Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В первое десятилетие 21 в. интенсивные интеграционные процессы пронизывают все сферы социальной жизни, что позволяет представителям разных культур взаимодействовать друг с другом. Однако демократизация общества сегодня сопровождается не только прогрессивными изменениями, но и негативными явлениями, такими как разрушение традиционных многолетних отношений между народами, разделение этнических групп по национально-территориальному признаку, осуществление широкомасштабной культурной агрессии против отдельных народов и национальностей, межэтнические конфликты. Этих негативных процессов в современном мире можно избежать, включив человека в культуру других народов. Эта потребность определяется потребностью людей жить в мире и согласии, а для этого необходимо больше знать о других странах, народах, их материальных и духовных ценностях.
По данным Всероссийской переписи населения 2021 года, в России проживает около 190 народов. Поэтому формирование культуры мира и межличностных отношений, которая проявляется в религиозной и национальной толерантности, уважении традиций и культуры других народов, закреплено в международных, государственных и правовых документах (Конвенция ООН о правах ребенка, национальная доктрина образования, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка). Они отмечают, что образование должно быть направлено не только на всестороннее развитие личности и способностей ребенка, но и на воспитание уважения к родителям, правам человека, природе, ценностям своей культуры и культуры других народов.
Идеи культурного соответствия, тесной связи культуры и образования не новы для современной российской педагогики. Это основные идеи естественности во всех гуманистических педагогических учениях прошлого и дополняются приверженностью принципу культурного творчества, который предполагает содействие культурному саморазвитию личности, способности к самостоятельному выбору культурных ценностей, саморазвитию личности, самоопределение в культуре и творческая самореализация, по мере их культурного развития.
Поскольку дошкольные образовательные учреждения в России представляют собой мультикультурное пространство, построенное на идее культурного диалога, равноправного партнерства, в котором объединяются ценности разных этнических групп, приобщение детей к культуре разных народов становится частью мультикультурного образования. Это способствует пониманию, осознанию и принятию ребенком этнических, национальных и мировых культур в целях духовного обогащения его готовности и способности жить в мультикультурной среде.
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, чувство национальности, развивающееся с дошкольного возраста, должно формироваться на фоне приобщения детей к культуре не только родного народа, но и других на-родов, уважения к ним (Б. Шучияма, В.Д. Ботнарь, М. Дунин-Васович, М.И. Богомолова, JI.A. Парамонова, A.M. Сунд, Е.Ю. Протасова, Э.К. Суслова и др.). Принадлежность маленького ребенка к человеческой расе обеспечивает ему открытость к культуре (М. Гутар и др.). Было обнаружено, что чем меньше ребенок, тем более он открыт для восприятия любой культуры. Знакомство ребенка с культурой разных народов позволяет воспитать в нем уверенную, толерантную, свободную личность, способную жить в сотрудничестве и гармонии с другими людьми (Э.К. Суслова, Н.С. Белобородова, E.H. Кергилова, М.И. Богомо-лова, С.А. Козлова и др.).
Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые вами в детстве, влияют на дальнейшее развитие ребенка и остаются в памяти на всю жизнь. Этот факт обновляет исследуемую тему.
Ученые раскрывают различные аспекты приобщения детей к культуре разных народов. Одни посвящены приобщению детей к культуре одного народа (О.В. Леонова, Т.И. Бабаева, Е.А. Барахсанова, E.Г. Бабунова, Л.Д. Вавилова, В.Д. Ботнарь, Е.И. Корнеева), другие посвящены приобщению дошкольников к культуре разных народов, не только русских, но и других (Л.С. Ядрихинская, В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова, С.Н. Султанова и др.).
В то же время исследователи, знакомящие детей с культурой одного или нескольких народов, делают упор на национальную культуру, одновременно смешивая это понятие с понятием «этническая культура». Введение термина «этнонациональная культура», рассматриваемого нами как совокупность культурных элементов и структур, имеющих ярко выраженные этнические особенности и выполняющих этнодифференцирующие функции, а также материальных и духовных ценностей, накопленных и приумноженных поколениями в национальной жизни, позволяет нам лучше понять содержание культуры народов. Более точно определить людей, с которыми можно познакомить ребенка до-школьного возраста.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой людей разных национальностей.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой людей разных национальностей.
Предметом исследования являются основы и принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой людей разных национальностей.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой людей разных национальностей.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо ре-шить несколько задач:
- рассмотреть особенности старшего дошкольного возраста;
- изучить вопросы приобщения детей старшего дошкольного к культуре разных народов в психолого-педагогической литературе;
- детально проанализировать проблемы, связанные с приобщением детей старшего дошкольного возраста к культуре разных национальностей;
- изучить ценность дидактической игры при приобщении детей к культуре разных народов.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по педагогике, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ
1.1 Особенности старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией процесса роста: ребенок может вырасти на 7-10 см за год. Пропорции тела меняются. Совершенствуются движения, расширяется двигательный опыт детей, активно развиваются двигательные навыки. Координация и стабильность равновесия, необходимые для выполнения большинства движений, значительно улучшаются. В то же время у девочек есть определенное преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и ног, но мелкие мышцы, особенно руки, остаются слабыми. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценивать движения других детей, но самоконтроль и чувство собственного достоинства неустойчивы и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и т.д.), закаливании, занятиях спортом, утренних песнопениях. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают информацию о своем теле (органы чувств, движения, пищеварение, дыхание) и практические навыки ухода за ним [12].
В высшей нервной деятельности происходят большие изменения. На шестом году жизни улучшаются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это положительно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более устойчивыми, уравновешенными. Ребенок не так быстро устает, становится более выносливым умственно, что связано с повышенной физической выносливостью. Дети все чаще начинают воздерживаться от нежелательных действий по собственной инициативе. Но в целом способность произвольно регулировать свою деятельность все еще недостаточно выражена и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления нравственного плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно применяют правила, регулируя свои отношения со сверстниками. Старшие дошкольники уже различают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из собственного опыта и литературы. В оценке коллег они довольно категоричны и требовательны, к собственному поведению относятся более снисходительно и недостаточно объективны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе: Методическое пособие. - Уфа, 1997. - 97 с.
2. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М., 1972.
3. Ажермачева З.Н. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование: (на материале практической реализации регионально-национального компонента): дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2000. - 182 с.
4. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: дис. ... канд. пед. наук. М., - 2003. - 192 с.
5. Арнольдов А.И. Национальные культуры: Современное видение: Лекция. - М.: МГИК, 1992. - 29 с.
6. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М., 1992. - 95 с.
7. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
8. Бабаева Т.П. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду. -Сыктывкар, 1991. - 60 с.
9. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: дис. ... док. пед. наук. -Челябинск, 2009. - 521 с.
10. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1996. - 22 с.
11. Бабыбина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 229с.
12. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд.пед. наук - Кострома, 1999. - 19 с.
13. Белобородова Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1999. - 19 с.
14. Беспалова В.Р. Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающей общественной жизнью. - М., 1953.
15. Богомолова М. И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис. ... доктора пед. наук. -Екатеринбург, 2003. - 43 с.
16. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1988.
17. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж, 1995. - 352 с.
18. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
19. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 67 с.
20. Венгер JI.A. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
21. Дидактические игры этнокультурного содержания/ Сост. Л.М. За-харова, И.Г. Сайфутдинова, Н.У. Гладилина. – Ульяновск, 2008. – 50 с.
22. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дисс.... канд. псих. наук. - М., 1994. - 20 с.
23. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
24. Толкачева Г.Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1990. - 16 с.
25. Фриш A.C. К вопросу о классификации функций культуры // Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов международной научно-практической конференции / науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко B.И. - М: МГУКИ, 2000. - С. 7-8.
26. Хабибрахманова М.И., Николаева Т.В. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении шестилетних детей: Пособие для учителя. - Йошкар-Ола, - 1987. - 99 с.
27. Хабибуллина И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.
28. Чумичева Р. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. - 272 с.
29. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-610 с.
30. Шалин В.В. Толерантность: категории и концепты. - М: НОУ, 2000. -24 с.