Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования. Научное осмысление социо-культурной деятельности современной общеобразовательной школы следует признать необходимой частью реакции российского общества на обостряю-щиеся проблемы социализации детей и молодежи, что требует существенного обновления технологий воспитательной работы в образовательных учрежде-ниях. В то же время успешная социализация должна рассматриваться как главный критерий эффективности образования как целенаправленного про-цесса развития личности и саморазвития, реализация которого невозможна без вовлечения человека в полноценный процесс социокультурного созида-ния.
Траектория саморазвития старшеклассника, определенная в данных Фе-дерального государственного образовательного стандарта, должна обеспечи-ваться особыми условиями социокультурного образования, что открывает возможности для интеграции социокультурных технологий в работу совре-менной общеобразовательной школы.
Однако достижение эффективности необходимого для общества про-цесса саморазвития личности, особенно на старшем школьном этапе, сдержи-вается объективно существующими противоречиями между:
- потребностью личности старшеклассника в полной самореализации и отсутствие организационно-педагогических условий, обеспечивающих воз-можности для этого в педагогической, педагогической и социокультурной де-ятельности учащихся;
- стремлением отдельных учителей поддерживать саморазвитие стар-шеклассников и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса;
- практикой внешнего, часто организованного вовлечения учащихся в самостоятельную общественную деятельность, рассматриваемой как условие их успешной социализации и внутренней мотивации к активной деятельности в условиях самоуправления учащегося, что требует совершенствования соци-окультурной деятельности общеобразовательной школы.
Саморазвитие личности является центральной темой психологических исследований, интерпретирующих процессы самопознания, самоопределения, саморазвития и другие процессы формирования личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.А. Деркач, С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.В. Шорохова и др.).
В то же время проблема саморазвития личности старшеклассника с точ-ки зрения технологий социокультурной деятельности ученического само-управления еще не получила достаточного рассмотрения в научной и педаго-гической литературе.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия диагностирования соци-ально-культурных условий саморазвития личности старшеклассника в дея-тельности ученического самоуправления.
Объектом исследования является процесс диагностирования социаль-но-культурных условий саморазвития личности старшеклассника в деятель-ности ученического самоуправления.
Предметом исследования являются основы и принципы диагностиро-вания социально-культурных условий саморазвития личности старшекласс-ника в деятельности ученического самоуправления.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий диагностирования социально-культурных условий саморазвития личности старшеклассника в деятельности ученическо-го самоуправления.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие «саморазвитие личности»;
- изучить педагогическую поддержку саморазвития старшеклассников в социально-культурном пространстве общеобразовательной школы;
- детально проанализировать саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности ученического самоуправления;
- проанализировать педагогическую диагностику социально-культурных условий саморазвития личности старшеклассника в учреждениях образова-ния;
- изучить технологическое обеспечение педагогической поддержки са-моразвития личности старшеклассника.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
1.1 Понятие «саморазвитие личности»
Развитие личности - это процесс качественных психологических, лич-ностных изменений с целью совершенствования. Личностное развитие - это внутреннее стремление к саморазвитию (в том числе потребность в самореа-лизации). Но многое зависит и от того, к чему стремится человек, какова его ориентация. Направленность личности определяется ее склонностями, инте-ресами, идеалами, приоритетами. Важно понимать, что личностное развитие подразумевает результат социализации и воспитания личности.
Однако человек развивается не только по заложенной в нем наслед-ственной программе и под влиянием окружающей среды, но и в зависимости от опыта, качеств и способностей, которые развиваются в его психике. Такое развитие, определяемое содержанием и уровнем психического развития инди-вида на данный момент, можно назвать саморазвитием.
Саморазвитие происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную обработку и присвоение человеком внеш-них воздействий и их преобразование в его собственные свойства.
Все высшие духовные потребности человека: познание, самоутвержде-ние, самовыражение, безопасность, самоопределение, самореализация - это стремления к саморазвитию, направленные на созидание, самосовершенство-вание.
Процесс саморазвития происходит скорее инстинктивно, даже если ин-дивид не ставил перед собой такой задачи. Он вырабатывается в процессе раз-вития личности и является ее неизменным элементом. Развитие и саморазви-тие не существуют отдельно, они взаимно обогащают друг друга. В данном случае саморазвитие - это то же самое развитие, которое предопределено только внутренней деятельностью самого индивида [12].
Саморазвитие предполагает осознанный выбор: что именно развивать и куда двигаться. Начиная с приобретения способности выбирать на основе ра-зума, саморазвитие может продолжаться только путем осознанных, разумных и рациональных действий. Саморазвивающаяся личность не может просто существовать, она должна мыслить.
Творческое саморазвитие личности - это основа, основа дальнейшего, безграничного саморазвития, переходящего в самообразование и самосовер-шенствование, без которого самореализация личности невозможна.
Более подробное определение самовоспитания можно увидеть в рабо-тах В.И. Андреева. Если «саморазвитие» как процесс допускается исключи-тельно в творческой деятельности, то самовоспитание происходит как в твор-ческой, так и в репродуктивной деятельности, то есть в результате прямого копирования индивидуальных особенностей и качеств личности. Он подчер-кивает, что ведущей функцией самовоспитания является самоуправление лич-ности в игровой, образовательной, трудовой, социальной и других видах дея-тельности и общения с целью развития социально и личностно значимых черт и качеств личности [17].
Самообразование основано на осознании человеком процессов, проис-ходящих в его психике, на умении сознательно управлять этими процессами, мотивировать, мотивировать их, ставить цели по их совершенствованию. Са-мообразование, самосовершенствование - это процесс осмысленного разви-тия, управляемый самой личностью, в ходе которого ее качества и способно-сти целенаправленно развиваются и развиваются в соответствии с субъектив-ными целями и интересами самого индивида.
Саморазвитие несравненно шире самообразования, оно охватывает фи-зиологические, психологические, педагогические, интеллектуальные и другие процессы личности, в то время как самообразование отражает чисто педаго-гические пути развития.
Самообразование - одна из составляющих саморазвития. Это средство, которое обеспечивает основу для творческого саморазвития личности и при-общает ее к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.
1.2 Педагогическая поддержка саморазвития старшеклассников
в социально-культурном пространстве общеобразовательной школы
Историко-педагогический дискурс одной из центральных педагогиче-ских идей современности - идеи саморазвития личности - определяется не только ходом общественно-политических и социально-экономических преоб-разований в нашей стране. Здесь можно говорить о гораздо более широкой педагогической традиции, имеющей свои ценностно-смысловые основы и бо-гатый опыт научного объяснения с позиций философии, психологии, социоло-гии и, конечно же, педагогики.
Саморазвитие личности старшеклассника как педагогическая идея явля-ется своеобразным ответом на противостояние двух фундаментальных кон-цепций, которые в истории философии, с одной стороны, связаны со взгляда-ми Сократа и Платона (они считали, что его
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акутина, С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклас-сников как направление деятельности классного руководителя в условиях це-лостного учебно-воспитательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.П. Акутина. Нижний Новгород, 2003. 228 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инноваци-онный курс / В.И. Андреев. Кн. 2. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. 319 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. Казань: Центр иннова-ционных технологий, 2008. 250 с.
4. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка - иная культура воспи-тания / Т.В. Анохина. // Народное образование. 1997. №3. С. 108-113.
5. Антипова, Н.Ю. Педагогическое сопровождение творческого са-моразвития подростков в детском оздоровительно-образовательном лагере системы дополнительного образования детей: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.Ю. Антипова. Москва, 2007. 194 с.
6. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология. В двух томах / М.А. Ариарский. Санкт-Петербург : Концерт, 2012. Т. 1. Методология и ме-тодика постижения культуры. 400 е.; Т. 2. Социально-культурная деятель-ность и технологии ее организации. Санкт-Петербург : Концерт, 2018, 448 с.
7. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург : ЭТО, 2019. 256 с.
8. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как пред-мет научного осмысления / М. А. Ариарский. Санкт-Петербург, 2018. 791 с.
9. Афанасьева, Е.Д. Инновационная культура педагогов / Е.Д. Афа-насьева, Л.Г.Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практи-ка. – 2004. – № 5. [Электронный ресурс] – URL: http: // image.website. ru / 05 / textarticle.htm.
10. Байбородова, JI.В. В помощь организатору самоуправления в школе / Л.В. Байбародова. - Ярославль: ЯГПУ, 1984. 120 с.
11. Барановский, В.Н. Генезис теории саморазвития: Автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.01. / В.Н. Барановский. Киев, 1995. 44 с.
12. Безродная, Я.А. Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 /ЯЛ. Безродная. Санкт-Петербург, 2006. 251 с.
13. Белухин, Д. А. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. по-собие / Д.А. Белухин. Москва : Московский психолого-социальный институт, 2005. 448 с.
14. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Бес-палько. Воронеж, Изд-во ВГУ, 1977. 304 с.
15. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. Москва : Педагогика, 1989. 243 с.
16. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. обзор / Н. Р. Битянова. Москва : Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. 46 с.
17. Ботина, В. А. Формирование у школьников потребности в само-развитии личности в воспитательном процессе школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /В.А. Ботина. - Вологда, 2002. - 187 с.
18. Бочкарев, В.И. Социально-педагогические основы школьного са-моуправления: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / В.И. Бочкарев. Москва, 1998, 413 с.
19. Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическая пер-спектива в постсоветской психологии. Москва, 1997. С. 201-222.
20. Бугакова, Е.В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креа-тивном образовании : Дисс.... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Бугакова. Орен-бург, 2011, 230 с.
21. Вазина, К.Я. Рефлексивная технология саморазвития человека : монография / К. Я. Вазина. 4-е изд. - Нижний Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2009. 166 с.
22. Васильева, P.C. Педагогические условия саморазвития учащихся в школьных творческих объединениях: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. С. Васильева. Якутск, 2010. 201 с.
23. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. 1998. №6. С. 108-111.
24. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую циви-лизацию XXI века / О.С. Газман // Классный руководитель. 2017. №3. С.6-33.
25. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как педагогическая поддержка // Новые ценности образования: содержание гума-нистического образования. Вып.З. Москва, 1995.
26. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. Москва : Педагогика, 1983. 286 с.
27. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в двух то-мах / Под ред. A.A. Красновского. Москва : Учпедгиз, 1979. 358 с.
28. Корнетов, Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода / Г.Б. Корнетов; Рос. акад. об-разования. Ин-т теории образования и педагогики. Москва - Владимир: Вла-дим. гос. пед. ун-т, 1998. 47 с.
29. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Се-левко, А. Г. Селевко. - Москва : Народное образование, 2002. 172 с.
30. Ямбург, Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно - историческая педагогика. Москва : «ПЕР СЭ», 2000. 351 с.
31. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. Москва : МГУКИ, 2000. 204 с.
32. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного