Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты использования различных форм проведения уроков математики как средство формирования познавательного интереса младших школьников
1.1 Познавательный интерес: сущность понятия, признаки, структура
Познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развивать познавательный интерес у школьников кажется очевидной. Однако вопрос о том, как добиться максимально возможного развития, остается открытым. Эта проблема не может быть решена без теоретического обоснования понятия "познавательный интерес".
Исследуя понятие "познавательный интерес", следует в первую очередь обратиться к анализу основного понятия – "интерес".
С психологической точки зрения интерес относится к избирательному отношению человека к объекту, определяемому его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы возникают из потребностей. Потребность выражает потребность, а также интерес, принятие, предрасположенность к деятельности. Установленный интерес может стать необходимостью. Интересы индивида определяются характеристиками объекта, на который они направлены, и психическими свойствами самого индивида (его образованием, культурой, характером, способностями) [13, с.67].
В учебнике психологии под редакцией И. В. Дубровиной [17, с.125]" интерес – это отношение потребности или мотивационное состояние, которое движет познавательной деятельностью, которая развивается в основном на внутреннем уровне". Интерес может все больше обогащаться в условиях возникающей познавательной деятельности и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональные и волевые
характеристики. Интерес - это интеллектуальная эмоция и соответствующие усилия, связанные с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес характерен для человека на этапе освоения реальности в форме знания.
К. Э. Изард [20, с.89] включает интерес к ряду основных (первичных) эмоций, имеющих мотивационное значение, и описывает его как увлечение содержанием и участие в процессе познания. деятельность, связанная с решением задачи.
В педагогической науке интерес определяется как сложное психическое явление, отражающее множество процессов и являющееся целостным объектом.
По мнению Н. Г. Морозовой интересом называются эмоционально- познавательные отношения между субъектом и объектом, в которых субъект познания играет активную роль. По мнению И. П. Подластого, интерес - один из постоянных и могущественных мотивов человеческой деятельности. Интерес - это действительная причина действий, которые человек считает особенно важными для него, это положительное оценочное отношение субъекта к выполняемой деятельности.
Следовательно, интерес:
- избирательное отношение к чему-либо;
- определенная ориентация личности;
- эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям реальности;
- важная причина действия;
- состояние познавательной деятельности.
Сегодня под познавательным интересом в основном понимаются "различные состояния человека, объединенные положительной ориентацией на его деятельность: увлечения, склонности, любопытство" [18, с. 145]. В научной литературе, посвященной рассмотрению этого понятия, можно найти следующие толкования.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство авторов определяют познавательный интерес как ориентацию индивида на окружающий мир, которая отличается такими свойствами, как избирательность и активность. Если рассмотреть подходы к познавательному интересу более подробно, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью в познании предметов и явлений окружающего мира.
Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и, прежде всего, в обучении.
Формирование познавательных интересов детей в процессе обучения может происходить в двух основных областях:
- выбор соответствующего содержания предметов;
- организация познавательной деятельности учащихся [12, с.101].
Таким образом, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выявили следующие особенности познавательного интереса:
1. Познавательный интерес выражается в желании узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их сущность, выявить существующие между ними связи и отношения.
2. Существует определенная взаимосвязь между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире. Таким образом, с одной стороны, под влиянием познавательного интереса к личности кругозор значительно расширяется, с другой стороны, этот процесс возможен только через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знание становится более глубоким.
3. Познавательный интерес приводит к активации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это, в
свою очередь, определяет способы получения, хранения и применения знаний об окружающем мире.
4. Чем шире кругозор человека, тем сильнее развивается его познавательный интерес, поскольку условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, поиск новых свойств, сторон, свойств и взаимосвязей в знакомом предмете.
В педагогике также представлены различные компоненты структуры познавательного интереса. Поэтому в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются значимые составляющие познавательного интереса. На них ссылается автор:
- Эмоциональная составляющая, проявляющаяся во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи.
- Интеллектуальный компонент. Это отражается в выполнении всевозможных мыслительных операций, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
- Регулирующий компонент. Способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию навыков преодоления трудностей, концентрации, принятия правильных решений, выражения отношения к результатам творческой деятельности, обучению рефлексии и самоконтролю.
- Творческая составляющая, отвечающая за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, сочетать виды деятельности, проявлять способность к творческой умственной деятельности.
Нами были рассмотрены различные точки зрения исследователей на сущность понятий "интерес" и "познавательный интерес", структуру познавательного интереса и основные черты. Познавательный интерес отличается от любого другого вида интереса к познавательной деятельности
очевидной избирательной направленностью на конкретную тему, ценностной мотивацией, в которой познавательные мотивы занимают ведущее место.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 14-16.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1983. – 345с.
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М: Речь, 2004. – 219с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды
/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 352с.
6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: В 2-х ч.-М.: Генезис, 2001. – 196с.
7. Выготский JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1999. - 143с.
8. Горнобатова Н. А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. // Эксперимент и инновации в школе. 2015, № 5. С. 51- 55.
9. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения - М.: Просвещение, 2012. - 258с.
10. Десницкая В. В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015, № 3. С.63-69.
11. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 2009. - 145 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
-368 с.
13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.– М.: Прогресс, 2007. – 367 с.
14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005. – 124с.
15. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 197с.
16. Кузнецов В.Н. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014, № 1. С.44-51.
17. Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №2. - С.62-64.
18. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Кемерово, 2004. – 14 с.
19. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий //Педагогический альманах. - 2002. - № 1.- С. 94-99.
20. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Дрофа, 2001. – 306с.
21. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ . - 2008. - №3. - С.16-20.
22. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с.
23. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440 с.