Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовательном контексте в России особо актуальной является идеология, которая противодействует дискриминации и ставит перед собой цель обеспечить равные возможности для всех детей. Инклюзивное образование является основой этой идеологии и предлагает создавать специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями, предоставляя им доступ к образованию. Оно направлено на вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс и создание безбарьерной среды для их обучения.
Сегодня все больше детей с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательные школы. Они также имеют способности и равные права со здоровыми детьми. Важно отметить, что доступность образования для всех видов граждан закреплена в международных докуменах, таких как Всемирная декларация об образовании для всех, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов и Саламанкская декларация.
Нормативное регулирование инклюзивного образования в России осуществляется Конвенцией ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована Федеральным законом. Конституция Российской Федерации также гарантирует права и свободы каждого человека на образование. Федеральный закон об образовании в России гарантирует детям с ограниченными возможностями равные права на образование.
Одной из важных задач инклюзивного образования является развитие толерантности у детей, воспитание у них уважительного отношения к окружающим. Между детьми с ограниченными возможностями и детьми без них существуют проблемы толерантного взаимопонимания. Присутствие физических и психологических барьеров влияет на качество образования детей с ограниченными возможностями. Педагогам необходимо воспитывать толерантное отношение к сверстникам с особыми потребностями здоровья. Формирование толерантности у младших школьников возможно благодаря их особенностям восприятия и характеру проявления индивидуальных качеств. Данным вопросам уделялось внимание в работах А. Г. Асмолова, В. Л. Лекторского, В. В. Шалина и других исследователей.
Анализ существующих исследований показал, что хотя многие ученые работали над проблемой развития толерантности, особое внимание в исследованиях научно не обосновано развитие толерантного отношения у младших школьников в инклюзивных классах. Формирование толерантного отношения понимается как способность индивида принимать различные мнения, образ жизни, поведение и особенности других людей.
Необходимость данного исследования определяется противоречием между потребностями общества и государства в толерантных личностях и недостаточным развитием толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
Мы проанализировали множество литературных работ педагогов, среди которых С.Г. Ильинская, Е.Ю. Клепцова, Н.А. Асташова, О.Б. Скрябина, Я.А. Батрак, Г.У. Олпорт, Л.Г. Федоренко, Объект исследования – воспитание толерантности у младших школьников.
Из противоречия вытекает проблема исследования: как воспитывать толерантное отношение у младших школьников к детям с ОВЗ?
Выявленные противоречие и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с ОВЗ?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ в младшем школьном возрасте».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – процесс формирования толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: уровень толерантности у младших школьников повысится, если реализовать программу воспитания толерантности к детям с ОВЗ.
Задачи:
Выявить особенности инклюзивного образования;
Раскрыть содержание понятий «толерантность» и «толерантное отношение к детям с ОВЗ»;
Рассмотреть особенности и методы воспитания толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ;
Разработать и экспериментально проверить программу воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
эмпирические: эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование;
метод математической статистических гипотез.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы СОШ №123.
Новизна исследования:
обоснована возможность воспитания у младших школьников толерантного отношения к детям с ОВЗ;
определено содержание программы воспитания толерантного отношения у младших школьников к детям с ОВЗ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что программа воспитания толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ может быть использована в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях инклюзивного обучения.
Структура роботы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М. : Смысл, 2018. – 246 с.
2. Ашиков, В.И. «Азбука мира»: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошк. возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2013. − №8. − С. 28–33.
3. Байбаков, А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. – метод. пос. для педагогов и студентов [Текст] / А.М. Байбаков. – Волгоград : Изд - во ВГИПК РО, 2012. – 12 с.
4. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. – М. : Наука, 1986. – 60 с.
5. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / И.М. Бгажнокова. – М. : Педагогика, 2017. – 247 с.
6. Бондырева, С.К. Формирование межэтнической толерантности в подростковом возрасте [Текст] / С.К. Бондырева // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. – М. : Изд-во Моск. Психолого - социального ин - та, 2012. – С. 33-52.
7. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учебно-методическое пособие [Текст] / Е.О. Галицких. – М. : Академический проект, 2014. – 240 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 [Текст] / В.И. Даль. – М. : Рус. Яз., 2018. – 556 с.
9. Декларация принципов толерантности [Текст]: офиц. текст. – Париж : Грааль, 2015. – 12 с.
10. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2012. – 80 с.
11. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики: учебно- методическое пособие [Текст] / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. – Саратов : Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2019. − 110 с.
12. Ильинская, Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно–досуговой деятельности [Текст] / Е.А. Ильинская // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена». – 2019. – № 102. – С. 187 – 190.
13. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб. : Издательство ППМИ, 2013. – 186 с.
14. Капустина, Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н.Г. Капустина. – Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2018. – 86 с.
15. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / Е.Ю. Клепцова. – М. : Академический проект, 2014. – 176 с.
16. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 3–12.
17. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры драматизации [Текст] / Е.А. Конышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно - педагогического университета. – 2013. – №2. – С. 65–69.
18. Кузнецова, Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук : защищена 2016 / Ю.В. Кузнецова. – Астрахань, 2016. – 152 с.
19. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2017. – № 11.
20. Лопухова, Ю.В. Толерантность в контексте глобализации [Текст] / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2019. − Т. 11.
21. Мириманова, М.С. Толерантность как система воспитания [Текст] / М.С. Мириманова // Развитие личности. − 2012. − № 2. − 154 с.
22. Можейкина, Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук : защищена 30.10.2017 / Л.Б. Можейкина. – Иркутск : ГОУ ВПО
«Новосибирский государственный педагогический университет», 2016. – 24 с.
23. Надель-Червинская, М.А. Большой толковый словарь иностранных слов. Т. 3 [Текст] / М.А. Надель - Червинская, П.П. Червинский. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2015. – 195 с.
24. Непочатых, Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы [Текст] : дис. … канд. психол. наук : защищена 25.12.2014 / Е.П. Непочатых. – Курск, 2014. – 184 с.
25. Овсянникова, О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : защищена 2013 / О.А. Овсянникова. – Екатеринбург, 2013. – 28 с.
26. Петрицкий, В.А. Толерантность – универсальный этический принцип [Текст] / В.А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. − СПб. – 2013. – С. 80–85.
27. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Писаревская. – Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 с.
28. Политическая энциклопедия [Текст]. – М. : Мысль, 2017. – 496 с.
29. Ребер, А.С. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А.С. Ребер. – М. : Вече, АСТ, 2010. – 559 с.
30. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник. – 2013. − № 3. − С. 65–72.
31. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А.С. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
32. Словарь иностранных слов и выражений [Текст]. – М. : Мысль, 2018. – 605 с.
33. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.
34. Спицына, О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / О.А. Спицына. – Казань, 2016. – 28 с.
35. Степанов, П.В. Толерантный человек: как его воспитать? [Текст] / П.В. Степанов // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 152–156.
36. Толковый словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / под ред. Д.Н. Ушакова. – М. : Рус. словари, 2014. – 598 с.
37. Уэйн, К. Образование и толерантность [Текст] / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. – 2017. – № 2. – С. 14– 28.
38. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст. – М. : Кремль, 2012.
39. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М. : Просвещение, 2017. – 574 с.
40. Хеффе, О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире [Текст] / О. Хеффе // Философские науки. – 2011. – № 12. – С. 16–28.
41. Чекина, Л.Ф. Психолого-педагогическая диагностика нравственного развития детей и подростков: учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Чекина. – Тольятти : Кассандра, 2013. – 170 с.