Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Баскетбол приобрел популяр-ность в нашей стране, особенно среди детей, молодежи и молодых людей.
Баскетбол - это командная игра с мячом, в которой игроки одной ко-манды пытаются забрасывать мяч в корзину противоположной команды как можно чаще, передавая мяч друг другу руками или двигаясь вперед вместе с ним. В то же время игроки команды соперника противодействуют этому, пытаясь оставить свою корзину неприкосновенной и в то же время завладеть мячом, чтобы атаковать корзину соперника.
Постоянная борьба, осуществляемая естественными движениями (бег, ходьба, прыжки, метание), сопровождаемая левым усилием и защит-ными мерами, оказывает разнообразное воздействие на психические, фи-зиологические и двигательные функции человека. Человек, выполняющий большое количество различных движений в разном темпе, в разных направлениях, с разной скоростью и напряжением, оказывает благотворное влияние на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение ситуации во время игры определяет высокую аналитическую активность человека и необходимость выбора решения. К сознательности постоянно предъявляются высокие требования. Во время игры человек испытывает сильное эмоциональное напряжение и испытыва-ет огромную радость и удовлетворение.
В процессе обучения учащиеся развивают двигательные навыки и способности и в то же время развивают физические (двигательные) каче-ства. Эти явления взаимосвязаны, но у каждого есть свои средства и мето-ды. Кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению способностей, качеств и знаний.
Количество действий, выполняемых в вероятностных и непредвиден-ных ситуациях, в современных условиях значительно возросло, что требу-ет изобретательности, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Все эти качества или способности связаны в теории физического вос-питания с понятием «ловкость» - способность человека быстро, целена-правленно, то есть наиболее рационально осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи в меняющихся условиях.
Подвижность, выражающаяся в защитных действиях, представляет собой сложное комплексное двигательное качество, уровень развития ко-торого определяется многими факторами.
Основными средствами воспитания координационных навыков в за-щитных действиях являются: физические упражнения повышенной коор-динационной сложности, содержащие элементы новизны. Сложность упражнения может быть увеличена за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, измене-ния порядка выполнения опоры или увеличения ее подвижности в упраж-нениях на равновесие, сочетания двигательных навыков, сочетания ходьбы с прыжками или в течение ограниченного периода времени.
Все это делает баскетбол эффективным средством физического пита-ния, особенно в развитии таких физических качеств, как ловкость. Ловля мяча в баскетболе играет важную роль, потому что игрок должен быть быстрым, реагировать на все и сразу делать правильные выводы, бросать мяч, бороться за него и всегда быть готовым к борьбе и защите.
Дети и взрослые, приобретая определенные навыки, могут самостоя-тельно и осознанно осуществлять постоянное физическое совершенствова-ние, сохраняя при этом здоровье, жизнерадостность и трудоспособность в долгосрочной перспективе.
Приемы и действия, используемые для проведения защиты в игре, позволяют начинать с детей 11-12 лет, используя соответствующее возрас-ту снаряжение и экипировку, средний школьный возраст выбран у нас в этой теме не случайно, так как в этом возрасте есть все предпосылки для занятий баскетболом.
Современный баскетбол - это спортивная игра, и требования к бас-кетболистам самые высокие. Прежде всего, для достижения высоких тех-нических и тактических навыков спортсмену необходим высокий уровень физического развития.
Баскетболист сегодня - это подвижный спортсмен, который хорошо координирует свои действия и быстро соображает на площадке.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования специ-альных упражнений для развития и совершенствования защитных действий в баскетболе детьми 11-12 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 304 с.
2. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 2005.- 220 с.
3. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработанное. - М.: Физкультура и спорт, 2008.- 295 с.
4. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 2006.- С. 32.
5. Валигура Л. И. Влияние различных форм контроля на эффек-тивность бросков мяча в баскетболе.- М.:Просвещение, 2005.- 120 с.
6. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвеще-ние,1996.- 99 с.
7. Виру А. А. О некоторых факторах, меняющих успешность иг-ровых действий баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2007.- 230 с.
8. Гомельский А.Я. Баскетбол игра и обучение.-М.: Физкультура и спорт, 2004.- 280 с.
9. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2007.- С. 49.
10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физ-культура и спорт, 2009.- С. 45.
11. Кожевников З. Тренировка ловкости и быстроты баскетболи-ста.- М.:Просвещение, 2004.- 115с.
12. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.-220 с.
13. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск, 2000.- 154 с.
14. Линдберг Ф. Баскетбол игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 2003.- 280 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 543 с.
16. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений.- М.: Физкультура и спорт, 2003.- 164 с.
17. Стариков В. Школьникам о физическом воспитании и спорте. - Просвещение, 2006.- 395с.
18. Стонкус С. Мы играем в баскетбол.- Просвещение, 1984.- 64 с.
19. Стопкус С.О. Тренировка молодого баскетболиста.- Просвеще-ние, 2002.- 210 с.
20. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол.- Учебное пособие, Алма-Ата, 2005.- 400 с.
21. Уилкс Г. Стратегия баскетбола.- Просвещение, 2005.- 230 с.
22. Федосеев В.В. На уроках баскетбола. Просвещение, 2004.- 241 с.
23. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. - М.: Физкультура и спорт, 2002.-70с.
24. Холл Виссел. Баскетбол: шаги к успеху физкультура и спорт.- М.:Просвещение, 2009.- 295 с.
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Академия, 2004.- 480 с.
26. Юрмин Г. Какая ты, Спортландия? От А до Я по стране спорта.- Просвещение, 2000.- 515 с.
27. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - С. 27.
28. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - С. 44.