Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Функциональное назначение кабинета биологии
1.1 Учебно-воспитательная роль кабинета
Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы). Наряду с таблицами использовали «волшебный фонарь», а затем и кинопроектор. В середине 50-х годов XX в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.
В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое - для конкретного курса, конкретной темы.
Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Однако кабинет биологии - это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное назначение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная.
В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки доски всегда должны быть на месте. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке.
В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. При отсутствии водопровода воду держат в больших сосудах, ведре или пластиковых бутылях.
Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся; рекомендации для лабораторных и практических работ; учебники биологии; книги по биологии из серии «Детская энциклопедия», методические журналы, например «Биология в школе», и пр.
В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например стенды «Это интересно» или «Животный мир нашего края», «Растения Красной книги нашего региона» и др. В качестве сменных экспозиций в кабинете биологии могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки по экологической проблематике, фотографии, сделанные во время экскурсий, и др.).
Большое учебно-воспитательное значение имеют постоянные экспозиции (отражающие основные идеи биологии), которые используют при изучении многих тем и в разных учебных курсах, например «Развитие органического мира на Земле», «Уровни организации жизни», «Четыре среды жизни на Земле», «Царства живой природы» и др. В кабинете должны быть портреты выдающихся ученых (Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, В.Н. Сукачева и др.).
1.2 Научно-методическая роль кабинет
В кабинете работает учитель биологии. Поэтому оно включает в себя все, что необходимо учителю для творческой подготовки уроков и других видов деятельности с учениками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодические издания и, в частности, журналы «Биология в школе», «Экологическое образование в школе» и т. д. Так и книги по общей методике преподавания биологии и по индивидуальной программе, разнообразная методическая литература, в том числе библиографии, справочники по растениям и грибам, животным, методическое обеспечение при использовании компьютеров и т. д.
Учитель также должен иметь в своем кабинете учебные материалы, предоставленные Министерством просвещения Российской Федерации и органами управления образованием области, Государственные образовательные стандарты: Минимумы обязательного образования по биологии для общеобразовательных школ всех ступеней, Минимальные образовательные требования и т.п. В классах также должны быть материалы, отражающие работу, например кружки по биологии и факультативы, дидактические материалы и т. д. То есть все, что помогает учителю учить, воспитывать и развивать учеников, способствует повышению его профессионального уровня [3].
Комплексное использование средств обучения позволяет наиболее полно реализовать единство содержания, методов и средств обучения в процессе обучения. Комплекс учебно-методического оборудования подготавливается преподавателем к каждому уроку и не остается постоянным.
1.3 Система хранения учебного оборудования
Эффективное использование учебного оборудования, необходимого для изучения различных разделов школьного курса биологии, возможно только при его рациональном расположении и правильном хранении. Для этого рекомендуется приобрести набор универсальных секций со стеклом, полыми дверцами и полками, которые можно конфигурировать по-разному. Под доской устанавливается настольная подставка.
В целом система размещения учебного оборудования должна обеспечивать: безопасность учебных материалов и надежность эксплуатации; Постоянное местонахождение, удобное для получения и возврата пособия. Быстрый учет и контроль замены вышедших из строя ортопедических изделий на новые. Оборудование классифицируется по разделам курса, типу вспомогательного инструмента с учетом частоты использования.
В классе-лаборатории имеется оборудование (оптика, лотки для раздаточных материалов, препаровальный инструмент и т.п.) для выполнения самостоятельной лабораторной работы. Природные предметы, содержащие влажные препараты (гербарии, чучела животных, энтомологические коллекции), хранят в шкафах с пустыми дверцами, так как выцветают под прямыми солнечными лучами. Чтобы предотвратить порчу материалов «музейными вредителями», дезинфекцию проводят два раза в год. Делать это следует во время школьных каникул, после чего помещение следует тщательно проветрить.
Природные объекты, серьезно поврежденные «музейными вредителями», будут немедленно уничтожены и утилизированы. Скелеты позвоночных хранятся в закрытых шкафах. Микропрепараты продаются в специальной заводской упаковке. Он размещается в шкафу горизонтально, чтобы предотвратить скольжение.
Наборы микропрепаратов классифицированы по классам и темам. Микропрепараты раздаются по столам учащихся в специальных контейнерах с четырьмя-пятью слотами. В качестве раздаточного материала используются все природные объекты, поэтому приобретайте их из расчета один раздаточный материал на стол.
Куклы и модели хранятся в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Кукла хранится в коробке в специальном пазу из мягкой бумаги. Большие анатомические модели накрываются чехлами из плотной ткани или синтетической пленки. Таблицы следует наклеить на картон или ткань и разместить поштучно в шкафу стола в нумерованном порядке для каждой серии. На уроках биологии при изучении различных разделов используются многочисленные диапозитивы (слайды), которые хранятся в избранных для каждого класса классных альбомах.
Для оптических инструментов (микроскопов, штативов, портативных луп) рекомендуется использовать специальные шкафы. Хранить микроскоп рекомендуется под чехлом из синтетической пленки в закрытой части шкафа. Переносная лупа – специальная конфигурация. Препаровальные ножи, иглы, ножницы и пинцеты помещают в самодельный контейнер. В кабинетах биологии используется разнообразная лабораторная посуда. Размещение зависит от частоты использования. Чаще всего используются небольшие контейнеры, предметные стекла и покровные стекла, поэтому их размещают в центре шкафа на подносе.
На верхних полках того же шкафа размещено различное лабораторное оборудование. В нижнем отсеке размещаются небольшие лабораторные принадлежности, такие как штативы, стеклянные и резиновые трубки, а также пробки. К концу установки прикрепляется этикетка со списком доступного оборудования.
Центр координации и анализа научно-технических программ Министерства науки и высшего образования и Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Институтом общего среднего образования Российской академии образования проводит практику по всем разделам лабораторной работы и курсам биологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александренок, А. В. Современный кабинет биологии / А. В. Александренок // Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы : материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 21 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 10-11.
2. Агаджанян, О. Б. Урок по окружающему миру в кабинете биологии / О. Б. Агаджанян // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 50-52.
3. Акшаева, Е. Ю. Информационно образовательная среда современного кабинета биологии / Е. Ю. Акшаева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2022. – Т. 3, № 5. – С. 28-33.
4. Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии в 2 Ч. Часть 1 : Учебник и практикум / Е. Н. Арбузова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 295 с.
5. Багрова, В. Ю. Эколого-образовательная среда кабинета биологии в школе / В. Ю. Багрова, Е. М. Багрова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 1.1(16). – С. 53-54.
6. Беспалова, Е. С. Кабинет биологии - материальная база преподавания биологии в школе / Е. С. Беспалова // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 22–23 апреля 2021 года / Под редакцией М.А. Заниной. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. – С. 213-216.
7. Бобрешова, Т. Н. Образовательное пространство кабинета биологии / Т. Н. Бобрешова // Естественные, математические и технические науки. Образование. Технологии. Инновации : Материалы Межрегиональной научно-практической студенческой конференции, Липецк, 07–28 апреля 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 46-50.
8. Бусарова, Н. В. Виртуальный кабинет учителя как вариант реализации электронного обучения в школьном курсе биологии / Н. В. Бусарова, Л. М. Жиженина // Современные проблемы естествознания и естественно-научного образования : Сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 24–25 ноября 2022 года / Науч. редактор И.В. Фролов, отв. редактор О.И. Недосеко. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2022. – С. 122-132.
9. Гришко, О. А. Объекты уголка живой природы как средство обучения биологии / О. А. Гришко // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 07–09 декабря 2022 года / Под редакцией А.С. Хомченко. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 243-245.
10. Константинова, О. В. Школа - это дом, где формируется успех / О. В. Константинова, Т. И. Показеева // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития : Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института, Иркутск, 17 мая 2019 года. Том Часть 1. – Иркутск: «Иркут», 2019. – С. 435-438.
11. Левченко, А. Л. Становление лабораторного практикума как формы организации процесса обучения биологии / А. Л. Левченко // Научное мнение. – 2019. – № 10. – С. 85-94.
12. Методика обучения биологии : учебно-методическое пособие / А. В. Теремов, Р. А. Петросова, С. К. Пятунина [и др.] ; под ред. А. В. Теремова. Том Часть 4. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2021. – 112 с.
13. Пичуева, Н. С. Современный кабинет биологии в школе / Н. С. Пичуева // Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы : материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 21 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 135-136.
14. Сисин, С. А. Роль кабинета биологии в изучении биологического разнообразия в школе / С. А. Сисин, А. А. Овчаренко // Охрана биоразнообразия и экологические проблемы природопользования : Сборник статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Пенза, 28–29 мая 2020 года / Под общей редакцией Г.В. Ильиной. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. – С. 213-215.
15. Цифровая трансформация образования : Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции, Минск, 30 мая 2018 года. – Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. – 479 с.