Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что в сложных социально-экономических условиях в России резко возросла потребность широких слоев населения в социальной помощи, поддержке, социальной реабилитации, что обусловило создание системы социальных служб, учреждений, организаций социальной направленности, необходимость подготовки специалистов по социальной работе.
Общество и государство всегда пыталось так или иначе защитить таких граждан, оградить их от возможных трудностей.
Государство, решая эти проблемы, посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, социальных пособий и величину прожиточного минимума.
Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. Одним из механизмов реализации социальной политики государства является развитая и эффективно функционирующая система государственной помощи гражданам, имеющим детей.
Осуществление кардинальных социально-экономических реформ очень часто сопровождается повышенным социальным риском для социально уязвимых слоев населения, связанным с возможностью высокого уровня безработицы, разрушением привычных норм жизни, нарушением процесса адаптации, ломкой сложившейся системы социальных гарантий.
Степень научной разработанности проблемы. В разное время проблемы системы социального обеспечения населения нашли свое отражение в работах: В.М. Баранова, С.В. Полениной, С.Н. Братуся, Г.Г. Егорова, Д.А. Казакова, Д.А. Керимова, Н.П. Колдаевой, Т.Н. Рахманиной, Соболевской, Ю.А. Тихомирова и др. Данными авторами в разное время были проанализированы основные предпосылки, принципы, процедуры и формы социального обеспечения населения.
Предметом изучения в работе выступают сущность, и виды социальной защиты населения.
Объект исследования - брак и семья.
Цель работы – рассмотреть технологии социальной работы с молодой семьёй в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть актуальные проблемы молодой семьи в современном обществе;
- проанализировать концепции управления социальной защитой семьи;
- выявить функции социальной работы с молодой семьей;
-рассмотреть социальную поддержку и защиту молодой семьи;
-определить социальное партнерство как технологию работы с молодой семьей;
- проанализировать социально-коммуникативные технологии в профилактической работе с молодыми родителями.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили труды отечественных авторов, законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, специальная литература, анализ работы органов социальной защиты по реализации семейной политики и статистических данных по состоянию семьи, женщин и детей.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
1.1. Молодая семья как социальный феномен
В любом обществе семья как уникальный исторический феномен имеет двойственный характер. С одной стороны - это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан институт брака.
Существуют различные подходы к определению понятия молодой семьи. Так, В.А. Сысенко считает возможным выделение четырех основных стадий семейной жизни, среди которых он называет «совсем молодые» семьи - до 4 лет и молодые семьи - 5–9 лет. [17, с. 10]
Ученые на протяжении многих лет исследуют различные типы семей, однако, молодой семье отводится особое место. Вместе с тем, еще нет ее законодательно-закрепленного и общепринятого понятия, а также типологизации.
Так или иначе, некоторые социологи (Антонов А. И., Голод С. И., Каткова И. П., Рубина П. Я., Урланис Б. Ц.) подходят к определению молодой семьи с различных точек зрения, которые исходят из разных критериев: длительности брака, предельного возраста супругов и так далее.
Вместе с тем, исследователи Зуйкова Е. М., Кузнецова Н. В. и Н.Ф. Басов к молодой семье относят семьи, у которых стаж совместной жизни составляет три года, где супруги состоят в первом браке, и при условии, что оба они не достигли тридцатилетнего возраста [1].
Социолог Гурко Т.А. в соавторстве с Мацковским М.С. считают, что продолжительность брака должна составлять 5 лет включительно, ведь именно к этому времени молодые имеют, по крайней мере, одного ребенка, и таким образом, заканчивается один из этапов жизненного цикла семьи. [14]
Таким образом, молодую семью в качестве объекта молодежной политики можно определить, как супругов в возрасте до 30 лет, то есть находящихся на «пике» активного репродуктивного возраста, удовлетворяющих нравственно-психо-физиологические и репродуктивные потребности личности, состоящих в зарегистрированном браке, либо проживающих совместно до 3 лет, имеющих детей или ориентированных на детность.
Выделение молодой семьи в качестве отдельной группы среди других типов семейных союзов обусловлено, множеством проблем психологического и бытового характера, возникающих у молодых супругов на первом этапе функционирования семьи. Именно здесь закладывается основа будущей счастливой и успешной супружеской жизни.
Как и любая социальная группа, семья подчиняется основным законам групповой динамики. В этой связи можно выделить следующие этапы в развитии молодой семьи:
-Молодожены (стадия ориентации) - это семья в «медовый месяц», когда происходит ее зарождение, становление.
Исследователи сходятся во мнении, что типичным для этого периода является состояние эйфории. Мечты, надежды, планы на будущее - вот основные содержательные составляющие начала совместной жизни.
-Собственно молодая семья (стадия власти) - это время, когда супруги определяются с выполнением семейных функций, уясняют для себя, что «идеальных людей не бывает», что у «второй половины» имеются недостатки, которые ранее не были замечены, что каждому из супругов необходимо уделять определенное внимание родственникам, которые в одночасье стали для них «близкими». Как правило, возникают первые размолвки и ссоры, появляется стремление «переделать» другого.
-Семья, ждущая ребенка (стадия принятия ответственности и заключения договоренности). В этот период с молодыми людьми происходят существенные изменения. Семья либо распадается (если один из супругов не готов к родительству), либо беременность становится фактором «сплочения»: удовлетворяется (потенциально) базовая потребность в продолжение рода, создаются комфортные условия (для будущей мамы); повышается социальный престиж семьи (родственники, как правило, с волнением ожидают известия о прибавлении в семействе). [15]
-Семья с ребенком раннего/дошкольного возраста (стадия достижения, свершения). Эта стадия зачастую является началом многих иных достижений семьи (образование, карьера в семье ставится целью для обеспечения своего потомства).
Завершается цикл «молодая семья» с переходом в старшую возрастную группу - «за 30» (как правило, этот процесс совпадает по времени с переходом детей в школу).
Российский психолог В.С. Торохтий выделил следующие типы молодой семьи. [19, с. 102]
По принадлежности различают семью происхождения или родительскую семью (семью рождения) и прокреационную семью - вновь созданную взрослыми детьми.
По количеству поколений, проживающих в семье, выделяют нуклеарную семью, состоящую из родителей и детей; и расширенную, объединяющую две и более нуклеарные семьи с общим домохозяйством. В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, на супружество. В расширенных - на кровное родство родителей и детей. В этой связи нуклеарные (супружеские) семьи называют конъюгальными, т. е., состоящих из супругов неродственников и их детей.
А расширенные - консангвинальными, т. е. состоящими из кровных родственников из разных поколений. Критерием данной типологии семей является степень родства.
По брачному состоянию в сочетании с количеством родителей в семье различают полные и неполные семьи. Полная семья имеет в своем составе хотя бы одну супружескую пару, соответственно неполная в своем составе не имеет супружеской пары (мать или отец с детьми; семьи,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждений социальной сферы // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 3. - С. 54-61.
2. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М., 2013. С. 7, 201.
3. Болдина М.А. Технологии социальной работы с молодыми семьями // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - №5 (051). – С. 261-266.
4. Великжанина К. А. Теоретические аспекты социальной работы с многодетными семьями // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2016.- № 8.- С. 227-228.
5. Викулина Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 2014. С 64, 71.
6. Григорьев И. В.. Право социального обеспечения. М. 2014 г.
7. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Курс лекций для вузов. - М.,2013.
8. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 325 с.
9. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки [Текст] / под обшей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2015. - 300 с.
10. Назаров Е.С. Молодежная политика как фактор укрепления стабильности молодой семьи: автореф. – СПб., 2015. – 171 с.
11. Николаева, Е.Л. Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года: Общественный проект /Е.Л. Николаева.- М., 2015.-65с
12. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Под ред. Е.П. Агапова, Л.С. Деточенко. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015г. -738с.
13. Пашков А.В. Европейская социальная политика. М, 2013. С. 55.
14. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2013. Вып. 3. С. 115.
15. Соловьева Т.В., Кармышев Д.Н. Социальный портрет молодой семьи в условиях современной социокультуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. - №4-2.
16. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2012. С. 11.
17. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Финансы и статистика, 2013. - С. 16.
18. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2014. - 379 с.
19. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Часть 1. - М.: МГСУ, 2013. - 240 с.
20. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2013. - 612 с.
21. Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Калачикова О.Н. Дети и молодежь в Росси: глобальные вызовы современности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. - №6(42). – С.36-57.
22. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 2015. С. 4.