Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В настоящее время в сфере образования происходят изменения. Это связано с внедрением федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования. Он предъявляет ряд требований к
процессу обучения и его результатам. В частности – формирование у
обучающихся универсальных учебных действий. Для успешного внедрения
ФГОС основного общего образования необходимы новые подходы к
конструированию содержания школьных предметов, совершенствование
технологий и методик обучения. Одним из вариантов решения задач
современного школьного образования является проектная деятельность,
позволяющая формировать у учащихся способность определять цель своей
работы, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать
результаты.
Использование метода проектов в обучении позволяет сформировать
необходимые умения, развить математическое мышление, а также
способствует самообучению школьника.
В ФГОС [34] сформулирован социальный заказ школе, связанный с
организацией проектной деятельности учащихся на реальном учебном
содержании, в том числе и на математическом. Однако достаточного объема
разработанных дидактических материалов в практике обучения основной
школы остается пока недостаточно.
Объект исследования: проектные задачи.
Предмет исследования: использование проектных задач и метода проектов на уроках математики.
Цель: изучить использование проектных задач на уроках математики.
Задачи:
изучить историю метода проектов;
рассмотреть современное понимание к организации ученического
проектирования;
выделить этапы работы над проектом;
охарактеризовать деятельность учителя и учащихся на каждом из
выделенных этапов;
показать использование метода проектов на уроках математики.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы (38 источников).
Глава 1. Теоретические аспекты метода проектов и проектных задач на уроках математики
1.1.Сущность метода проектов в обучении
На протяжении зарождения и становления метода проектов
существовали разные подходы к определению этого понятия.
В Риме в Академии искусств (1577 г.г.) при обучении архитекторов и
художников, построенного на принципах соревнования, в ходе выполнения
развивающих творческое воображение заданий, студенты использовали
теоретические знания и исследовательские умения, знакомились с системой
профессиональных требований. Разработки студентов, представленные в
виде эскизов, планов, макетов, носили рекомендательный характер без
дальнейшей реализации. В педагогическом контексте «проект», ставший
постоянным мероприятием учебного года, понимали как своеобразный
конкурс, дающий студентам возможность поступить в мастер-классы и
получить титул академического архитектора. Другой тип проектов
создавался в мастерских, завершением которого был некоторый
материальный продукт [44].
В конце XVIII века в технических колледжах Европы и США проект
рассматривался как инструмент приобретения знаний и навыков через
практическую деятельность.
Теоретической основой метода проекта послужила «прагматическая
педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). В
его понимании школа рассматривалась как активная жизнедеятельность в
настоящем, а не подготовка к будущему, обучение должно строиться не на
простом заучивании теоретических знаний, а на интересах и опыте ребенка
«путем делания» в ходе проблемного изложения материала, познавательной
активности, самостоятельной деятельности, связи обучения с жизнью, игрой,
трудом [11].
Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX
века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников.
Один из последователей Дьюи У. Стимпсон использовал технологию:
сначала ученики получали теоретические знания о выращивании
сельскохозяйственных культур, а затем начинали применять их на практике.
Более подробно метод проектов осмыслен и описан в работах учеников
и последователей Д. Дьюи – американских педагогов У. Кильпатрика и
Е. Пархерст.
Уильям Килпатрик считал, что при использовании метода проектов нет
места заранее составленной методистами учебной программе, «только
учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу
учебных действий» [38, с.10].
Килпатрик отрицал классно-урочную систему, при этом процесс
обучения предлагал строить на основе расширения и обогащения
индивидуального опыта учащегося. Главная идея метода: «с большим
увлечением выполняется личностью та деятельность, которая выбрана им
свободно и строится не в русле учебного предмета». Считал, что «надо учить
тому, как думать, а не тому, как что думать» [38, с.10].
Под методом проектов он понимал «от души выполненный замысел». В его интерпретации дети, которые представляли спектакль и дети, которые смотрели спектакль в зале, одинаково выполняли проект, так как получали удовольствие. Он не связывал проект с какой-либо предметной областью. Выделял четыре фазы проекта: замысел, планирование, исполнение и оценку. При этом считал, что в идеале все части проекта должны выполняться учениками без участия учителя.
Дж. Дьюи подверг критике концепцию Килпатрика, так как считал, что ученики не могут обходиться без помощи учителя, а замысел часто возникает
импульсивно и не получает дальнейшего развития из-за недостатка знаний
учащегося. «Проект», по его мнению, это совместная деятельность учителя и
ученика.
1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор
которой – американская учительница Елена Паркхерст.
В настоящее время метод проектов переживает второе рождение и
известны разные определения этого дидактического понятия.
В словарях [4, 35] проект характеризуется как:
1) разработанный план сооружения, постройки, изготовления или
реконструкции чего-либо;
2) предварительный, предположительный текст какого-либо
документа;
3) план, замысел, намерение;
4) самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью получения
личной выгоды, дохода.
В своей работе В.С. Лазарев представляет несколько определений
проекта:
проект – совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для
создания какого-либо сооружения или изделия;
проект – это совокупность проблемы, замысла ее решения, средств его
реализации и получаемых в процессе реализации результатов;
проект – это комплексное, не повторяющееся мероприятие,
предполагающее внедрение нового, ограниченное по времени, бюджету,
ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению;
проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая
определенные начало и конец) в целях получения уникального результата;
проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата;
проект – это прообраз, прототип какого-либо объекта или вида
деятельности» [18, с.300]
В современном мире проектом называют замысел (например,
архитектурный проект здания). Проектом также может быть названа и сама
последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся
получением некоторого продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адаричева Е.А. Разработки уроков и проектов. [Электронный
ресурс] / Е.А. Адаричева – URL: http://adaricheva.se-adm.ru/priemikonspektirovani ya/uchebnyj-proekt-ehkologicheskoe-issledovanie-avtotransport-ivozduh-goroda/
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.:
Издательство ИКАР, 2009. – 448с
3. Бабаскина Д.С. Проектная деятельность на уроках математики
[Электронный ресурс] / Д.С. Бабаскина – URL:http://aneks.spb.ru/tvorch-iproektnaia-deiatelnost-sovety-uchiteliu/proektnaia-deiatelnost-na-urokakhmatematiki.html
4. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание /
сост. С.А. Кузнецов – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
5. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. [Электронный
ресурс] / М.Ю. Бухаркина – URL: http://dlx.b-ok.org/genesis/368000/585ee
b70d8ca23d411600fcfc8e4d732/_as/[Buharkina_M.YU.]_Prakticheskaya_rabota_
po_teme_''(b-ok.org).pdf
6. Вайман Н.М. Проектная технология на уроках математики. Из
опыта работы [Электронный ресурс]. / Н.М. Вайман – URL: https://in
fourok.ru/proektnaya_tehnologiya_na_urokah_matematiki._iz_opyta_raboty.-
430654.htm
7. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьников.
Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы проектной
деятельности школьника» с использованием тетрадей / Г.Б. Голуб,
Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. –
80 с.
8. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология.
[Электронный ресурс] / Л.Н. Горобец – URL: https://cyberleninka.
ru/article/v/metod-proekta-kak-pedagogicheskaya-tehnologiyа
9. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. / В.В. Гузеев – М.: Народное образование, 2000.
– 206с.
10. Дворак Т.П. Организация проектной деятельности школьников:
опыт работы / Т.П. Дворак // Летняя проектная школа: сборник научных,
методических, проектных материалов / Под редакцией В.Р. Имакаева. –
Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003.
11. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для
студентов пед.вызов / А.Н. Джуринский. - Гуманитарный издательский центр
«ВЛАДОС», 1999. – 431 с.
12. Зырянова Л.Н. Метод проектов на уроках математики в V
классах /Л.Н. Зырянова // Организация проектной деятельности в
современной школе: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В.Л. Пестеревой; Перм.
гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – с.126-128.
13. Кажарова И.А. Метод проектов и познавательная деятельность
учащихся. [Электронный ресурс] / И.А. Кажарова – URL:
http://festival.1september.ru/articles/411711/
14. Касаткина З. Особенности основной школы: проектная форма
организации учебного процесса / З. Касаткина // Директор школы. – 2009. -
№ 6. – с.41-45.
15. Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках. /
Г.Н. Климонова // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. [Электронный ресурс].
– URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/1218.htm -
16. Крымова, Л. Н. Технология учебного проекта в процессе
развития творческой активности школьников / Л. Н. Крымова // Педагог:
наука, технология, практика. – 2003 – № 2(15) – с. 106.
17. Кузьмина Л.Ю. Проектный метод на уроках математики.
[Электронный ресурс] / Л.Ю Кузьмина – URL: http://nsportal.ru /shkola/obs
hchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/01/13/proektnyy-metod-na-urokakh
-matematiki
18. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые
возможности / В.С. Лазарев // Вопросы образования – 2015 – № 3 – с.292-305.
19. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа
школьников / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев. – Издательство «Вако», 2016. –
160с.
20. Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2015 – 304 с.
21. Непрерывное образование. Педагогический терминологический
словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogicaldictionary.
academic.ru/2093/Непрерывное_образование
22. Организация проектной деятельности в современной школе: сб.
науч.-метод., тр. / под ред. В.Л. Пестеревой: Пермс. гос. пед. ун-т. – Пермь,
2006. – 160 с.
23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических
вузов / Н.Ю. Пахомова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013 .- 112 с.
24. Пестерева В.Л., Шабахова Н.В. Использование метода проектов
на уроках математики в пятом классе / В.Л. Пестерева, Н.В. Шабахова //
Актуальные проблемы обучения математике в школе и в вузе; материалы
регион. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 1-2 ноября 2013г) отв. за вып. И.Н.
Власова. Перм. Гос. ун-т. – Пермь, 2013. – С. 95-100.
25. Пестерева В.Л. Урок-проект / В.Л. Пестерева // Проблемы теории
и практики обучения математике [Текст]: сборник научных работ,
представленных на Международную научную конференцию «69
Герценовские чтения» / М-во образования и науки РФ, Российский гос. пед.
ун-т им. А.И. Герцена; [науч. ред. В.В. Орлов]. – Санкт-Петербург: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – с. 36-38.
26. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учебн.
заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, – 3-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2010. – 368 с.
27. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников /К.Н. Поливанова. – М.:Просвещение, 2006. – 198 с., с.48
28. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.:
Просвещение, 2011. – 416 с.
29. Рабочая программа проектной деятельности НП «Телешкола».
[Электронный ресурс] – URL: http://www.internet-school.ru/datadocs/
doc_597pa.doc
30. Ромашко И.В. Проектная деятельность на уроках математики /
И.В. Ромашко // Образование в современной школе. - 2004. - № 3. - с. 46-49
31. Савин А.А. Занимательные математические задачи. / А.А. Савин –
М.: АСТ, 1995. – 176 с.
32. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.
/ Г.К. Селевко - Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
33. Семененко Н. М. Развитие универсальных учебных действий при
использовании проектной технологии обучения [Электронный ресурс] /
Н.М. Семененко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С. 816–820. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53166.htm.
34. Симонова О.В. Применение метода проектов для организации
внеклассной работы по математике. "Математика +" – внеклассное
мероприятие [Электронный ресурс] / О.В. Симонова – URL:
http://festival.1september.ru/articles/214550/
35. Словарь иностранных слов - 18-е изд. стер. – М.: Русский язык,
1989. – 624 с.
36. Стрельцов В.К. Метод проектирования - педагогическая
технология будущего / В.К. Стрельцов, Е.М. Французова // Учитель. - 2005. -
№ 1. - с. 36-39.
37. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая
– М.: Первое сентября, 2010, - с.6
38. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога:
монография / автор-сост. Несговорова Н.П. - Курган: Изд-во КГУ. - 2013. -
316 с., с.10.
39. Требования, предъявляемые к учащимся при работе над проектом
[Электронный ресурс] – URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/138861 996/?
*=U2hls00Qnroz%2BfLxYOyuWhcpPQF7InVybCI6Imh0dHA6Ly93aWtpLml0Z
WFjaC5ydS9pbWFnZXMvNy83OS9SZXp1bHRhdHk0LmRvYyIsInRpdGxlIjoiU
mV6dWx0YXR5NC5kb2MiLCJ1aWQiOiIxMzg4NjE5OTYiLCJ5dSI6IjIxMjQ4
MDYwNTE1MDU0NzYxNTgiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MTI5N
Dg0ODg5MTl9&lang=ru
40. Учебный проект (математический): «Страна Треугольников»
[Электронный ресурс]. – URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=
j&q=&esrc=s&source=web&cd=15&ved=0ahUKEwjzgNiTqHUAhXKO5oKHfkP
BIA4ChAWCDswBA&url=http%3A%2F%2Fschool16.edukolomna.ru%2Flocal%
2Fimages%2Fschool16%2F_proekt_docx_1442300907.docx&usg=AFQjCNGjr6r
GtXzTQNVKrpuBQjh_qJQqrQ
41. ФГОС ООО. Министерство образования и науки РФ.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
/документы/543.
42. Цыцаркина Е. Л. Методическое обеспечение процесса проектной
и исследовательской деятельности в образовательном учреждении/
Е.Л. Цыцаркина Е. // Методист. – 2009. - №6. – с. 50-52.
43. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. №4. – с.7-12.
44. Шишов С.Е. и др. Структура и содержание проектной
деятельности: Метод проектов в России и за рубежом [Текст] / С.Е. Шишов,
В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Мониторинг
образовательного процесса. – 2004. - № 5. – С. 23 – 31.
45. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном
учреждении: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева – 2-е изд., стер.– М.:ФЛИНТА, 2014 – 144с.