Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Характеристика коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Методы развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития 15
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Изучение коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития 19
2.2. Психолого-педагогический проект по развитию коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях трансформации и модернизации нашего общества особенно остро стоит проблема роли семьи и школы в осуществлении своевременной психолого-педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития является чрезвычайно актуальной, поскольку такие учащиеся после окончания школы могут быть широко вовлечены в сферу трудовых отношений в различных отраслях промышленности.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с умственной отсталостью. В настоящее время они составляют более 20% детского населения. Это часть той группы детей, которую в мировой психологической и медицинской литературе называют «дети с минимальной мозговой дисфункцией», а в педагогической – дети с трудностями в обучении или отстающие в обучении. Понятие «умственная отсталость» используется в отношении детей, не имеющих нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющихся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. Следует подчеркнуть, что понятие «умственная отсталость» более дифференцировано, чем «трудности в обучении». В нее не входят ни педагогическая запущенность, ни специфические нарушения речи, ни умственная отсталость вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер).
Несмотря на широкое распространение исследований Коммуникативных навыков в общей психологии, в литературе по специальной психологии до сих пор отсутствуют комплексные исследования самооценки и Коммуникативных навыков у детей с замедленным вариантом психического дизонтогенеза в подростковом периоде развития. В то же время изучение самооценки и Коммуникативных навыков у данной категории детей чрезвычайно важно, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включен во многие связи и отношения с другими психологическими образованиями, каждое из которых способствует его формированию и вместе с тем корректируется и направляется его непосредственным влиянием. К числу таких психологических образований относится система Коммуникативных навыков.
Проблема Коммуникативных навыков всегда волновала умы отечественных и зарубежных ученых. Этот аспект жизни имеет особое значение. Таким образом, данная тема актуальна, так как в младших школьных годах она закладывает основу, на которой базируется все дальнейшее развитие личности.
Круг исследований, посвящённых изучению школьников с задержкой психического развития постоянно расширяется, однако проблемы специфики эмоционального развития детей с ЗПР в школьном возрасте по-прежнему остаются, мало изученными.
Традиции изучения детей с задержкой психического развития в нашей стране связаны с именами таких ученых, как Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Любовский, Н. А. Меньчинская, Ю. В. Ульенкова, В. Л. Подобед, П. Б. Шошин и других. Согласно их исследованиям, дети с задержкой психического развития характеризуются значительным замедлением темпа умственного развития и качественным отличием от нормы. В этой связи отмечается также особенность межличностного взаимодействия детей с с задержкой психического развития со сверстниками.
Противоречие исследования: заключается в необходимости развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития и недостаточной разработанности методического обеспечения в решении данной проблемы.
Проблема исследования: связана с поиском методов развития Коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методы развития Коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать методы развития Коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития будет эффективным, если использовать следующие методы: методы проблемных ситуаций, метод социальной терапии, метод статусной терапии, метод сказочной терапии, метод игровой терапии.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявит сущность и особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
2. Описать методы развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
3. Изучить уровень развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сравнение; обобщение;
- эмпирические: тестирование.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект по развитию Коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития может быть реализован в условиях дошкольных образовательных организаций.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Характеристика коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема
В силу различных причин разной этиологии (экологической, экономической, социальной) на данном этапе развития общества дети с задержкой психического развития часто попадают в самые разные детские группы.
Дети с задержкой психического развития – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий для их воспитания. К сожалению, количество детей с умственной отсталостью растет с каждым годом. Одна из актуальных задач педагогики - обеспечить всем детям полноценное развитие, возможность раскрыть свои способности и найти свое место в жизни. Умственная отсталость (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение аномалии психофизического развития, которая чаще всего встречается у детей. По данным разных авторов, в детской популяции выявляют от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Изучение умственной отсталости у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой специальной педагогики. [1].
Начало изучению проблемы ЗПР было положено в 50-х годах работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Термин «умственная отсталость» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певснером в 60-70-е гг. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: в короткие сроки ребенок догонит своих сверстников и его развитие вернется в норму [2].
Изучаемый феномен характеризуется прежде всего задержкой психического развития, личностной незрелостью, непослушными когнитивными расстройствами, отличающимися от олигофрении структурными и количественными показателями, тенденцией к компенсаторному и обратному развитию.
Возникновение ЗПР может быть вызвано разными причинами. К ним относятся: инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные поражения ЦНС, тяжелые роды, недоношенность, травмы и нейроинфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также неблагоприятные условия воспитания. К основным проявлениям ЗПР относятся: неустойчивость эмоций, несформированность произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности, повышенная утомляемость, слабость познавательных интересов. У этой категории детей нет специфических нарушений систем анализа или грубых поражений мозговых структур.
По мнению В.В. По мнению Лебединского, в этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и преимущественно органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточной, реже генетической природы. [3].
В отечественной коррекционной педагогике понятие «умственная отсталость» носит психолого-педагогический характер и характеризует, прежде всего, задержку развития познавательной деятельности ребенка. В настоящее время существует несколько классификаций ЗПР.
Еще во времена становления науки о детях с ЗПР Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделил «вторичную» ЗПР, обусловленную нарушением познавательной деятельности и работоспособности на фоне стойкой церебрастении – повышенной истощаемостью психических функций. Певзнер и Т.А. Власова были выделены:
1. ЗПР, связанные с психическим и психофизическим инфантилизмом;
2. ЗПР вследствие длительной церебрастении;
Таким образом, эти ученые заложили основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов формирования ШРЛ: возможность ее возникновения как за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических нарушений, тормозящих развитие познавательной деятельности. ЗПР проявляется в нескольких основных клинических и психологических формах. К. С. Лебединская в 1980 г. предложила свой вариант классификации ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждая из этих форм имеет свои особенности, динамику, прогноз в развитии ребенка. [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 234 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Н. Л. Блинова. - 2-е изд. - М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
3. Богдан, Н. Н. Специальная психология [Текст]: пособие для пед. вузов / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная ; под общ. ред. Л. И. Александровой. - СПб.: Речь, 2015. - 320 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - М.: АСТ МОСКВА, 2015. - 811 с.
5. Борякова, Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. - 2017. - №2. - С. 23 - 35.
6. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 215 с.
8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - 3-е изд. - 2012. - 272 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. / Л. С. Выготский // под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, Т. 2: Проблемы общей психологии. - 2012. - 620 с.
10. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2013. - 329с.
11. Деревянкина, Н. А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике [Текст] / Н. А. Деревянкина // Дошкольное образование. - 2014. - №14. - С. 17 - 19.
12. Дефектологический словарь: 2-е издание / А. И.Дьячков, Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, - М.: Педагогика, 2015. – 503 с.
13. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А. О. Дробинская. - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 96 с.
14. Ефимова, Н. С. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и Коммуникативных навыков [Текст]: учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.
16. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 349 с.
17. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников. - 2-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 192с.
18. Коробейников, И. А. Специальные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть образования детей с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум, Н. В. Бабкина. - М.: Просвещение, 2012. - 47 с.
19. Крысько, В. Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / В. Г. Крысько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003. 318 с.
21. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
22. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004. 286 с.
23. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание [Текст] /А.В. Мудрик. - М.: Проспект - Пресс, 2011. - 96 с.
24. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В. Б. Никишина. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
25. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Т. А. Власова и др.— М.: Просвещение, 2011. - 119 с.
26. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Кузнецовой Л. В. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 480с.
27. Панфилова, Е. М. Графическая методика «Кактус» / Е. М. Панфилова // Школьный психолог, № 43. – М, 2013. – С. 8-9.
28. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина – М.: Просвещение: Владос,2015. – 291 с.
29. Психоаналитические термины и понятия / под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. – М.: Гердарики, 2015. - 398с.
30. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов психологии / сост. Защиринская О. В. - СПб. : Речь, 2015. - 432 с.
31. Психология детей с задержкой психологического развития. Учебное пособие / Соколова Е. В., Дмитриева Н. В., Большунова Н. Я. - Соколова Е. В., 2018. – 335с.
32. Специальная психология [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. - 3-е изд. - М.: Академия, 2011. - 472 с.
33. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2011. - 192 с.
34. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - 132 с.
35. Щур, В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности. Теория и эксперимент - М.: Детство-пресс, 2009. - 101 с.