Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде и в условиях социально-экономических преобразований изменяется характер и содержание обучения и воспитания дошкольников. Повсеместно растёт необходимость и возможность эстетизации различных направлений деятельности детей, в том числе, дошкольников.
Ведущей целью целостного образовательного процесса сегодня является развитие индивидуальных качеств детей. Также необходимо формирование эстетических и этических ценностей всех субъектов образования. За эстетическим воспитанием ребёнка стоит не только формирование его эстетических наклонностей. Эстетическое воспитание занимает достаточно важное место во всей системе образовательного процесса, начиная с дошкольной образовательной организации. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается в течение всей жизни. Многие писатели, педагоги, и деятели культуры отмечают важность вопросов эстетики в дошкольном возрасте. Особо значимую роль в этом вопросе занимает изобразительное искусство во всех его проявлениях.
Можно особо отметить особенности развития мыслительной и эмоциональной сфер дошкольников. К ним относят высокую эмоциональную восприимчивость, гибкость и раскованность воображения. Именно в дошкольном возрасте ребенок чрезвычайно чувствителен к влиянию слова, красок, музыки и др. Большую роль в эстетическом воспитании ребёнка играют его родители, которые способствуют эстетическому воспитанию и развитию дошкольников. От того, насколько продуктивно будет обеспечено взаимодействие семьи и ДОУ, будет зависеть успех эстетического воспитания дошкольников в целом.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость занятий изобразительным искусством в ДОУ в качестве метода эстетического воспитания дошкольников
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО.
Предмет исследования: занятия по ИЗО в ДОУ как метод эстетического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия эстетическое воспитание дошкольников.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования эстетического воспитания дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.
4. Предложить методические рекомендации по организации занятий изобразительного искусства дошкольников при формировании эстетического воспитания
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетического воспитания дошкольников на занятиях по изобразительному искусству
1.1. Анализ понятия эстетическое воспитание дошкольников
В разработку теории эстетического воспитания детей большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста нередко оказываются невосполнимыми. Такое возникает в том случае, если к данной проблеме не подходить системно и комплексно.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Подобного рода процессы способствуют формированию и развитию творческих способностей дошкольников. Необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, что касается интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания [9].
В современном дошкольном образовании воспитательным процессам дошкольников отводят достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. К процессам воспитания в современной образовательной дошкольной организации сегодня предъявляют несколько иные требования, чем это было ранее. В каждой организации сегодня существует своя образовательная программа, которая регламентирует деятельность всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Педагоги ДОУ разрабатывают календарно-тематический план воспитательных мероприятий на весь год. Современная образовательная среда, разрабатываемая на комплексной основе, позволяет осуществлять многогранное воспитание детей. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование практической деятельности дошкольников является важнейшей составной частью педагогической деятельности ДОУ.
Целью эстетического воспитания в образовании выступает становление эстетической воспитанности ребенка. Безусловно, никакой из существующих видов образования нельзя полностью вычленить из общего процесса воспитания, но по каждому из воспитательных направлений образовательной организации существует некий заданный комплекс мер.
Под эстетическим воспитанием понимают воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве. Базовой составной частью эстетического воспитания являются воспитание и образование человека. В литературе часто упоминается о том, что, если речь идёт об образовании в целом, это означает, что процесс воспитания дошкольников там уже заложен. Безусловно, перед педагогами стоит вопрос, каким должно быть содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста, отвечающее всем современным требованиям.
В дошкольном возрасте у детей закладывается основа нравственного и эстетического сознания. Происходит понимание существующих моральных норм поведения. У ребёнка начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений. Проблема эстетического воспитания - это проблема современного мира вообще. Современным детям и молодежи сегодня бывает трудно оценить эстетическую красоту чего либо, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. При этом главная задача, стоящая перед современной образовательной организацией, была и остаётся - воспитание гармонично развитой личности. Именно эстетическому воспитанию принадлежит здесь значительная роль. Многие специалисты считают, что такие виды искусства, как изобразительное, музыкальное, танцевальное и др., являются сегодня в современной образовательной среде сильно недооценёнными [15].
В таком случае можно сказать, что важнейшая задача образовательных организаций заключается в значительном улучшении художественного образования и эстетического воспитания дошкольников. Необходимо развивать у них чувство прекрасного, а также формировать у них высокие эстетические вкусы. Все люди должны уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и др. Опытные педагоги считают, что лучше использовать в этих целях возможности каждого занятия, или мероприятия. Они имеют достаточно большую познавательную и воспитательную силу.
Особенностью эстетического воспитания является то, что его можно формировать у дошкольника повсеместно. Дети с детства в любой образовательной организации начинают изучать художественную литературу, знакомятся с текстами, заниматься музыкой, танцами и др. В процессе всех этих видов работ дошкольники уже приобщены к творческим процессам. Но здесь очевидно, что эстетическое воспитание никак не может быть решено лишь средствами процессов ДОУ.
Вероятно, по этой причине, можно говорить о том, что ведущую роль в системе эстетического развития и образования ведущую роль будет занимать система дополнительного образования, которая в настоящее время имеет чрезвычайно важное значение для каждого ребёнка. Ресурсы совокупного образовательного потенциала здесь действительно велики. Особенно это заметно в том случае, когда родители заинтересованы в развитии собственных детей. В образовательной среде, которая всегда реализует триединую образовательную цель, обучение, воспитание и развитие, должно быть обеспечено воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов и др. С младшего возраста детей необходимо развивать способности и потребности участия в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
Прекрасное в действительности – это источник прекрасного в искусстве. Гармонично развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание является частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания. Как любое иное воспитание – оно направлено на всестороннеe развитие субъекта, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Психологи говорят об эстетическом отношении к миру. Это не только созерцание красоты. Прежде всего – это стремление к творчеству и к самореализации. Очевидно, что эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика творческого развития личности [Текст] / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. - Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. Новосибирск. - 2003. - 44 с.
2. Диагностика интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП. - 2006. -124 с.
3. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дошкольного образования [Текст] / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 139 - 142.
4. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография [Текст] / Е.Ю. Ежова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань. - 2010. - 260 с.
5. Зоблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория [Текст] / О.А. Зоблоцкая // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - No 2 (4). - С. 3-14.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин // М.: ООО Издательство «Питер». - 2009. - 434 с.
7. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании: учеб. -метод. пособие [Текст] / сост. О.А. Еник. Тольятти: Изд-во ТГУ. - 2013. - 127 с.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова // М.: Мозаика-Синтез. - 2015. - 160 с.
9. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 04-06-00183а «Научное наследие А.Н. Леонтьева и его школы» Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект No 12-06-16068д / ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. Издательство «Смысл». - 2012. - 950 с.
10. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся
начальных классов [Текст] / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. - 2007. - No 9. - С. 60-64.
11. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В. В. Буткевич. Минск: Пачатковая школа. - 2008. - 114 с.
12. Любимова, Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников [Текст] / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. / редкол. В.В. Буткевич [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. Минск: БГПУ. - 2008. - С.103-111.
13. Маслова Л.П. Формы и методы контроля качества учебной
деятельности на уроках музыки и мировой художественной культуры: пособие для учителей [Текст] / Л.П. Маслова // Новосибирск. - 2010. - 47 с.
14. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте: Учеб. Пособие. Волгоград [Текст] / М.В. Матюхина // Перемена. - 2005. - 215 с.
15. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Просвещение. - 2008. - 175 с.
16. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Феникс +, 2009. - 272 с.
17. Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание дошкольников / И. М. Мамедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 31.10.2023).
18. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.А. Мочалова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - No 94. - С. 166-170.
19. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Под руководством Б.М. Неменского, Изд. 5-е. М.: Просвещение. - 2009. - 144 с.
20. Селиванова Л.И. Саморазвитие личности: изучение и реализация идей П.Ф. Каптерева: практическое руководство для учителей и студентов университетов [Текст] / Л.И. Селиванова. Под науч. ред. Ф.В. Кадола; М-во образования РБ, Гомельский областной институт развития образования. Гомель. - 2011. - 81 с.