Фрагмент для ознакомления
2
В работах Н. Н. Светловской тип правильной читательской деятель-ности определяется как «модель полноценной самостоятельной и в меру возможностей учащихся деятельности с книгой и среди книг (в книжном мире, в доступном кругу чтения), которая формирует в читателе устойчи-вая спонтанная потребность и способность избирательно общаться с дру-гими людьми, авторами книг, чтобы реализовать себя и понять окружаю-щий мир» [18].
Не зная книг, невозможно научиться их читать. Таким образом, ос-новным компонентом в структуре правильной читательской деятельности является знание читателем книг.
Знание книг - это владение системной и замкнутой группировкой круга чтения, возможной для данного читателя. В теории правильного ви-да читательской деятельности сформулирован закон познания книг. Это основной закон формирования квалифицированного читателя в любом возрасте. Он формулируется так: «Знание книг - это всегда и, конечно, полная основа, надежная гарантия и объективный показатель независимо-сти читателя". Нельзя не обратить внимание на то, что этот закон отражает тесную взаимосвязь между двумя понятиями-понятием «книжное знание» и понятием «независимость читателя» [8, с.56-65]. Можно сделать вывод, что если читатель знаком с книгами, он, несомненно, обладает читатель-ской самостоятельностью.
Внешним проявлением этого качества является способность читателя воспроизводить наизусть или безошибочно находить и оценивать любую необходимую часть или конкретную книгу в связи с ней в книжной среде.
Отсюда следует, что личность, обладающая читательской самостоя-тельностью, то есть умеющий (привыкший) видеть собеседника в любой книге, различать собеседников и выбирать из них то, что необходимо для себя, и делать это с наименьшими затратами времени и сил.
Процесс формирования читательской компетенции не может проис-ходить вне читательской деятельности. Об этом свидетельствует закон ак-тивного формирования читательской культуры. Формулировка этого за-кона такова:"Гарантируется, что основы читательской культуры форми-руются только посредством целенаправленной непосредственной деятель-ности с книгой и между книгами". На основе этого закона учитель должен выстроить процесс формирования основ читательской культуры посред-ством объективного и активного подхода к обучению, тем самым непо-средственно формируя у учащихся читательскую самостоятельность.
Следующим компонентом в структуре читательской самостоятельно-сти является эстетическое отношение к реальности, отраженной в художе-ственной литературе. Этот компонент предполагает понимание художе-ственного произведения как особой формы искусства; наличие навыков определения художественной ценности произведения, анализа средств вы-ражения произведения. В процессе формирования этой составляющей чи-тательской компетентности вырабатывается способность сравнивать искус-ство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и т. д.); нахо-дить сходства и различия в используемых художественных средствах мас-совой информации; создавайте свои собственные произведения искусства на основе прочитанного.
И последним компонентом в структуре читательской самостоятель-ности является формирование моральных ценностей и эстетического вкуса старшеклассника. Важность этого компонента заключается в том, что в процессе работы с художественным произведением младший ученик усва-ивает основные морально-этические ценности взаимодействия с окружаю-щим миром, приобретает навык анализа положительных и отрицательных поступков героев и событий. Понимание значения эмоциональной окраски всех сюжетных линий произведения способствует формированию адекват-ного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни [15].
Таким образом, автономность чтения заключается в индивидуаль-ном, без непосредственной помощи учителя, родителей, сверстников и т. д., общении ребенка с доступным миром книг, в ходе которого ребенок делает осознанный выбор книги для себя и читает книгу в соответствии со всеми требованиями. правила. Особое внимание следует уделять структуре читательской компетенции для работы над овладением методами:
- понимания прочитанного и услышанного произведения;
- формированию моральных ценностей, эстетический вкус учащегося и эстетическая подготовка отношения к реальности, отраженной в художе-ственной литературе.
Развитие самостоятельности учащихся начальной школы в чтении - сложная задача, стоящая перед учителем начальной школы. Чтобы сфор-мировать у ребенка читателя, важно быть экспертом в теоретической сто-роне этой проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллина, А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Ч. 1 / А.А. Абдуллина. - М., 1997, С. 43.
2. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспи-тание. 2002. - № 6, С.15-17.
3. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению / Г.Д. Боразноваа школа. 2002. - № 10, С.36-38.
4. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. М.: ИНТОР, 1998, С. 67.
5. Выготский Л. С." Психология развития человека". - М., 2003, С. 168.
6. Джежелей, О.В. Чтение и литература. Программа / О.В. Джежелий // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. М.: Дрофа, 2004, С. 68.
7. Климанова, Л.Ф. Уроки внеклассного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2004. – 64с.
8. Колганова, Н.Е. Обучение полноценному чтению детской лите-ратуры / Н.Е. Колганова // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.
9. Кочетова, П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / П.Б. Кочетова // Начальная школа. 2003. № 1. С. 19-24.
10. Лифинцева, Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н.И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. - № 3, С.10-15.
11. Маранцман, В.Г Методика преподавания литературы / В.Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1995 . – 216 с.
12. Неборская, Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. – М.: Академия, 2006. 85с.
13. Никонович, Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения / Е.В. Никонович // Начальная школа. 2005. - № 6, С.35-37.
14. Оморокова, М.Н. Совершенствование чтения младших школь-ников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. М.: Аркти, 1999, С. 73.
15. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе: кто хочет стать отличником? М.: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 160.
16. Подласый И.П., Педагогика начальной школы: редак-тор: Антипенко З. Г. издательство: Владос, 2008 г., С - 64.
17. Светловская, H.H. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Свет-ловская. - М.: Педагогика, 1991, С. 44.
18. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое / Н.Н. Светловская // Начальная школа 2005. - № 2, С.9-14.
19. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая мето-дика. Учебная практика / Н.Н.Светловская, Т.С. Пичерол. М.: Академия, 2001, С.23.
20. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1995, С.154.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: постановление Правительства РФ от 31.05.2021 г.
22. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы, М., 1999, С.135.