Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Целью современного образования является формирование личности субъекта. В современной образовательной среде сегодня интегрированы такие процессы как обучение, воспитание, социализация, внеурочная деятельность и многое другое. Всё это возможно лишь в том случае, если у человека присутствует интерес и мотивация. Проблема интереса подростков к учебной урочной и внеурочной деятельности, или иной продуктивной деятельности сегодня исследуется многими авторами. Проблемой познания и деятельности занимались выдающиеся педагоги прошлого А. Дистервег, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М.В. Богусловский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин и др.
Одной из важных педагогических задач является воспитание зрелой и гармоничной личности. Яркой характеристикой личности является многообразие ее свойств и их проявлений. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности. Ценностные ориентации человека выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы. Процесс формирования ценностных ориентаций субъекта является неотъемлемой частью развития всей личности.
Психологи относят подростковый возраст к критическому периоду психического развития. В этом возрасте устанавливается определённый круг интересов, который с течением времени приобретает устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. У подростков наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики и др. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы в данный период развития личности, будет определяться общее направление деятельности подростка.
Сегодня всё это наиболее интенсивно реализуется во внеурочной деятельности. Волонтерская деятельность становится одним из продуктивных видов деятельности школьников, который позволяют достичь личностных результатов школьника, обозначенных во ФГОС. Проблемой исследования является процесс социализации подростков в образовательных организациях и недостаточная разработанность воспитывающих технологий и практик, которые могли бы успешно использоваться в рамках внеурочной деятельности. Выявленные противоречия между необходимостью формирования у подростков ценностных ориентаций, социально значимых установок и выбором эффективных способов работы с подростками позволили сформулировать проблему исследования, в частности, какими средствами и способами наиболее оптимально формировать ценностные представления в подростковом возрасте.
Цель работы: изучить и обосновать значимость эффективных практик волонтёрского движения в работе с подростками.
Объект исследования: процесс воспитания и социализации подростков в условиях волонтёрского движения.
Предмет исследования: эффективные практики волонтёрского движения в работе с подростками.
Задачи:
1. Провести анализ понятия волонтёрское движение.
2. Рассмотреть эффективные практики волонтёрского движения при работе с подростками.
3. Описать перспективы развития волонтёрского движения при работе с подростками.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы, приложения.
1. Особенности использования эффективных практик волонтёрского движения при работе с подростками в современных условиях
1.1. Анализ понятия волонтёрское движение
Важнейшей задачей духовно-нравственного развития и социализации личности является формирование у субъектов навыков социальной и личностной компетентности. Сюда входит умение общаться и понимать других людей, умение отстаивать свое мнение и считаться с мнением окружающих. В связи с такой необходимостью, волонтерская деятельность в разных возрастных категориях сегодня развивается повсеместно [7]. У каждого человека есть собственные мотивы заниматься волонтерской деятельностью:
-определенные устойчивые убеждения;
-желание жить активной социальной жизнью;
-потребность в общении с людьми;
-реализация собственных способностей и возможностей;
-желание общественного признания;
- попытки привлечь внимание окружающих к значимым проблемам, к примеру, загрязнение окружающей среды и др.;
- повышение гражданско-правовой и других видов компетентности.
Рассмотрим некоторые принципы волонтерской деятельности.
1. Добровольчество. Ни один человек не может быть принужден
заниматься волонтерством. Деятельность всегда осуществляется по инициативе самого волонтера.
2. Безвозмездность. Волонтерская деятельность осуществляется бесплатно и не является альтернативой классической форме занятости.
3. Уважение. Волонтер принимает и уважает особенности каждого
человека.
4. Ответственность. Волонтер отвечает за качество своей работы и сроки ее выполнения.
5. Самосовершенствование. Волонтер постоянно совершенствуется. Это может быть, чтение книг, посещение семинаров, лекций и др.
6. Здоровый образ жизни. волонтер не имеет зависимостей.
7. Нравственность. Волонтер знает и соблюдает нормы этики, морали
и поведения в обществе.
8. Равенство. Участие волонтеров в деятельности происходит на
равных основаниях без ущемления в правах кого либо.
Существует пять наиболее распространенных направлений волонтерской деятельности. Все они могут рассматриваться в контексте общеобразовательной школы, на любой образовательной ступени:
1. Социальное.
2. Экологическое.
3. Спортивное.
4. Культурное.
5. Гражданско - правовое.
Волонтеры различных организаций и сообществ – это люди, которые на основе личных убеждений участвуют в какой-либо продуктивной деятельности [11]. Любой из подростков может при желании выбрать для себя именно то направление деятельности, которое ему по душе. Практика волонт1рского движения показывает, что подростка нравится, к примеру, заниматься экологическими проблемами общества. Здесь присутствует желание человека помочь окружающей среде, улучшить обстановку, в которой живут люди и др. Такого рода процессы можно наблюдать при любом направлении волонтёрской деятельности, где успешно и активно принимают участие подростки основной и старшей школы.
К примеру, экологическое волонтерство предполагает участие подростков в таких мероприятиях, как посадка деревьев, уборка мусора, благоустройство городского и районного пространства и др. Это одно из направлений, в которое могут быть вовлечены школьники всех возрастов. Они могут быть вовлечены в следующие направления:
- мероприятия по сбору и сортировке мусора;
- уборка в парках, лесах, на берегах водоемов;
- субботники;
- посадка деревьев;
- помощь бездомным животным;
- изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период и др.
Экологическое волонтерство ставит своей задачей воспитание
личности, ответственно относящейся к окружающей среде. Чем конкретно будут заниматься подростки при участии в совместных мероприятиях, определяет руководитель движения. Основной целью любого волонтёрского движения можно обозначить процесс социализации подростка. Благодаря помощи и руководству взрослых, дети постепенно взрослеют. Основное по объему место в жизни школьников принадлежит учебной деятельности. Это возраст пытливого ума и жадного стремления к познанию. Для социального развития подростков характерно возникновение особого рода представлений, которыми руководствуются люди, живя в обществе.
В процессе личностного развития у субъекта складываются некоторые психические новообразования, такие как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и др. Подростки чрезвычайно чувствительны к оценкам взрослых. По мере формирования собственного поведения на основе взаимодействия со сверстниками развиваются собственные позиции и самооценки подростка. Непременным условием социализации является его общение со сверстниками, которое складывается в малых группах участников, или школьного класса.
Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Признаками волонтёрства как деятельности являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - № 1. – 153 с. Текст: непосредственный.
2. Бодренкова, Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике» / Г.П. Бодренкова. - Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества. - Благотворительный фонд: Московский дом милосердия. Серия: Российская школа эффективного добровольчества. - 2013. – с. 320. Текст: непосредственный.
3. Волонтерская деятельность в России / Режим доступа: URL: https://alev.biz/resources/good-works/volonterskaya-dobrovolcheskaya-deyatelnost-v-rossii/ (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
4. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников URL: Режим доступа: https://weburok.com/2943165 (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
5. Караваев, Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности / Г.А. Караваев. - Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69. Текст: непосредственный.
6. Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность»/Ю.В. Каргаполова. - Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577. Текст: непосредственный.
7. Кострикин. А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи / А.В. Кострикин. - Второй международный психолого-социальный Конгресс: 2009. с. 10-13. Текст: непосредственный.
8. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов. -М.: Прометей. - 2011. - 220 с. Текст: непосредственный.
9. Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) URL: Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00178.htm (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
10. Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым) URL: https://mylektsii.ru/8-112368.html (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
11. Методика «Я - лидер» (Е.С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой) URL: Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/269911 (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
12. Новиков, А.С. Трещев А.Н. Проблемы волонтерского движения в современной России / А.С. Новиков. - Международный научно-исследовательский журнал. 2014. - № 5. – С. 112-113. Текст: непосредственный.
13. Пилипчевская, Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2008 URL: Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/pilipchevskaya_n._v._15_19_2_76_2008.pdf (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
14. Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №4. - Стр. 27-30. Текст: непосредственный.
15. Смирнова, А.А. Педагогические условия развития социальной активности. URL: Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-starsheklassnikov-v-protsesse-shkolnogo-samoupravleniya (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
16. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие // Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. – 382 с. Текст: непосредственный.
17. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 [Текст]/ Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2003. – 694 с. Текст: непосредственный.
18. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ [Текст]/ от 29 мая 2015 года № 996-р. Текст: непосредственный.
19. Сущность и содержание понятия «социальная активность URL: Режим доступа: https://docplayer.ru/42456387-Sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-socialnaya-aktivnost.html (Дата обращения: 15.11.2023 г.). Текст: электронный.
20. Степанова, Е.В. Анализ актуальных форм и методов психолого-
педагогической профилактики агрессивного поведения подростков[Электронный ресурс] / Е. В. Степанова, В. А. Попов // Молодой ученый. – 2015. – No6. – С. 788-791. — URL https://moluch.ru/archive/86/16176/ (дата обращения:15.11.2023). Текст: электронный.
21.Сысоева, Л.С. Амбивалентность фрейдистской концепции человека
и культуры в контексте девиантного поведения / Л. С. Сысоева // Бюллетень сибирской медицины. – 2011. – No3 (10). – С. 171-177. Текст: непосредственный.
22. Тарасова, Н. В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен / Н.В. Тарасова. - Педагогическое образование в России. 2012. – 113 с. Текст: непосредственный.
23. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии /Н. М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. Текст: непосредственный.
24.Шемякина, О.О. Психолого-педагогическая деятельность по
профилактике девиантного поведения подростков / О. О. Шемякина //Психология и право. – 2012. – No4. – URL:
https://psyjournals.ru/files/49305/psyandlaw_2011_4_Shemyakina.pdf (дата обращения: 15.11.2023). Текст: электронный.
25. Чуносов, М.А. Практический аспект организации профилактики
делинквентного поведения сельской молодежи / М. А. Чуносов // Теории и проблемы политических исследований. – 2017. – No2. – С. 504-514. Текст: непосредственный.