Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Большое значение, согласно целевым ориентиром Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приобретает познавательное развитие детей дошкольного возраста. Одним из направлений познавательного развития дошкольников выступает математическое развитие.
Формирование элементарных математических представлений занимает важное место в психическом развитии детей дошкольного возраста. Ведущим направлением такого развития является выбор содержания и форм организации математического развития детей с учетом их возрастных особенностей в развитии математических отношений и закономерностей.
Одним из ведущих свойств материальных объектов является форма. Геометрическая форма — это стандарт, по которому человек определяет форму объектов и их составных частей.
Первое представление о форме предметов ребенок получает в результате действий с ними. Форма объекта значительно воспринимается ребенком как неотъемлемая черта. Под влиянием воспитательного воздействия на процесс восприятия детей геометрические фигуры постепенно перестраиваются.
Проблема приобщения детей к геометрическим формам и содержанию их свойств рассматривается в двух аспектах:
• сенсорное восприятие геометрических фигур и использование их в качестве эталонов познания форм окружающих предметов;
• познавательный смысл структурных особенностей, свойств, основных соотношений и законов построения геометрических фигур.
Основой для формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность воспринимать форму предметов, которая позволит ребенку научиться различать и представлять геометрические формы, такие как точка, линия, кривая, сегмент, угол, многоугольник и т. д. С развитием этой способности достаточно показать ребенку геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином, например: линии, квадраты, прямоугольники, круги. Процесс восприятия форм объектов должен быть направлен не только на ее распознавание, умение абстрагироваться и видеть ее в других вещах (Монтессори, Е.И. Михеев, Ф. Фребель, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, О.А. Петухова, О.И. Пономарева, Е.А. Рамазанов, А.А. Садыков, А.А. и Плотник, Е.И. Щербакова и др.).
Младший дошкольный возраст является периодом формирования представлений об основных свойствах предметов окружающего мира. Для усвоения детьми представлений о величине используются разные приемы и средства, с учетом возраста детей в младшей группе чаще всего применяются игры и игровые упражнения, их возможности, несмотря на частое использование конкретно для формирования представлений о величине, являются раскрытыми недостаточно, не определены педагогические условия формирования представлений о величине на основе игр и игровых упражнений в младшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей формирования элементарных представлений о величине и форме предметов в процессе проведения дидактических игр и упражнений детей третьего года жизни.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• изучить психолого-педагогические основы формирования о элементарных представлений о форме и величине предметов у детей третьего года жизни;
• рассмотреть специфику организации и проведения дидактических игр и упражнений с детьми третьего года жизни;
• определить особенности использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования элементарных представлений о форме и величине предметов у детей третьего года жизни;
• выявить исходный уровень представлений о величине и форме предметов у детей третьего года жизни;
• разработать и апробировать серию дидактических игр и упражнений с целью формирования элементарных представлений о величине и форме предметов детей третьего года жизни и выявить ее эффективность.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование представлений о форме и величине предмета у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности будет проходить наиболее эффективно, если:
• будет осуществляться сопровождение и руководство игровой деятельности со стороны взрослого;
• игры будут разнообразными, специально отобранными в соответствии с возрастом и решаемыми образовательными задачами;
• игры будут представлены в системе с постепенным усложнением образовательных и игровых задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования элементарных представлений о форме и величине предметов в процессе проведения дидактических игр и упражнений детей третьего года жизни
1.1 Психолого-педагогические основы формирования об элементарных представлений о форме и величине предметов у детей третьего года жизни
На каждом возрастном этапе ребенок проживает благоприятные периоды развития, именно эти периоды называются сенситивные. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания малыша. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [3].
Возраст с одного года до трёх в возрастной периодизации выделяется как ранний и характеризуется как стабильный период жизни ребенка между кризисами одного года и трех лет, составляющий вместе с младенчеством эпоху раннего детства (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Одной из главных задач раннего возраста является обучение ребёнка воспринимать мир, выделять в нем отдельные свойства (Е.О. Смирнова) [28].
В предметной деятельности происходит, прежде всего, сенсорное развитие малыша, т. е. развитие его восприятия, которому принадлежит ведущая роль среди всех психических процессов. Восприятием определяется сознание и поведение детей этого возраста.
Под сенсорным воспитанием подразумевается – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка и формируются представления об окружающем мире.
Сенсорное развитие всегда имело большой интерес среди педагогов и психологов. Начиная с ХIХ века отечественные ученые занимаются исследованиями в области сенсорного воспитания. В работах О. В. Морозовой представлен процесс становления первоначального сенсорного воспитания в конце XIX начале XX вв [9].
Исследования таких учёных, как Л.Н Литвиной [9] и Н.К. Беляевой [9] обобщают анализ вопросов сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг.
К. Д. Ушинский отмечал, что для полноценного познания окружающего мира, развития интеллектуальной сферы ребенка, он должен в полной мере обладать богатством ощущений и восприятий. Овладение богатством сенсорных ощущений происходит в процессе сенсорного воспитания.
Большой вклад в теорию сенсорного воспитания внес выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель, который разработал первый в мире дидактический материал для детей дошкольного возраста - «Дары Фребеля». «Дары Фребеля» включали в себя разные по величине, форме и цвету предметы.
К основным предметам – «дарам», Фребель относил: мяч, шар, кубик, дощечки, валик. Фребель считал, что в процессе игр-занятий с дарами закладываются основы правильного познания в любой области, с их помощью дети могут познавать все элементы человеческого знания, к которым относятся форма, вес, величина, число, цвет, движение.
Говоря о сенсорном развитии, невозможно обойти вниманием деятельность выдающегося итальянского ученого М. Монтессори, разработавшей уникальную систему сенсорного воспитания, ориентированную на свободное развитие ребенка в специально организованной среде. М. Монтессори эту специальную среду, способствующую саморазвитию ребенка, называла «подготовленной средой» и впервые использовала идею разделения детского пространства. Она выделила пять тематических зон: зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона речевого развития, математическая зона и космическая зона. Зоны, оборудованные уникальным сенсорным материалом, стимулировали свободное развитие сенсорики ребенка. Знакомясь с предметами, дети использовали свои органы чувств, разглядывали предметы, замечая разницу в их форме, цвете и размере. Ощупывая предметы, дети тренировали органы осязания, различали свойства предметов (твердый, мягкий, гладкий или шершавый, легкий или тяжелый).
Большой вклад в развитие теории сенсорного воспитания детей внесли отечественные ученые: Н.М. Щелованов, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгр и др.
Изучая развитие высшей нервной деятельности у детей Н.М. Щелованов, установил, что с момента рождения ребенка стремительно развиваются как его организм, так и нервно-психологическая деятельность. До трехлетнего возраста у детей устанавливаются циклы бодрствования и сна, развиваются и совершенствуются все органы чувств, активно развивается сенсорная, двигательная, эмоциональная сфера. У ребенка возникает и активно развивается речь, формируется эмоциональная основа личности и закладывается его характер.
Работы Н. М. Щелованова позволили установить физиологически обоснованные нормы сна и бодрствования для детей раннего возраста, способствующие их хорошему развитию. Н.М. Щелованов и его сотрудники на основе многолетних исследований показали роль грамотного педагогического сопровождения ребенка на ранних этапах развития. В то время как в западных исследованиях было распространено мнение о том, что разлука с матерью оказывает невосполнимое катастрофическое влияние на развитие ребенка раннего возраста и приводит к тяжелейшим последствиям в его развитии, Н.М. Щелованов и сотрудники его лаборатории доказали, что даже в ситуации разрыва с матерью, при правильной организации психолого-педагогического сопровождения детей, удается избежать негативных последствий материнской депривации. Огромное значение в развитии детей раннего возраста Н.М. Щелованов уделял сенсорному развитию детей раннего возраста. Он называл период раннего детства «золотой порой» сенсорного развития личности.
Идеи Н. М. Щелованова нашли продолжение в трудах таких выдающихся исследователей развития детей в период раннего детства, как Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, К.Л. Печора и др.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах (А. В. Запорожец) – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов ребенком - длительный и сложный процесс, который имеет предысторию и не ограничивается пределами дошкольного возраста. Для ребенка усвоение сенсорного эталона — это просто умение правильно называть то или иное свойство (как считают некоторые педагоги).
Ребенок должен иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а самое главное, уметь пользоваться такими представлениями применяя их в самых различных ситуациях.
Во второй половине ХХ века Ш.А. Абдуллаева[1], О.Ю. Бетехина, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова[18], Э.Г. Пилюгина [24], Э.Л. Фрухт [35] и др. занимались исследованиями умственного развития, а так же развитием других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.
К концу ХХ века в отечественной педагогике выделился ряд направлений в исследовании проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста:
– Л.А. Венгер [5], А.В. Запорожец [11], М.Ю. Кистяковская, А.П. Усова и др. занимались: определением актуальных проблем сенсорного воспитания и обучения детей раннего возраста;
– Ш. А. Абдуллаева [1], C.Л. Новоселова [18], Э. Г. Пилюгина и др. уделили внимание: особенностям формирования у детей в процессе сенсорного воспитания как простейших представлений о качествах предметов, так и сложных обобщенных.
– А.П. Усова [31], Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др. занимались следующим направлением: особенности развития сенсорных способностей с помощью дидактических игр.
– развитие сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Т.И. Сайганова и др.); конструктивной (А.Р. Лурия, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Н.С. Карпинская, Д.Б. Эльконин и др.).
Одна из самых важных и главных задач всестороннего развития ребёнка – это развитие сенсорных способностей. В повседневной жизни сенсорное воспитание предполагает под собой обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. На формирование миропонимания, а также осознанное отношение к явлениям окружающего влияет обогащение и углубление мироощущения.
Благодаря сенсорному воспитанию ребенок начинает более полно воспринимать различные предметы, разнообразие их свойств и отношений.
Проводимые исследования в области психологии и педагогики демонстрируют, что без подобного влияния восприятие ребенка надолго остается неполным, поверхностным, также не появляется определённая база, которая необходима для овладения различными видами деятельности, полноценного усвоения определённых знаний, приобретение навыков, а также, что является немаловажным для общего умственного развития малыша.
Главной целью сенсорного воспитания является овладение ребенком сенсорной культурой. Это понятие прочно вошло в дошкольную педагогику, благодаря трудам М. Монтессори [17].
Л.А. Венгер писал, что под сенсорной культурой следует понимать общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей, также она является результатом усвоения ребенком сенсорной культуры, созданной человечеством.
Для решения познавательных задач, которые ставит сенсорная культура, существуют специальные средства, называемые сенсорными эталонами.
Понятие «сенсорные эталоны» разработано А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это система чувственных качеств предметов, которые выделились в процессе общественно-исторического развития и предложены ребенку, чтобы он мог усвоить и использовать их в качестве образцов при исследовании объектов и анализе их свойств.
Сенсорное развитие в раннем детстве характеризуется несовершенностью процессов восприятия. Ребенок не способен к последовательному осмотру предмета и выделению его сторон, ему легче выявить наиболее яркий признак предмета и узнать предмет по нему. Малыш при разглядывании картинок не способен уловить пространственное расположение предметов, однако способен распознать контурные и красиво раскрашенные объекты, поэтому цвет еще не служит обозначающим предмет признаком. В ходе выполнения предметной деятельности ребенок учится выделять сенсорные признаки предметов, представляющие собой практическую значимость при реализации действий: форму, величину предметов. Различение ребенком признаков предметов опосредовано предпочтениями, знаниями и названиями, знакомыми ему.
Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Так, особым моментом является, что при знакомстве с сенсорными эталонами важно уделять внимание правильному употреблению названий свойств предметов.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра, такие как: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Полное овладение системой цветовых эталонов означает знакомство со всеми цветовыми тонами, со всеми оттенками, с различиями по светлоте и насыщенности цвета, а также овладение представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре и о возможности получения цветов путем смешения других [16].
Эталоны величины носят особый характер, так как величина — относительное свойство, и ее точное определение происходит при помощи условных мер. Определение величины, таким образом, происходит на основании места, которое предмет занимает в ряду таких же однородных предметов. В качестве эталонов здесь выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемыми словами «большой», «маленький», «самый большой». Усложнение представлений об отношениях предметов по величине состоит в постепенном переходе от освоения отношений между двумя-тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.
В раннем возрасте главными для ребенка являются такие признаки, как форма и величина, поскольку зрительные ориентировочные действия, которые позволяют ребенку воспринимать предметы, складываются в процессе хватания и манипулирования и направлены именно на форму и величину.
Ребенок различает цвета, но цвет для узнавания предметов в раннем возрасте не имеет значения, он не стал пока что тем признаком, который характеризуют предмет.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. На начальном этапе усвоения сенсорных эталонов необходимо познакомить детей лишь с несколькими геометрическими фигурами, которые отражают в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов. К таким фигурам относятся: квадрат, круг, треугольник. Ребенок должен уметь отделить геометрические фигуры от других предметов, придавая им значение образцов.
Это происходит путем сопоставления каждой фигуры с рядом предметов сходной формы.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. М.: 1975. 146 с.
2) Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Васюкова Н.Е. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: Сфера, 2015. 161 с.
3) Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 302 с.
4) Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 109 с.
5) Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2008. 144 с.
6) Веракса Н.Е., Дорофеева А.М. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ: инновационная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021. 368 с.
7) Гигорьева Г.Г, Зворыгина Е.В., Кочетова Н.П. Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей в условиях доу. М.: Просвещение, 2013. 205 с.
8) Гогоберидзе А.Г., О. В. Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. стандарт третьего поколения. СПб: Питер, 2013. 464 с.
9) Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для вузов / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 282 с. // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/512906
10) Елизарова, Е.Б. Развитие восприятия в раннем возрасте / Е.Б. Елизарова, В. В. Онуфриева. // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 331-335. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38817/
11) Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 2006. 458 с.
12) Инновационные технологии сенсорного развития детей раннего возраста [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyiematerialyi/innovacionnye-tehnologii-sensornogo-razv.12309517578/
13) Классификация подвижных игр. Подвижная игра в педагогическом процессе [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/publ/66-1-0-4071
14) Лисина М.И. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками / В кн.: «Формирование личности ребенка в общении» (ред. А.Г. Рузская). СПб.: Питер, 2009.
15) Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина. // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/
16) Миронова О. В. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры / О. В. Миронова. // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 134–138.
17) Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. М.: АСТ, 2010. 272 с.
18) Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001. 74 с.
19) Огородник, С. И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. И. Огородник, О. П. Панова. // Молодой ученый. — 2017. — 54 № 37 (171). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45616/
20) Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях [Электронный ресурс]. URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=153&vol=0
21) Особенности игровой деятельности детей раннего возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/238348-osobennosti-igrovoj-dejatelnosti-detej-ranneg
22) Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. Казань.: Центр инноваций в педагогике, 2013. 203 с.
23) Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 120 с.
24) Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 2009. 96 с.
25) Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика - Синтез, 2003. 150 с.
26) Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством использования дидактической игры в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]. URL:
https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/2058 27) Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/sovetcki/page86044.htm/page2156959.htm
28) Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология». М.: Владос, 2008. 366 с.
29) Степаненкова Э.М. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 168 с.
30) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
31) Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 96 с.
32) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
33) Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
34) Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
35) Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: 2000. 37 с.