Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для сохранения и укрепления здоровья в рамках образовательного процесса, необходимо создание принципиально нового подхода к формированию научно обоснованной программы здоровьесбережения. В научных трудах зарубежных ученых, примером такой программы, является концепция укрепления здоровья, сформулированная в 1996 г. на Международной конференции в Оттаве.
В настоящее время весьма актуальными являются вопросы увеличения двигательной активности детей школьного возраста. Большое количество подходов к планированию процесса физического воспитания школьников не решает проблем, ограничивающих двигательную активность детей в течение дня. К таким проблемам относятся и высокие требования к освоению школьной программы, и большое количество домашних заданий, и современные условия проживания в мегаполисе, что влечет за собой психоэмоциональное напряжение и стрессы .
Для решения задач всестороннего развития личности школьника актуальными являются занятия различными современными видами оздоровительной деятельности. В последнее время все больше детей отдают предпочтение занятиям фитнесом.
Целью данной работы является рассмотрение фитнеса как средства физического воспитания школьников.
Задачи:
- описать вопрос здоровья и актуальности его сохранения в современных условиях жизни;
- рассмотреть важность физического воспитания школьников; фитнес-технологии: специфику;
- изучить фитнес как средство повышения физической подготовленности разных групп детей: дошкольники, младший школьный возраст;
- описать фитнес для подростков: особенности ;
- рассмотреть стретчинг и фитнес-йогу как средства развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры;
- изучить подготовку учащихся старших классов к сдаче нормативов ГТО средствами фитнес-аэробики.
Объект исследования – фитнес как средство физического воспитания школьников.
Предмет исследования – специфика фитнес-технологий для различных групп школьников.
Глава 1 Важность физического воспитания школьников. Фитнес-технологии и их специфика
1.1 Здоровье и актуальность его сохранения в современных условиях жизни
Человек, представляет собой сложную систему, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, взаимосвязанных между собой этапах функционирования – биологическом, психологическом и эмоциональном. На каждом этапе, здоровье человека имеет свои особенности проявления. По определению ВОЗ, здоровье – это то, состояние человека, которому свойственно не только отсутствие заболеваний или патологии, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие .
То есть, здоровье – это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека. Эти составляющие, тесно взаимосвязаны между собой, и находятся в зависимости друг от друга. С одной стороны, здоровье – это значимый структурный элемент, а с другой – многостороннее динамическое состояние, взаимосвязанная совокупностью трех составляющих – физического, психического и социального здоровья. Дисбаланс одной, связывается с другой, что вызывает снижение адаптивных качеств организма к влиянию неблагоприятных факторов, нарушая взаимосвязь человека с окружающей средой и препятствуя осуществлению его биологических и социальных функций.
Под физическим здоровьем в педагогике понимают совершенство саморегуляции в организме, единство физиологических процессов, наивысшую адаптацию к окружающей среде. Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, высокая внутренняя и моральная сила, способствующая созидательной работе.
Психическое здоровье - это необходимый компонент здоровья человека. Психическое здоровье предполагает наличие у индивида возможностей и способностей устанавливать эквивалентность в оптимальном темпе, в социально приемлемых пределах на различных уровнях структурной организации нервной системы, что выражается в устной и письменной форме, в эмоциях и поведенческих реакциях. Именно оптимальный темп установления эквивалентности в психической сфере обеспечивает, на наш взгляд, благополучие человека, реализацию его способностей и работоспособность. Но как же можно понять, что темп установления эквивалентности далек от оптимального? По нашему мнению, следствием превышения темпа образования избытка информационных, физических и химических факторов над темпом установления эквивалентности является формирование стресса.
С помощью стресса происходит попытка экстренного установления эквивалентного ответа по разным «каналам». Стресс в этой фазе своего развития сопровождается отрицательными эмоциями и значительной дезинтеграцией в работе функциональных систем . Стрессам, на наш взгляд, нельзя противостоять. Стресс спасает организм от чрезмерной траты потенциала. Согласно теории функциональной эквивалентности, стрессовая реакция всегда будет не «чрезмерной», а эквивалентной ситуации. «Чрезмерной» стрессовая реакция может быть только для внешнего наблюдателя. Сознание за счет управления концентрацией внимания может как увеличивать, так и уменьшать информационные последствия процессов жизнедеятельности, т. е. степень развития дисбаланса. Чем сильнее желание добиться цели, чем выше значимость приказа, тем сильнее будет выражен дисбаланс и тем больше темп установления эквивалентности будет отличаться от оптимального. Переживания по поводу того, что случилось, опасения в отношении будущего, навязчивые мысли способны существенно усилить информационную составляющую дисбаланса и сделать стрессовую реакцию более выраженной, а последствия стресса более существенными, вплоть до развития психосоматической патологии или посттравматического стрессорного расстройства. Данная патология, как мы полагаем, формируется не из-за выраженности симптомов стресса, а из-за того, что та или иная система, задействованная в процессе установления эквивалентности, не может обеспечить необходимый темп этого процесса. Таким образом, длящиеся отрицательные эмоции и другие проявления стресса свидетельствуют о том, что эквивалентность не установлена, имеется риск нарушения здоровья и, в частности, психического здоровья .
Социальное здоровье, подразумевает адекватную самооценку, самообладание, самоопределение самого себя в оптимальных социальных условиях окружающей среды.
На сегодняшний день, образовательные стандарты предполагают переход к стратегии социального проектирования, а также проектирование системы образования, основываясь на разработке содержания образовательных технологий, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития учащихся как основной цели образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии и работа, направленная на их формирование рассматривается как определенный процесс или этап, элементы которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следует также отметить, что в процессе здоровьесбережения принимают участие как учащиеся, так и педагоги. Проблему здоровьесбережения и здоровьесохранения, следует рассматривать в контексте всей жизни, а не только в конкретном случае определенного этапа обучения. Поэтому, чем раньше начата работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, тем с большей уверенностью можно прогнозировать физическое и психологическое благополучие, личностный рост и адаптацию в современной социокультурной ситуации. Понимание актуальности проблемы здоровьесбережения может помочь в выборе стратегии, направленную на его формирование и сознательно нацелиться на развитие ресурсов и возможностей обучающихся.
Здоровье – важная составляющая успешного индивидуального развития.
Этим объясняется актуальность использования здоровьесберегающих технологий в современном образовании.
1.2 Важность физического воспитания школьников. Фитнес-технологии: специфика
В современное время проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни.
На основании важных направлений государственной политики и национальных проектов, которые направлены на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, увеличивается роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья с помощью современных направлений физической культуры и спорта, формированию
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года// https://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/ (дата обращения 27.10.2023)
2) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 27.10.2023)
Статьи, монографии, учебники
3) Авилов О. В. Смысловые особенности психического здоровья// ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Сборник научных статей по материалам II Конгресса "Психическое здоровье человека XXI века". 2018. С. 13-15
4) Ашенов Т.К. Современные фитнес-направления как средство развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры// ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. Материалы симпозиума в рамках XVII (XLIX) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Том Выпуск 23. Науч. редактор C.Ю. Иванова. Кемерово, 2022. С. 153-155
5) Белобородов В. О., Смирнова А. Ю. Фитнес-занятия как способ привлечения учащихся к активному и здоровому образу жизни// МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы VI Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. В 3-х частях. Том Часть 3. Комсомольск-на-Амуре, 2023. С. 440-442
6) Булгакова О.В., Фитнес-аэробика. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2019.
7) Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры/ Под ред. Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 2020.
8) Зарубина Т. Б., Текуева Д. И. Роль здоровьесберегающих технологий в современном образовании//ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 84-90
9) Захарова В.С. Педагогические условия развития познавательных процессов в рамках организации двигательной деятельности детей / В.С. Захарова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6(79). – С. 11-13.
10) Карпова Е.И., Данилова Н.В. Стретчинг как вид фитнеса // Наука, образование и культура. 2018. №8 (32). С. 29-30.
11) Купцова В. Г., Чикенева И. В. Детский фитнес как средство воспитания ловкости у младших школьников//ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ: ТЕНДЕНЦИИ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ. Сборник научных трудов . Симферополь, 2020. С. 30-34
12) Левченкова Т.В. Социально-педагогические условия становления детского фитнеса в России//ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ТРЕНИРОВКА. 2016. № 2. С. 16-20
13) Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е. П. Максачук. - М.: Компания Спутник +, 2020. - 104 с
14) Михайлова С. В., Разработка и применение способа оценки уровня фитнес-здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 3. — С. 19-23
15) Ончукова Е.И. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительных технологий / Е.И. Ончукова. – Краснодар, 2018. – 105 с.
16) Пономарева Т.В. Состояние программно-нормативной базы процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений / Т.В. Пономарева, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт – наука и практика. – № 3. – 2019. – С. 3-8.
17) Постол О.Л., Панкратова О.Н., Бабина В.С. Фитнес-йога на занятиях по физическому воспитанию в транспортном вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №9 (199). С. 221-225.
18) Резанова Н. И. Фитнес как инновация в сфере физического воспитания у подростков//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Белгород, 2023. С. 93-98
19) Седых Н.В. Общие основы физического воспитания различных возрастных групп населения. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2020. С. 155-158
20) Соколова Ю. А., Гришина Т. С. Подготовка учащихся старших классов к сдаче нормативов ГТО средствами фитнес-аэробики//ОЛИМПИЗМ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Сысоева [и др.]. Воронеж, 2021. С. 339-342
21) Сударь В.В., Трофимова О.С., Буланая М.И. Методика применения танцевального фитнеса в физическом воспитании девочек младших классов// МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. 2020. № 1. С. 201-203
22) Хорошева Т. А. Проблемы внедрения ГТО в образовательной системе / Т. А. Хорошева // Аллея науки. — 2018. — Т. 2. № 2 (18). — С. 689—693
23) Шакиров Р. О., Фитнес-самбо в физическом воспитании студенток вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2022. — № 2. — С. 42-44