Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Анализ понятия проектное обучение в современной образовательной среде
В современном образовании, в условиях требований ФГОС присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет совершенно недостаточно. Главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность обучающихся.
Под проектным обучением, или методом проектов понимаютподход, при котором ученики обучаются решению специфичных задач и проблем в процессе самостоятельного планирования и разработки конкретных индивидуальных, или групповых решений. Такая деятельность субъекта становится учебным проектом, и в результате учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создавая при этом конечный продукт.
К целям проектной деятельности относят следующие цели:
-формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий учащихся;
-переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
-формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
-развитие психических процессов субъекта (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и др.);
-воспитание у учеников ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-эффективное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся.
Учебный или исследовательский проект сегодня – это требование ФГОС. Это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий, к каким относится технология проектного обучения, позволит обеспечить возможность ученику самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность. Занятия с проектами должны стать в образовательном процессе неотъемлемым компонентом, как в урочной деятельности, так и во внеурочной.
Проектная учебная деятельность является сегодня неотъемлемым компонентом системы образования и развития учащихся. Проектирование учеников может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках и др. Проектное обучение всегда личностно-ориентировано, даже если проект выполняется в группе. Оно позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда. Педагогу это помогает создавать ситуацию успеха для каждого субъекта.
Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над проектами. Метод проектов является методом практического целенаправленного действия. Он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ученика при взаимодействии с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, которая актуализирует субъектную позицию ученика в педагогическом процессе.
Как уже было отмечено, в настоящее время все образовательные технологии используются с учётом цифровизации и информатизации образования. В педагогической среде принято считать, что именно через проектную деятельность у обучающихся происходит наиболее оптимальное формирование всех видов компетенций, которые регламентированы ФГОС. Если речь идёт об учениках, которые продолжили своё обучение в профессиональной образовательной организации после 9 класса, у них, помимо необходимых сформированных компетенций должны быть сформированы группы универсальных учебных действий (УУД), регламентированные ФГОС общего образования. Большим плюсом проектной и исследовательской деятельности является возможность их использования, как в урочное, так и во внеурочное время.
В связи с этим можно отметить, что проектная и исследовательская деятельность занимают значимое место при реализации ФГОС. Проектная деятельность является неотъемлемой частью самостоятельной работы обучающихся. Как правило, часть заданий в рамках проектной технологии ученики выполняют в домашних условиях, в качестве домашнего задания. Проект будет считаться удачно выполненным, когда в нём найдут своё отражение все запланированные этапы работы. Это чрезвычайно продуктивный метод не зависимо от того, на каких уроках это будет выполняться. Результаты всегда будут являться индивидуальными и уникальными.
Обеспечивается главный принцип системно – деятельностного подхода – умение самостоятельно учиться. При разработке проектов повышается мотивация учеников. У них происходит непрерывное развитие творческих способностей и формируется чувство личной ответственности. Созданы идеальные условия для взаимодействия и сотрудничества между учителями и обучающимися. У школьников формируется позитивная самооценка и это можно отнести к формированию общих компетенций (ОК) и личностных УУД. Ученикам приходится коммуницировать с педагогами, одногруппниками, в результате чего можно сказать о формировании у них коммуникативных УУД. Ученики постепенно учатся планировать свою деятельность и работать согласно выбранным этапам, что гарантирует развитие регулятивных УУД. И наконец, работа с информацией, её сбором и использованием позволяет говорить о формировании познавательных УУД и профессиональных компетенций (ПК). Таким образом, можно констатировать, что при разработке проектов у обучающихся формируются все виды нормативно заданных компетенций и универсальных учебных действий.
Основным принципом работы в условиях проектной деятельности является самостоятельное и опережающее ознакомление учеников с учебным предметным материалом. Здесь может присутствовать коллективное обсуждение на занятиях полученных результатов. Урок может стать новой формой общения педагога и учеников в плане получения нового знания и новых сформированных учебных действий. Наиболее часто ученики сегодня работают над исследовательскими проектами, поскольку они могут собой представлять реальные научные исследования. В таких проектах необходимо тщательно проработать актуальность темы, проблему и вызвавшие эту проблему противоречия, объект, цель и задачи исследования. Так же должны быть представлены гипотеза исследования, методы исследования, этапы, результаты и выводы.
Педагогами практиками отмечено, что при работе с проектами ученики часто используют проекты творческие. Как правило, творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, поскольку это будет зависеть от того, каков предусмотрен конечный результат проекта. При разработке проектов можно отметить проекты информационные, которые направлены на сбор конкретной информации и проекты практико-ориентированные, которые с самого начала нацелены на конечный результат, полученный в ходе выполнения проекта.
Для практико-ориентированных проектов иногда пишут целые сценарии. По длительности выполнения проекты бывают краткосрочные и долгосрочные, которые, как правило, выполняют и в урочное, и во внеурочное время. Далеко не все педагоги стремятся к глубокому погружению в проектно-исследовательские методики, поскольку это требует огромной подготовки и постоянного контроля над деятельностью учеников. Роль преподавателя при работе над проектами чрезвычайно велика. Всё начинается с взаимодействия ученика и педагога при работе над проектом. Педагог выполняет множество ролей в ходе проектной деятельности учеников, и в первую очередь - помогает. Он не даёт ученику готовое знание, а обеспечивает его бесперебойную деятельность. Работа ученика будет зависеть от того, каким образом его на это мотивировали, и это обязанность педагога. Преподаватель непрерывно консультирует и корректирует деятельность учеников и наблюдает за тем, как в целом продвигается их работа над проектом. Совместно с учениками педагог планирует всю работу над проектом в течение всего запланированного периода времени. Он поэтапно отслеживает полученные на каждом этапе результаты и в целом координирует всю работу группы.
Сами ученики при работе над проектами являются активными участниками совместной деятельности, или как говорят – субъекты деятельности. При этом ученикам никто не навязывает, что для них лучше. Решение принимают они сами. Если самостоятельная работа не вызывает у ученика проблем, то ему удаётся значительно увеличить объем изучаемого материала. Здесь нельзя не упомянуть про исследовательские методы обучения, поскольку они как правило, связаны с проектной деятельностью. Исследовательский метод применим на всех ступенях обучения. Педагог включает элементы поиска во все задания. Как организатор учебного процесса - он использует и функции управления процессом и творческий подход к работе. В этих случаях педагоги используют уроки-исследования, уроки - творческие отчёты, уроки-защиты разного рода проектов и др.
Современное общество часто называют информационным. Это происходит от того, что роль и объём информации стремительно нарастают. При этом есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация сегодня быстро достигает своих потребителей. Д. Джонсон и Л. Бакер одни из первых высказали возможность применения цифровых технологий в образовании. Они достаточно подробно представили в своих работах плюсы и минусы цифровизации в целом, касающиеся образования. К плюсам они отнесли отсутствие бумажного документооборота. В связи с подобными подходами, чрезвычайно перспективной становится интеграция различных уровней образования, которая позволит обновить содержание образования с учётом современных образовательных технологий, в том числе, с учётом цифровизации образовательной среды. В перспективе всё это позволит стимулировать инновационные образовательные практики и эффективно сочетать ресурсы всех партнёров, которые будут решать конкретные образовательные задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько М.: Народное образование. - 2006 - 336 с.
2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика [Текст] / Ю.В. Васильев. - М: Педагогика. – 20012. – 139 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2012 г.- 186 с.
4. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40 – 43.
5. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 05.11.2023).
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2014.- 135с.
7. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2011. - №3. – С. 18-21.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/(дата обращения: 05.11.2023).
9. Донгак, Н. А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н. А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 01.05.2023).
10. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/(дата обращения: 05.11.2023).
11. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
12. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
13. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2000.-203с.
14. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012.-186 с.
15. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 2002. - №1., 98-101 с.
16. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2015. – 136 с.
17. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2018 – 328 с.
18. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
19. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. – Рязань, 2013. – 92 с.
20. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224с.
22. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2011. - 265с.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005. - 77 с.
24. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 05.11.2023).
25. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2011. – 136 с.