Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Целью задачи логопедической работы с обучающимися 1 класса, имеющими общее недоразвитие речи, является улучшение и развитие их комплексных неречевых и речевых функций. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
1. Диагностика неречевых функций – проведение оценки психомоторного и эмоционального развития учеников с общим недоразвитием речи.
2. Разработка индивидуальной программы обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направлена на комплексное развитие неречевых функций.
3. Организация уроков, в которых осуществляется систематическая работа с перцептивными процессами, моторикой, памятью, вниманием, восприятием времени и пространства.
4. Внедрение комплекса речевых упражнений, стимулирующих развитие звуковой стороны речи, артикуляционной и дикционной культуры, обогащение словарного запаса и развитие грамматических навыков.
5. Проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на активизацию речевой деятельности учеников, формирование навыков общения и развитие практических умений в речевом общении.
6. Постепенное увеличение объёма и сложности речевых задач, что способствует развитию учеников и формированию устойчивых речевых навыков.
7. Регулярное мониторинговое наблюдение за динамикой изменений неречевых и речевых функций, анализ результатов и внесение корректив в работу с каждым учеником.
Принципы логопедической работы с обучающимися 1 класса с общим недоразвитием речи основываются на комплексном подходе и индивидуальном подборе методов и приемов работы с каждым участником. Основными принципами являются:
1. Индивидуализация – учёт особенностей каждого обучающегося и разработка индивидуальных программ обучения.
2. Систематичность – регулярность и последовательность занятий, которая позволяет достичь большей эффективности в развитии неречевых и речевых функций.
3. Контекстность – использование содержательных заданий, связанных с реальными жизненными ситуациями, для активизации речевой деятельности и развития коммуникативных навыков.
4. Дифференциация – адаптация упражнений и заданий к уровню развития каждого ученика.
5. Мотивация – создание интересных и игровых ситуаций, которые стимулируют обучающихся к активному участию и преодолению трудностей.
В результате логопедической работы с обучающимися 1 класса с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы:
1. Систематическая и комплексная работа над развитием неречевых и речевых функций учеников способствует их постепенному улучшению.
2. Индивидуальный подход к каждому участнику и учет его особенностей позволяют достичь наилучших результатов в развитии речи.
3. Соблюдение принципов логопедической работы обеспечивает рациональную организацию процесса обучения и создание оптимальных условий для успешного формирования неречевых и речевых функций.
4. Регулярное мониторинговое наблюдение и анализ результатов позволяют корректировать образовательную программу и вносить необходимые изменения для достижения наилучших результатов.
3.2 Направления логопедической работы по устранению нарушений речи
Особенности неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи являются существенной проблемой в образовательной среде. Этот состояние требует особого внимания и логопедической работы, направленной на коррекцию и развитие коммуникативных навыков у детей.
Одним из направлений логопедической работы является формирование и совершенствование речевой активности. В этом контексте, важно обратить внимание на развитие звуковой стороны речи, артикуляцию звуков, произношение слов и фраз. Применение артикуляционных упражнений, фонетических игр и различных методик позволяет эффективно корректировать речевые недостатки у обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи.
Помимо этого, особое внимание уделяется развитию словарного запаса и активной лексике, что способствует улучшению спонтанной речи у детей. Упражнения на запоминание и использование новых слов, игры с ассоциациями и синонимами позволяют обогатить словарный запас и сформировать уверенность в использовании новых слов.
Важным направлением логопедической работы с обучающимися 1 класса с общим недоразвитием речи является развитие артикуляторной моторики. Упражнения на улучшение работы речевых органов, на координацию дыхания и произношения звуков способствуют более чёткому и понятному произношению. Данный подход помогает ребёнку справиться с проблемами артикуляции и улучшить качество речи.
Также необходимо уделить внимание развитию навыков слушания и восприятия речи. Обучающиеся с общим недоразвитием речи в 1 классе часто испытывают сложности с пониманием слухового материала и инструкций. Логопедическая работа сосредотачивается на тренировке слухового восприятия, развитии звукового анализа и синтеза, а также на тренировке внимания и концентрации.
И наконец, важным направлением логопедической работы является психокоррекционная работа с детьми, ведь обучающиеся 1 класса с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в эмоциональной сфере и самооценке. Работа на повышение мотивации и самовосприятия, формирование положительной самооценки и уверенности в собственных силах способствуют более эффективной адаптации детей в учебной среде.
Таким образом, направления логопедической работы с обучающимися 1 класса с общим недоразвитием речи охватывают разнообразные аспекты речевого развития. Формирование речевой активности, развитие словарного запаса, артикуляции и слухового восприятия, а также психокоррекционная работа важны для обеспечения полноценного коммуникативного развития у детей с общим недоразвитием речи в 1 классе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.:
2. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.