Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях лепкой
1.1 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольной возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен создать новый узор, конструкцию, образ, фантазию, которые отличаются оригинальностью, изменчивостью, гибкостью и подвижностью.
Дошкольник характеризуется активной позицией, любознательностью, постоянными вопросами к взрослому, умением комментировать речевой процесс и результат собственной деятельности, стойкой мотивацией, достаточно развитым воображением, настойчивостью. Инициативность связана с любознательностью, способностями, пытливостью ума, находчивостью, умением регулировать волевое поведение, умением преодолевать трудности.
Творчество - это "высшая форма деятельности и самостоятельная деятельность человека". Творческая деятельность - это стремление ребенка к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решений проблем, проявлению познавательных интересов.
Структура творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность ее составляющих: мотивационной, содержательной, оперативной, эмоционально-волевой.
Основными показателями творческой активности детей старшего возраста являются предпосылки: мотивационная, содержательная и операционная, эмоциональная и волевая составляющие деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в различных видах деятельности, стремление к активному участию в творческом процессе, усвоение методов выполнения творческих работ по языковому творчеству и специфическим видам деятельности детей, способность фантазировать и воображать; умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца; появление усидчивости, трудолюбия, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, методов, действий.
Необходимо подчеркнуть две особенности реализации творческого образования в нынешних условиях. Первая характеристика-педагогическая. Творческое развитие личности начинается в раннем детстве. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественные вкусы, когда человеческая личность уже сформировалась. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, необходимо особое внимание уделять эстетическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.
В раннем детстве дети живут непосредственной и глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, часто становятся мотивами и стимулами поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и поведенческих привычек. Сознание ребенка еще не окрепло, оно только формируется. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру является одним из важнейших способов проникновения в сознание ребенка, его расширения, углубления, укрепления и построения.
Вторая особенность-эстетическая. Искусство было и остается основным предметом эстетики, а художественное образование-основным средством формирования эстетического отношения к миру. Творческое воспитание все больше основывается на эстетическом развитии детской личности в процессе организации всей детской деятельности.
Познавательно-творческая деятельность дошкольников предопределяет успешность учебно-воспитательного процесса, определяет уровень умственного и творческого развития личности старшего дошкольника. Воспитание познавательной и творческой активности у старших дошкольников означает, в первую очередь, развитие потребности постоянно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности.
Как известно, потребности в той мере, в какой они осознаны, проявляются как движущие силы деятельности, то есть как мотивы деятельности. Воспитание потребности в накоплении знаний, в активном познании мира и на этой основе познавательной и творческой деятельности старшего дошкольника определяет формирование таких важных аспектов личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, развитые духовные интересы.
Воспитание познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста старшего возраста предполагает, как необходимое условие, развитие усидчивости, умения добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению.
Творческие способности - это довольно сложный и доступный только человеку процесс. Это понятие очень тесно связано с понятием "творчество" или "творческая деятельность". Творческие способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, которые определяют возможность успешного осуществления определенного вида творческой деятельности и определяют уровень ее эффективности.
Творческие способности проявляются в интересе, желании и эмоциональном отношении к творчеству, таких как знания, уровень развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельность и настойчивость в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в определенной области.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –Москва: Проспект, 2015. – 160 с.
2. Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей – М.: Никея, 2016. – 216 с.
3. Белова, Т.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в
художественном ручном труде [Текст] / Т.Н. Белова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 5. – С. 99-102.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия , 2002-320с.
5. Ветлугская Н. А. Художественное творчество и ребенок. / Под редакцией Н. А. Ветлугская. - М, 2010 - 174 с.
6. Выготский Л.С. Воображение в детском творчестве / Л. С Выготский - М.: Просвещение, 2011. - 190 с
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учеб. пособие / Л.С.Выготский - М., 2014-235с.
8. Глебова И.Ю. Ознакомление детей с трудом взрослых на занятиях тестопластикой. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / И. Ю. Глебова - 2011. - №10. – с.34.
9. Косогорова, Л.В.Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.7
10. Лаптева, Т.Е. Соленое тесто. Оригинальные идеи для веселого творчества/ Т.Е. Лаптева // Эксмо-Пресс, 2011г. – с.53-70
11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей: хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студентов /Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна // Международная педагогическая академия, – М., 2014. – С. 46–55.
12. Лыкова, И.А. Подарки из солёного теста / И.А. Лыкова // ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А. Лыкова ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011
14. Курочкина, Н.А., Пантюхина, Г.В. Лепка в детском саду / Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина – М.: Просвещение, 2014г.
15. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста / Рубцова Е. В. - 2010 – с.20-25
16. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий / О.С. Ушакова – М.: Сфера, 2014. – 176 с.
17. Халезова-Зацепина, М.Б. Лепка в детском саду для детей 5-7 лет/ М.Б. Халезова-Зацепина // ООО «Сфера», 2015. – с.45
18. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко – М.: Владос, 2013. – 160 с.