Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект гражданско-патриотического воспитания детей 5
1.1. Основы гражданско-патриотического воспитания в системе образования России 5
1.2. Особенности преподавания по программам гражданско-патриотической направленности в системе дополнительного образования 9
Глава 2. Эмпирический аспект гражданско патриотического воспитания детей 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирование патриотического отношения к Родине у детей младшего школьного возраста 19
Заключение 23
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения является классической проблемой, актуальной во все времена. На каждом временном этапе развития педагогика ищет новые подходы в решении вопросов формирования нравственных качеств.
Современная мировая ситуация характеризуется дидактами как кризис нравственности. Советский философ М.К. Мамардашвили, описывая общую картину человеческой нравственности, применяет термин «антропогенная катастрофа». Становление основных нравственных качеств личности, согласно психолого-педагогическим наблюдениям, особо актуально в младшем школьном возрасте, когда именно воспитательному процессу придается центральное значение [7, стр. 15].
Развитие гражданско-патриотических чувств протекает параллельно с образовательным процессом, поэтому каждый педагог общеобразовательных учреждений продумывает методику нравственного воспитания по своему предмету. При решении данной проблемы, не может оставаться в стороне и дополнительное образование детей, поскольку педагогическое воздействие на ребенка должно оказываться системно и постоянно. Действующие преподаватели системы дополнительного образования обладают обширными возможностями развития у детей духовно-нравственных ценностей, что является вспомогательной работой для реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении.
Практика дополнительного образования так же столкнулась с проблемой недостаточного исследования специфики работы по программам гражданско-патриотической направленности.
Таким образом, целью данного исследования является теоретическое изучение и эмпирическое исследование особенностей преподавания по программам гражданско-патриотической направленности в системе дополнительного образования детей.
Объектом исследования выступает процесс преподавания по программам гражданско-патриотической направленности.
Предметом исследования считаем особенности преподавания по программам гражданско-патриотической направленности в системе дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
Согласно цели исследования, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) изучить теоретические основы гражданско-патриотического воспитания в системе образования России;
2) выявить особенности преподавания по программам гражданско-патриотической направленности в системе дополнительного образования;
3) провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
4) провести формирующий эксперимент с целью повышения уровня развития патриотических чувств у испытуемых;
5) провести контрольный эксперимент по предложенной ранее методике с целью отслеживания динамики уровня развития патриотических чувств у испытуемых.
Методы исследования: теоретического характера – анализ научной педагогической литературы, законодательной базы по теме исследования; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, методы описательной математической статистики.
База исследования:
Глава 1. Теоретический аспект гражданско-патриотического воспитания детей
1.1. Основы гражданско-патриотического воспитания в системе образования России
Возрождение основ гражданско-патриотического воспитания в России началось в 2001 году, после принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». На данный момент программа является действующей, и продлена до 2020 года [3].
На данный момент в стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных.
Работа по формированию активной гражданско-патриотической позиции проводится среди всех социальных слоев населения и возрастных групп жителей страны, с сохранением приоритета детей и молодежи. Мероприятия, которые проводятся в общеобразовательных учреждениях, объединяются в разделы [4, стр. 8]:
1) научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания обучающихся;
2) совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию обучающихся;
3) военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
4) развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания обучающихся;
5) информационное обеспечение патриотического воспитания обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Быть достойным: Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодёжного клуба «Заречье плюс» Зареченского района г. Тулы. Воспитание школьников. - 2003. - № 2. - С. 37-45.
2) Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования. – Автореф. диссерт. - Кемерово. – 2007. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyakh-gorodskoi-sistemy-obrazovaniya
3) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102388353&intelsearch=%EF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%EF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%E0+%EE%F2+30.12.2015+%B9+1493
4) Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития. Воспитание школьников. - 2002. -№7. – С. 8-10.
5) Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. докт. пед. наук. - М. - 2001. - 396 с.
6) Маричева Р.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dopedu.ru/stati/152-2012-05-23-19-14-02.html
7) Пассов Е.И. Цель обучения на современном этапе развития общества «Общая методика обучения». - М.: Издательство «Русский язык». - 1991. – 145 с.
8) Рудакова Г.В. Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования. – Диссерт. доктора пед. наук. – Коломна. – 2005. - 223 с.
9) ФГОС в дополнительном образовании. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ddmh.ru/userfiles/file/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf
10) Федотова А.Б. Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации. Методический сборник. – М. - 2016. – 57 с.
11) Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. - М. - 2002. - 187 с.