Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Вопросы и проблемы биологического направления в современном образовании всегда имели большое значение. Происходит это от того, что речь, чаще всего, идёт о сохранении окружающей среды и выживании человечества. И сейчас подобного рода вопросы, первыми стоят на повестке дня. Грамотная работа людей в этом направлении позволит людям выжить и сохранить природу со средой своего обитания, как людей, так и животного мира. В социуме все отдают себе отчёт, насколько необходимо в обществе биологическое образование, которое непосредственно связано с экологическим образованием. В этом направлении необходимо также и соответствующее воспитание подрастающего поколения, чтобы подобного рода вопросы решались всеми поколениями компетентно и грамотно. Чтобы осуществить это наилучшим образом в школе, педагоги должны формировать у воспитанников соответствующее мышление и грамотность. Речь, в частности идёт об естественно-научной грамотности, и функциональной, в области науки – биология.
Необходимость формирования у обучающихся функциональной грамотности не вызывает сомнений у педагогов, воспитателей, родителей и др. Ценность интеллектуального развития ребёнка всегда должна быть в приоритете. В современной образовательной среде и в соответствующей информационно-культурной ситуации развития общества необходимо во всех образовательных областях прививать детям основы функциональной грамотности. Исследователи много времени посвящают проблеме формирования функциональной грамотности школьников.
Учёные и методисты обращают внимание на важность формирования функциональной грамотности у детей, которая в дальнейшем характеризует их понимание основ учебных дисциплин в виде полученных знаний, умений, навыков и компетенций. Исследователи дают глубокие представления о том, что такое функциональная грамотность, особенности её структуры, её ведущая функция и др. Ими характеристика структурных компонентов функциональной грамотности, где речь идёт о глобальных видах грамотности и специфические для конкретной науки особенности. В настоящее время много исследований посвящено основам функциональной грамотности и практике их овладения в российском образовании. Представлена модель развития функциональной грамотности детей в условиях системных изменений.
Бережное отношение ко всему живому начинает формироваться с раннего детства, при условии, что современная образовательная среда, начиная с дошкольного образования, качественно реализует подобного рода обучение и воспитание школьников. В связи с чем, можно говорить о том, что биологическое образование школьников сегодня может быть отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований.
Цель работы: изучить и обосновать особенности организации внеурочной деятельности по биологии для формирования естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности школьников.
Объект исследования: процесс формирования естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности школьников.
Предмет исследования: формы и методы организации внеурочной деятельности по биологии для формирования естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности школьников
Задачи:
1. Провести анализ понятий естественно-научная и функциональная грамотность.
2. Изучить формы и методы организации внеурочной деятельности по биологии для формирования естественно-научной грамотности.
3. Описать организационно – педагогические условия внеурочной деятельности по биологии при формировании естественно-научной грамотности.
4. Предложить методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по биологии при формировании естественно-научной грамотности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по биологии при формировании естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности
1.1. Анализ понятий естественно-научная и функциональная грамотность
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с младшей школы, понятие функциональная грамотность существует, наряду с понятием грамотность, в целом. Под грамотностью в широком смысле слова, в любой образовательной модели всегда понимали степень владения человеком навыками чтения, письма, счёта на родном языке. Под функциональной грамотностью сегодня чаще всего понимают способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности [5].
В области науки биологии, также повсеместно используется категория естественно-научная грамотность. Под естественно-научной грамотностью понимают компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ученика занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Естественно-научная грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру. Благодаря этому виду грамотности у школьника формируется компетентность, которая формирует его мнение об окружающем мире, природе и ее законах. Современный человек должен хорошо знать, что такое ГМО, почему нефть в водоеме - это плохо, для чего в природе нужны насекомые и др.
В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики, химии. При этом педагоги часто предлагают ученикам решать задачи из реальной жизни. Большое внимание этим процессам уделяется в рамках внеурочной деятельности школьников. Педагоги при этом говорят о необходимости формирования высокого уровня естественно-научной грамотности учеников. При высоком уровне сформированности естественно-научной грамотности ученики должны демонстрировать следующие умения:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
- выявлять особенности естественнонаучного исследования;
- делать выводы на основе полученных данных;
- формулировать ответ в понятной для всех форме;
-уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
- уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
- понимать методы научных исследований;
- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и др.
Такого рода формулировки созвучны понятию, в том числе, функциональной грамотности, которые используется в Программе международного сравнительного исследования PISA. Оно занимается исследованием функциональной грамотности 15-летних школьников. При этом нормативно функциональная грамотность школьников является важным показателем качества современного образования. Формируют функциональную грамотность детей в школе.
Образовательная практика показывает, что академических знаний недостаточно для того, чтобы быть успешным во взрослой жизни. А.Л. Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].
Вопрос по отношению к 15-и летним школьникам, которые принимают участие в сравнительных исследованиях PISA, звучит следующим образом: обладают ли они необходимыми умениями и навыками, которые необходимы им для полноценного функционирования в обществе. В таких исследованиях оценивают способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения разных жизненных задач.
К основным направлениям исследования относят следующие:
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность.
3. Естественнонаучная грамотность.
Каждое задание PISA состоит из отдельного текста, в котором описывается ситуация жизненного характера. Текст содержит от одного до шести заданий различного уровня сложности. Выполняя задание, ученик должен показать, что ему понятна проблема, которая содержится в том, или ином задании. Проблема, как правило, лежит вне рамок рассматриваемой предметной области и вне изучаемого учебного материала.
Современное общество сегодня нуждается в специалистах, которые способны и готовы в течение всей жизни осваивать новые знания и применять их к новым обстоятельствам. Они не просто отвечают на вопрос в учебнике, или решают задачу по готовому алгоритму. Они решают возникающие проблемы и готовы предложить несколько вариантов решения имеющейся проблемы. Можно говорить о том, что в настоящее время существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность субъектов в целом, с течением времени стала важнейшим индикатором общественного благополучия. Функциональная грамотность школьников продолжает оставаться важным показателем качества современного образования. Речь не идёт о том, что в современной образовательной среде школьники стали получать меньше знаний. Каждое знание предполагает наличие сформированных умений и навыков, которые являются показателем того, что школьник полученные знания усвоил. Но чисто академических знаний сегодня уже недостаточно. Акцент сделан на то, чтобы показать, каким именно образом все эти знания применяются на практике.
В условиях требований ФГОС современные педагоги готовы к развитию функциональной грамотности школьников. Существуют объективные показатели успешности современной системы образования. Как уже было отмечено, к ним относят результаты международных исследований качества образования. Школьники демонстрируют результат по читательской грамотности, по математической грамотности и по естественнонаучной. Здесь важно показать положительную динамику процесса, то есть, постоянно улучшать результаты по всем направлениям функциональной грамотности предыдущего периода. Все эти процессы во многом зависят от профессиональной компетентности учителей. Педагоги практики отмечают, что в вопросе формирования функциональной грамотности необходимо выделять два направления:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басова, Е.А. Формирование у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации [Текст] / Е.А. Басова. – Санк-Петербург, 2019. – 225 с.
2. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] / О.П. Громова // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2018. – No 17. – С. 42.
3. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] / М.И. Губанова // Начальная школа плюс до и после. – 2019. – No12. – С. 36-42.
4. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2019. – No12 – С. 1-4.
5. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 04.11.2023).
6. Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.А. Ермоленко // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – № 1. – С. 166–176.
7. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. - метод. пособие [Текст] / Е.В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2020. – 59 с.
8. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 04.11.2023).
9. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. науч. тр. Текст / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2017. – 327 с.
10. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №4 (31). – С. 22-25.
11. Леонова, Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование. - 2019. Т. 6 № 4. – С12-18.
12. Мацкевич, В.С. Функциональная грамотность Текст / В.С. Мацкевич // Всемирная энциклопедия: Философия. – Минск. – Харвест. - 2013. – 312 с.
13. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.
14. Шарипова, Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения Электронный ресурс / Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589 (дата обращения: 04.11.2023).
15. Шкарбан, И.В. Экологические проблемы в системе образования [Текст] / И.В. Шкарбан - М.: Юнити, 2019. - 547 с.