Совокупность данных 3-х форм мышления позволяет обеспечить устойчивое развитие логического и конструкторского мышления, что в свою очередь предполагает формирование соответствующих приемов мышления. Логические приёмы мышления называют мыслительными процессами. Под мышлением понимают обобщенное и опосредованное отражение действительности [3].
Основой понимания процесса является суждение субъекта, и может рассматриваться как простой акт мышления. Сложной формой мышления будет являться умозаключение. На основе суждений и умозаключений выделяют ряд умственных мыслительных процессов:
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Сравнение.
4. Умение выделять главное.
Под анализом понимают мысленное расчленение предмета, явления, понятия, с последующим выделением его отдельных частей, признаков и свойств. Под синтезом понимают мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Сравнение – это установление сходства и различия между предметом или явлением действительности. При этом всегда необходимо уметь выделять главное и правильно обозначать второстепенное.
Мыслительные процессы играют важную роль не только в процессе обучения. Привычка логически мыслить, крайне необходима человеку в каждодневных попытках адаптации к реальной жизни. Мыслительные процессы в учебной деятельности формируются лишь на прочной основе освоенных знаний, сформированных умений и навыков. Традиционная знаниевая модель подразумевала усвоение знаний и формирование на их основе практических умений и устойчивых навыков, которые характеризуются как умения, доведённые до автоматизма, выполняемые в заданную единицу времени.
Образовательная модель, реализуемая сегодня в системно – деятельностном подходе, подразумевает в качестве конечного образовательного результата следующее:
1. Предметный образовательный результат.
2. Метапредметный образовательный результат.
3. Личностный образовательный результат.
Что касается предметного образовательного результата, для него всё также требуется наличие знаний, умений и навыков для каждого учебного предмета. Метапредметный образовательный результат заложен в сформированных у ученика универсальных учебных действиях (УУД).
Универсальные учебные действия бывают:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Каждая из этих групп УУД подразумевает использование педагогом определённых приёмов и методов, которые позволяют сформировать их у каждого отдельного ученика. В современной образовательной среде очень много внимания отводится самостоятельной работе ученика. Педагогу необходимо учить детей самостоятельно пополнять знания и уверенно ориентироваться в большом потоке информации. В области педагогики категория знание рассматривается всегда в двух аспектах:
1. Содержание образования.
2. Результаты освоения содержания школьниками.
Структура любого знания является достаточно сложной и многомерной. Учёные выделяют до полутора десятков видов знаний. Самым простым видом знаний являются факты, которые называются фактуальными знаниями. Данный вид знаний может быть получен в результате наблюдения, или эксперимента, а также может быть воспринят из других источников, в том числе, от педагога. Факты всегда являются базой для возникновения различного рода ассоциаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатырева, А.В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 01.11.2023).
2. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - No3. – С. 36 – 42.
3. Болотова, А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности [Текст] / А.А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 99 - 101.
4. Гончарова, О.С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – No 10. – С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 01.11.2023).
5. Даирова, Д.В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 01.11.2023).
6. Дерябина, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 c.
7. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
8. Канин, Е.С. Логические задачи [Текст] / Е.С. Канин // Математика для школьников. – 2011. – No 3. – С. 17 – 30.
9. Катуржевская, О.В. Методика преподавания математики [Текст] / О.В.Катуржевская. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - 140 с.
10. Колесникова, Т.А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника [Текст] / Т.А. Колесникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. - No1. – С. 29 – 30.
11. Комиссарова, А.Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике [Текст] / А.Ю. Комиссарова // Концепт. – 2014. - No11. – С. 1 – 5.
12. Мерлина, Н.И. Игровое моделирование во внеурочной деятельности по математике [Текст] / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - No4 (1). – С. 57 – 61.
13. Морозов, Е.А. Организация внеурочной самостоятельной деятельности по математике [Текст] / Е.А. Морозов, А.В. Морозова, А.В. Новоселов //Проблемы современного образования. – 2015. - No3. - С. 97 – 107.
14. Меньшенина, Л. А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л. А. Меньшенина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9479/ (дата обращения: 01.11.2023).
15. Нефедьева, М.А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления [Текст] / М.А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. - No1 (34). – С. 78 – 82.
16. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. – М.: Акад. Проект, 2002. – 192 с.
17. Очирова, А. А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики / А. А. Очирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 435-439. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39210/ (дата обращения: 01.11.2023).
18. Ончукова, Л.В. Логические задачи в школьном курсе математики [Текст] / Л.В. Ончукова // Концепт. – 2012. – No12. - С. 1 – 13.
19. Першина, Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС [Текст] / Е.Ю. Першина // Инновационная наука. – 2016. - No4. – С. 243 – 244.
20. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Пчелинцева // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016 - No3 (26). – С. 53 – 57.
21. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст] / В.П. Ручкина. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 313 с.
22. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. - No6 (16). – С. 123 – 126.
23. Седакова, В.И. Организация внеурочной деятельности по математике в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / В.И. Седакова // Символ науки. – 2016. - No3. – С. 128 – 130.
24. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 01.11.2023).
25. Хайруллина, Р.Х. Внеклассная работа по математике [Текст] / Р.Х. Хайруллина // Инновационная наука. – 2017. - No03-2. – С. 27 – 28.