Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [19] особо пристальное внимание уделяется речевому развитию.
В этом отношении особенно важно привитие младшим школьникам умений работать с таким функциональным типом текста, как «повествование». Это обусловлено тем, что текст-повествование в роли дидактического материала формирует собой коммуникативную основу для изучения русского языка и дальнейшего речевого развития. В этом случае ученики начальной школы знакомятся с тематическим, жанровым, а также стилевым своеобразием повествования. Расширяют свои преставления о структуре текста и значении отдельных частей речи (особенно глаголов). При этом при формировании у младших школьников умения составлять тексты-повествования очень важно правильно подобрать методы и приемы работы, а также соблюдать определенные педагогические условия.
Все это в совокупности делает рассмотрение темы «Формирование у младших школьников умения составлять тексты-повествования» актуальным.
Цель исследования: выявить особенности формирования у младших школьников умения составлять тексты-повествования.
Объект: исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: Формирование у младших школьников умения составлять тексты-повествования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью определения сущности понятия «умения составлять тексты-повествования».
2. Выявить уровни сформированности у младших школьников умений составлять тексты-повествования
3. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию у младших школьников умений составлять тексты-повествования.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников умений составлять тексты-повествования будет эффективным при использовании наглядного материала.
Методы исследования.
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ педагогического опыта.
2.Эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся.
База исследования: МБОУ СОШ № 73, класс 2 «А» в количестве 24 человека.
Структура работы курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников умения составлять тексты-повествования
1.1. Сущность и содержание понятия «тексты-повествования»
Повествование представляет собой смысловой тип текста, где перечисляются действия либо отдельные события непосредственно во временной последовательности (то есть говорится о следующих друг за другом событиях, либо действиях). В повествовании речь ведется о последовательных действиях, отражаемый мир представлен в динамике, иными словами, воспринимается во времени, в движении. В качестве объекта повествования выступает лицо, которое совершает действия, друг друга сменяющие во времени. Также, как и другие типы речи, повествование обладает своими логико-смысловые, композиционные, а также языковые особенности.
В повествовании происходит изложение последовательности событий, текст обладает сюжетом и, чаще всего, действующих персонажей. Оно в данном смысле близко к рассказу в качестве литературного жанра. Обычно в повествовании последовательность событий определяется именно их естественным ходом. Однако автор нередко в композиционных целях автор изменяет данный порядок. В повествование включаются диалоги, имеются описательные вставки, рассуждения, зарисовки пейзажа. Повествование – это самый динамичный, подвижный тип речи. Принято считать, что он максимальным образом доступен детям [1].
С точки зрения Т.А. Ладыженской ребенок уже в возрасте 3–4 лет предпринимает попытки пересказывать тексты именно повествовательного характера (сказки, рассказы, прослушанные либо прочитанные ими взрослыми), содержание детских фильмов и мультфильмов. Многие дети младшего школьного возраста сочиняют и рассказывают сказки, в которых в отдельных случаях имеет место нравоучительная цель. Подобное свидетельствует о наличии некоторого замысла высказывания, а также о стремлении ребенка его реализовать. В устном повествовании (по сюжетным картинкам) для осуществления связи самостоятельных предложений применяется порядок предложений, который обусловлен видовременной соотнесенностью глагольных форм; используется лексический повтор (что наиболее свойственно именно для детской речи); применяются пространственные временные наречия (потом, там); союзы; наконец, синонимы и местоимения (намного реже предыдущих) [11, c. 41].
Для повествования чаще всего свойственна трехчастная композиция, а именно: начало, основная часть, состоящая нередко из нескольких микротем, а также концовка. То есть структура текста-повествования следующая: 1) начало действия (то есть завязка); 2) развитие действия; 3) завершение действия (то есть развязка).
Логико-смысловая (или типологическая) структура практически любого типа речи неизменно опирается на следующее: 1) определенную логическую основу; 2) функцию повествования, рассуждения либо описания в качестве типа речи; 3) определенный характер объекта речи и мысли [1].
Таким образом, логико-смысловая природа повествовательного типа речи является следующая:
1) логическая основа – то есть это «диахронность» (иными словами последовательность) явлений в форме предложений повествования. Как уже указывалось ранее, это последовательное изменение действий, а также движение во времени;
2) это функция в речи – то есть сообщение об изменяющихся, о развивающихся, а также сменяющих друг друга действиях последовательно (событиях, явлениях и т.д.);
3) характер объекта речи и мысли – это субъектно-объектная речь: объектом речи выступает рассказ о развивающихся действиях, которые производятся первым, вторым, а также третьим лицом, то есть субъектом.
Главная функция повествования заключается в информативности (то есть целевая установка – это рассказать, сообщить). Согласно с данной функцией тексты повествовательного типа строятся как рассказы о действиях, событиях [3].
Рассматривая языковые особенности повествования, подчеркнем, что главная специфическая черта повествования заключается динамизме, реализуемого за счет применения глаголов. С точки зрения Т.В. Бронской, глаголы-предикаты, которые называют действия, а также они образуют собой смысловую структуру повествования, в конечном итоге составляют основу рассматриваемого типа речи. В целях передачи действий непосредственно в их временных связях в первую очередь применяются возможности временных форм глагола, при помощи которых повествование получает свой основной признак – то есть глагольность. В основном применяются глагольные формы прошедшего времени совершенного вида [2, c. 35].
Тем не менее, могут использоваться и иные формы глагола. Преимущественно данные формы применяются для придания тексту большей выразительности, потому как необычность употребления в тексте одной формы вместо другой, наиболее привычной, неизменно порождает разного рода экспрессивно-смысловые оттенки, которые обогащают высказывание. К примеру, глаголы прошедшего времени несовершенного вида позволяют выделить какое-либо одно действие, при этом подчеркнув его длительность. В отдельных случаях данная временная форма усиливается таким словом, как долго. В свою очередь глаголы настоящего времени помогают представить действия словно бы происходящими непосредственно на глазах читателя. Наконец, формы будущего совершенного с частицей как, формы типа прыг, хлоп помогают подчеркнуть неожиданность, стремительность отдельного действия [5].
К применяемым в повествовании лексическим средствам относятся семантические ряды глаголов с разными значениям характера протекания действия во времени (то есть начала, конца, повторяемости, внезапности и т.д.). Для обеспечения соединения перечисляемых событий, во-первых, используются глаголы со значением начала действия (например, стали, начали); во-вторых, применяются слова и выражения, которые обозначают время (например, затем, сначала, потом, немного погодя, после этого, позже, дальше, через некоторое время, позднее, тогда, тут, наконец и др.) [14, c. 23].
Нередко в речевой практике младших школьников имеют место ситуации, которые требуют создания и эмоциональных, непринужденных, красочных повествований, и исключительного делового типа: «Как решить задачу», «Как убирать класс…», «Как сделать …», «Как играть в …». Педагогу в этом случае очень важно знать правила построения такого рода высказываний.
В качестве одной из форм, применяемых для обозначения действий непосредственно в деловом повествовании, выступает форма настоящего времени третьего лица со значением «так делают, так принято делать» (например, кладут, берут, отрезают). Использоваться могут и иные формы, к примеру, слова «нужно, надо, необходимо, следует», а также неопределенная форма глагола (например, нужно положить, надо взять); применяется форма первого лица множественного числа (например, отрезаем, берем) и т.д. [5].
У младших школьников при создании деловых повествований существенные трудности вызывает как выбор глаголов, так и использование слов в целях подчеркивания последовательности действий. В этом случае очень важно следить за тем, чтобы обучающиеся начальной школы пользовались для данных целей всем возможным арсеналом средств: затем, потом, после этого, прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и др.
В прямой зависимости от выражаемых смысловых значений, а также структурных специфик тип речи повествование может являться следующих трех видов [20, с. 11]:
1) Конкретно-сценическое повествование. Этот тип повествования отличает от других видов хронологическая последовательность событий, конкретность и наличие обстоятельственных слов, с помощью которых воссоздать можно изначальный текст. Все тексты этого типа по своей структуре напоминают сценарий. Также в текстах с конкретно-сценическим повествованием доминируют глаголы совершенного вида;
2) Обобщённо-сценическое повествование. Указанный тип повествования аналогичен подобен предыдущему в том, в нем содержатся также сведения как конкретных, так и последовательных действиях. Главной отличительной спецификой выступает выражение действия глаголами несовершенного вида;
3) Информационное повествование являет собой пересказ о тех или иных действиях субъекта. Это тип повествования отличает от других отсутствие расчлененных действий. В нем тема также присутствует, однако не имеется конкретных последовательных событий, которые ее раскрывают. Нередко данный тип повествования представлен пересказом и косвенной речью [20, с. 12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамошкина Е.Н. Работа с текстом на уроке русского языка / Е.Н. Артамошкина // Языковые и филологические исследования. 2018. № 3. URL: http://www.languageand-philological-researches.ingnpublishing.com (дата обращения: 01.11.2023).
2. Бронская Т.В. Структурно-семантическая организация текстов типа повествования в их функционально-стилистических разновидностях: подготовительный фактор. СПб, 2015. 175 с.
3. Верас И.А. Методические особенности работы с текстом- повествованием в начальной школе. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/03/08/metodicheskie-osobennosti-raboty-s-tekstom-povestvovaniem (дата обращения: 01.11.2023).
4. Гордиенко Е.А. Методика развития русской речи младших школьников: Методическое пособие. Житомир: ЖГУ, 2016. 48 с.
5. Грушевская Е.В. К вопросу о формировании умения создавать тексты-повествования у младших школьников. URL:https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/k_voprosu_o_formirovanii_umieniia_sozdavat_tieksty_poviestvovaniia_u_mladshikh_s (дата обращения: 01.11.2023).
6. Желтовская Л.Я. Русский язык Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы» (УМК «Планета Знаний»). М.: «Астрель», 2020. 112 С.
7. Желтовская Л.Я., Пронина, О.В., Бокарева, Л.Д. Слово: учебник по русскому языку для четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2018. 144 с.
8. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.: Академия, 2017. 304 с.
9. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. М.: Флинта, 2017. 176 с.
10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Часть 1. Учебник. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2018. 160 с.
11. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991. 200 с.
12. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика развития речи младших школьников. М.: Академия, 2017. -64 с.
13. Макарова Н.П., Иванова И.В. Повествование как функционально-смысловой тип текста // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 9. Саранск: Изд-во Мордовскго ун-та, 2012. С. 318-321.
14. Потураева Л.Н. Функциональный тип текста повествование в изучении русского языка в начальной школе на коммуникативной основе // Вестник Таганрогского ин-та им. А.П. Чехова. 2016. Вып. 2. С. 22-30.
15. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч 1. М., 2016. 128 с.
16. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2. М., 2016. 96 с.
17. Соловейчик, М.С. Кузьменко Н.С. Русский язык. 2 класс. Ч. 1. ФГОС. Учебник. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2022. 160 с.
18. Соловейчик, М.С. Кузьменко Н.С. Русский язык. 2 класс. Ч. 2. ФГОС. Учебник. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2022. 158 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М.: Просвещение, 2022. 48 с.
20. Хаустова Д.А. Диалог с текстом в процессе подготовки учащихся к изложениям на уроках русского языка: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва: МПГУ, 2010. 24 с.