Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы процесса использования ситуационных задач при изучении неорганической химии
1.1. Анализ понятия ситуационная задача в современной образовательной среде
В условиях реализации ФГОС поиск и выделение необходимой информации является обязательным элементом грамотности и культуры обучающихся. Ученик должен быть мотивирован на получение необходимой информации и должен уметь самостоятельно находить и оценивать предметную информацию. Системно - деятельностный подход, который заложен в основу ФГОС, главной задачей современной образовательной системы называет умение субъекта самостоятельно учиться. Формирование собственного мнения об учебной деятельности и самооценки субъекта сегодня достаточно актуально [6]. В связи с этим учителя часто используют на своих уроках решение ситуационных задач.
Под ситуационной задачей понимают методический прием, который включает в себя совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации. Любая ситуационная задача представляет собой задание, описывающее конкретную ситуацию, из которой нужно найти выход, или ее исправить.
Решение ситуационных задач – это, прежде всего, вид самостоятельной работы субъекта. Это способность систематизации информации в рамках постановки или решения конкретной проблемы. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, полученных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы, или задачи. Знания субъекта формируются не до, а в процессе применения их применения на практике. В ходе практического занятия учителю представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач по предмету. Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных дисциплин. Решения ситуационных задач базируются на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем. Ситуационные задачи – это вид задач, позволяющий обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Здесь важно понимать, что речь идёт о ситуационных задачах различной степени сложности. Такие задачи часто называют разноуровневыми и их использование подразумевает дифференциацию учебно-воспитательного процесса.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, или противоречие, которое должно быть сформулировано таким образом, чтобы учащемуся захотелось самостоятельно найти на него ответ. Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют разные цели. Для школьника важно найти правильное решение задачи. Для учителя важно освоение учащимися нового способа учебной деятельности и осознание его сущности [15].
Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации учебной деятельности. Во всех случаях, решение ситуационных задач, помимо достижения предметных результатов, будет направлено также на достижение межпредметных результатов. В силу своей межпредметности и интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе. Ситуационные задачи также выступают в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности. Использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет:
-развить мотивацию учеников к познанию окружающего мира и освоению социокультурной среды;
-актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
-выработать партнерские отношения между учащимися и педагогами и др.
Системное решение ситуационных задач формирует у школьников информационную предметную грамотность. На данный момент существует достаточно много понятий и определений информационной грамотности. К наиболее точным и полным категориям относят определение информационной грамотности, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена [4]. Данное определение наиболее полно учитывает некоторые моменты, которые часто отсутствуют в других определениях.
Это по-другому можно обозначить как выявление границ знания и незнания субъекта. Также, при решении ситуационных задач отмечено умение интерпретировать информацию. Для этого необходимо уметь информацию анализировать, то есть, не просто собрать необходимый материал, но суметь выделить из него наиболее значимое и сделать соответствующие выводы. Необходимо внятно формулировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового конечного информационного продукта.
В современной педагогической литературе не так много теоретических исследований, на основе которых можно было бы обосновывать научную разработку программ развития информационной предметной грамотности школьников. Особенностями поиска информации и способами получения информации занимались педагоги и методисты, Е.Л. Колганова, Н.Г. Мальцева, Е.М. Дукач, В.П. Фиалковская и др. Умение осуществлять поиск, сбор, обработку, анализ информации заложено в ФГОС. ФГОС относит это умение к обязательным образовательным метапредментым результатам [4].
Авторы Н.В. Збаровская и О.Н. Мяэотс работали над созданием конкретных методических приемов в помощь обучению детей нахождению и отбору необходимой информации. О.Н. Мяэотс дает рекомендации по основным темам и предлагает возможные формы заданий, которые помогают превратить процесс обучения информационной грамотности в увлекательную исследовательскую работу. Учителя практики чаще всего используют свои приемы развития информационной предметной грамотности, которые наиболее актуальны для их предметного содержания. Некоторые педагоги сводят информационную грамотность к набору навыков поиска информации.
Можно говорить о том, что информационная грамотность – это учебная технология. Это та технология, которая является необходимой для освоения каждого учебного предмета. Эта технология включает в себя:
1. Осознание личной потребности в нахождении информации для решения той или иной проблемы.
2. Стратегии поиска и подготовка значимых вопросов.
3. Нахождение информации, которая соответствует данной теме.
4. Оценка значимости найденной информации.
5. Отбор и анализ найденной информации.
6. Оценка качества информации, её точности и достоверности.
7. Обработка информации и выработка собственной точки зрения на полученный результат.
8. Предоставление аудитории полученного результата, решение поставленной проблемы и оценка эффективности проделанной работы.
Важнейшими умениями, которым необходимо учить школьников в процессе формирования информационной грамотности является необходимость создания собственного мнения, самооценки и осознания того, что информационная грамотность – это необходимое личностное качество от которого зависит успешность всего процесса учения.
Развитие у субъекта информационной грамотности должно быть направлено на умение находить, думать, интерпретировать и применять полученную предметную информацию. При обучении школьников основам информационного поиска главным является не достижение конкретного результата, а сам процесс и верное определение
стратегии поиска информации [9].
Согласно требованиям ФГОС, в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники школы будут уметь:
1. Оценивать потребность в дополнительной информации.
2. Определять возможные источники информации и способы ее поиска.
3. Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, библиотеках, Интернет.
4. Получать информацию при помощи наблюдений и при общении.
5. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде.
6. Наращивать собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию.
7. Создавать свои информационные объекты, в частности, сообщения,
небольшие сочинения, графические работы.
Подобные умения формируются соответствующим целенаправленным образом на уроках и во внеурочной деятельности. Наиболее подробно способы поиска необходимой информации представлены в примерных программах учебных предметов. Школьник должен уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернет, причём очевидно, что это умение одинаково значимо для любого учебного предмета. Школьник должен уметь высказывать свою точку зрения и комментировать ситуацию. У школьника должна быть сформирована способность задавать различные вопросы на уточнение информации и на понимание услышанного.
Таким образом, существует перечень обязательных сформированных умений школьников при работе с информацией по каждому учебному предмету. При этом необходимо учитывать, что в современном мире поток информации растет стремительными темпами. Большие объёмы самой различной информации мы получаем каждый день при просмотре новостей в интернете или при чтении книг. Сегодня это наиболее актуально для школьников, начиная с младшего возраста, поскольку им необходимо уметь осуществлять поиск информации по каждому предмету. Школьники самостоятельно создают сообщения по разным темам и знакомятся с различными терминами. В настоящее время проблема поиска предметной информации затрагивает все сферы, но главное – это определить, для чего именно мы осуществляем этот поиск.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гилева, Н.С. Создание предметно-развивающей среды для детей. Молодой ученый [Текст] / Н.С. Гилёва. - 2015. - No10. - С. 1128-1139.
2. Голикова, В. В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика [Текст] / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2015. - No 1 (2). С. 136-137.
3. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование [Текст] / Л.В. Жарова // М.: Просвещение. – 2003. - No6. - С. 23-35.
4. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] / Е.И. Изотова // Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - 2-е изд., стер. М.: Академия. - 2017. - 286 с.
5. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность школьника: диагностика и развитие: практическое пособие [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2008. - 77 с.
6. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. - 2016. - No7. - С.96-100.
7. Коноводова, Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 09.11.2023).
8. Коноводова, Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников химии / Ю.А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 09.11.2023).
9. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин // М. - 2010. - 720 с.
10. Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/ (дата обращения: 09.11.2023).
11. Монтессори, М. Полный курс воспитания [Текст] / М. Монтессори // М.: АСТ. - 2017. - 573 с.
12. Морозова, М.С. Психологическое состояние школьников при переходе из начальной школы в среднее звено [Текст] / М.С. Морозова, В. Д. Абросимова, И. В. Королева // Постулат. Биробиджан. - 2017. - No 6 (20). - С. 20.
13. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч [Текст] /Е.В. Оспенникова // Пермь. - 2013. - 301 с.
14. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в школе. Программа и конспекты занятий [Текст] / Н.Н. Поддьяков // М: ТЦ Сфера. - 2012. - 407 с.
15. Рябцева, Е. В. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики / Е. В. Рябцева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10059/ (дата обращения: 09.11.2023).
16. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: НИИ шк. техн. - 2005. - 224 с.
17. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты [Текст] / сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9 нояб. 2018 г. Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; под общ. ред. Т. И. Когачевской. Могилев: МГОИРО. - 2018. - 567 с.
18. Сущность понятия «Самостоятельная работа» [Информационный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 09.11.2023).
19. Теплов, С.М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся / С.М. Теплов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42352/ (дата обращения: 09.11.2023).
20. Фомичёва, И. Б. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности / И. Б. Фомичёва, Н. Г. Турусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7700/ (дата обращения: 09.11.2023).