Фрагмент для ознакомления
2
Нет никаких сомнений в том, что здоровье нации, здоровье народа является важнейшим показателем благополучия и безопасности государства. В настоящее время, несмотря на социально ориентированную политику государства, ожидаемая продолжительность жизни россиян короче, а уровень смертности российских мужчин трудоспособного возраста выше, чем во многих странах мира.
Курение табака является одной из серьезных угроз здоровью россиян, поскольку потребление табака значительно повышает риск развития целых групп заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхолегочных, желудочно-кишечных, онкологических заболеваний, заболеваний репродуктивной системы и др.
Закон "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает обязанность образовательной организации обеспечивать здоровье обучающихся, включая, в частности, "профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающие вещества" [п.7, с. 41] .
То есть школа как образовательная организация обязана проводить не только информационно-разъяснительную работу о вреде табака, но и обеспечивать нераспространение табакокурения на своей территории, защиту учащихся от вредного воздействия табака, организацию эффективной профилактической работы по снижению зависимость от курения.
Закон не определяет термин "курение" как курение табака, поэтому работа, организованная в школе, также должна учитывать такие современные тенденции, как электронные сигареты с использованием заменителей табака, которые пока не запрещены на государственном уровне. Большое значение в организации такой работы должна иметь деятельность преподавателя основ безопасности жизнедеятельности, как наиболее компетентного специалиста в этой области.
Учеными давно доказано, что курение табака наносит непоправимый вред здоровью курильщиков и их окружению, и эта привычка также препятствует формированию поведенческих установок на здоровый образ жизни у детей, подростков и молодежи.
К сожалению, в сознании огромного количества молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Поэтому воспитание здоровой нации возможно только при условии проведения целенаправленной профилактической работы, направленной на формирование внутреннего личностного отношения к ценности здорового образа жизни и отказу от табакокурения, а также с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подросткового возраста.
Целью данной курсовой работы является методика работы соц.педагога по профилактике табакокурения социальным педагогом среди подростков с помощью игровых технологий.
Объект: табакокурение подростков.
Предмет: работа социального педагога по профилактике табакокурения подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты профилактики табакокурения среди подростков в образовательном учреждении;
2. Проанализировать основные формы и методы работы по профилактике табакокурения среди подростков;
3. Изучить причины табакокурения среди подростков;
4.Разработать программу профилактики табакокурения среди детей и подростков в образовательном учреждении с помощью игровых технологий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Социально-психологические и мотивационные аспекты курения у современных подростков
Курение является основной угрозой здоровью детей и подростков. Тенденции к курению среди детей вызывают тревогу: в возрасте 11 лет 2% девочек и 5% мальчиков хотя бы раз в жизни пробовали курить, с возрастом эти показатели значительно увеличиваются. Стоит отметить, что детям требуется меньше времени, чем взрослым, чтобы развить зависимость от никотина. Целью статьи является выявление социально–психологических причин, побуждающих детей к курению.
Раньше курение воспринималось европейцами не в том негативном смысле, в каком мы видим это сейчас. Табак в 16 веке считался средством от сифилиса, рака, астмы, укусов змей, головных болей и других заболеваний. По словам европейских путешественников, его употребляли с трубками, жевали, нюхали, растворяли в воде, а затем пили. Пик табачной моды в медицинских кругах пришелся на 16 век, а 17 век ознаменовался появлением теории юмора. Гуморы - это жидкости, циркулирующие в организме: кровь, мокрота, желтая желчь, черная желчь. Человек здоров, если все эти четыре показателя находятся в равновесии. Табак считался одним из целебных средств, восстанавливающих баланс наравне с кровопусканием, благодаря свойствам, извлекаемым из него при курении, например, теплу, которое помогало при лечении простудных заболеваний.
Судя по письменным и археологическим свидетельствам, на табак возлагались большие надежды во время эпидемии чумы в Лондоне в 1614 году и в Дании в 1636 году, а также во время чумы, распространившейся по большей части Западной Европы в 1665 году. В то же время факты о вреде табака накапливаются, но им не придается большого значения. Даже после открытия клеточного строения организма в 1838 году курение табака не утратило своей актуальности, существовало множество мнений о том, что табак может уничтожать болезнетворные бактерии. Переоценка курения медицинским сообществом произошла в 1940-1950–х годах, когда начали появляться данные о вреде курения табака и его связи с наличием многих заболеваний.
К 21 веку курение стало не только медицинской и физиологической темой, но и психологической. Богданов К. А., автор книги "Право на курение", называет курение элементом культуры. Это вошло в нашу жизнь несколько столетий назад и остается одной из актуальных вредных привычек взрослого населения, несмотря на вред, наносимый здоровью. Большинство курильщиков осознают вред курения, но пагубное пристрастие и так называемая табачная зависимость настолько велики, что отказаться от них довольно трудно. Курение табака среди детей и подростков является проблемой, требующей вмешательства, поскольку на данном этапе можно предотвратить появление зависимости, выявить и скорректировать возможные психологические и социальные проблемы, связанные с потребностью в курении.
Согласно статистике по табакокурению в Российской Федерации, мальчики начинают курить в основном в возрасте 11-14 лет, девочки - чуть позже – в 12-16 лет. Они выкуривают 5-6 сигарет в день (мальчики - 5-8 сигарет, девочки – 5-6), а школьницы сейчас курят больше, чем мальчики их возраста и студенты (5-6 сигарет в день). В общей сложности курят 58% школьников и студентов - почти 70% мальчиков и 54% девочек. Почти 49% школьников курят, и число курящих среди мальчиков и девочек почти одинаковое с некоторым преимуществом девочек. Большинство назвали привычку основной причиной курения – почти 56%, 45% курят для улучшения настроения, 38% от скуки, 21% из уважения к сверстникам, 17% подчиняются более авторитетным друзьям, 6% беспокоятся о насмешках друзей [4, с.5].
Высокая распространенность курения среди подростков требует разработки и реализации профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их немного, и не все из них достигли реального, долговременного эффекта. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курильщика является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
3. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р).
4. Проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации: URL : https://www.rosminzdrav.ru/documents/9544%E2%80%8B-proekt%E2%80%8Bkontseptsii%E2%80%8B.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – М., 2016. - №4. – С. 35-42.
7. Бажина, М.Е., Яремчук, С.В., Яремчук, О.В. Личностные особенности курящих подростков и профилактика курения // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. 2010. № 1. С. 231-243.
8. Ванина, А.Д. Математика о вреде курения // Сборник «Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право». Московская научнопрактическая конференция «Студенческая наука». Под общей редакцией: Ф.Л. Шарова. 2016. С. 244-248.
9. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике / Ю.В Василькова [и др.]- М. : Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». - М., 2016.- 424 с.
10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский // Соц. исследования – 2017 г.- № 14.- С.16-18
11. Гориславская, Е.А., Суслов, С.С. Дерматологические аспекты вреда курения // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 261-264.
12. Дейнега, В.И., Ляшенко, Н.В.Что мы знаем о вреде курения? // Сборник «Актуальные проблемы воспитания в образовательной среде». Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции. 2017. С. 70-74.
13. Деларю, В.В. Губительная сигарета / В.В. Деларю – М. : Педагогика, 2017. - 54 с
14. Кривонос И.И. Профилактика табакокурения среди подростков // ActaEruditorum. 2018. № 25. С. 86-89.
15. Лалаянц, К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) / К. Лалаянц // Наука и жизнь. – 2016. - № 10. – С. 80-83.
16. Левитский, Л.М. Вред алкоголя и никотина: пособие для учителей / Л.М. Левитский, В.С. Язловецкий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 159 с.
17. Левшин, В.Ф., Слепченко, Н.И. Курение среди врачей и их готовность к оказанию помощи пациентам в отказе от курения // Российский медицинский журнал. 2009. Т. 17. № 14. С. 917-920
18. Соколов Ю. Как отказаться от курения/ Ю. Соколов. – СПб. Питер, 2017. – 79 с.
19. Харчев, А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. / А.Г. Харчев М [и др.]. - СПб: Питер, 2014. – 258 с.
20. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / В.А. Хриптович, М.А. Валитов– Гомель. : Знание, 2014. – С.91-93.