Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.Теоретические основы развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста 4
1.1. Требования ФГОС ДО 4
1.2. Средства и методы обогащения активного словаря старших дошкольников 8
2. Интерактивные игры 14
2.1. Организационно-педагогические условия использования интерактивных игр в ДОУ 14
2.2. Методические рекомендации по использованию интерактивных игр в ДОУ 21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Фрагмент для ознакомления
2
В современной дошкольной образовательной среде формирование словаря детей является одной из важных задач развития детской речи. Дошкольный возраст является благоприятным для решения проблем развития речи детей, поскольку в этот период жизни активно происходит речевое становление дошкольников. Овладение активным словарем является важным условием для умственного развития каждого ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует содержание образования в ДОУ. ФГОС ДО подробно рассматривает образовательную область «Речевое развитие». Эта область в себя включает обогащение активного словаря дошкольников, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, пересказ текстов, пересказ увиденного и др. Во всех этих процессах очень важно использовать соответствующие интерактивные игры.
Методикой развития речи детей младшего дошкольного возраста занимались исследователи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева и др. Ведущей задачей при этом всегда является накопление словарного запаса ребёнка. У детей младшего дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. В методике развития речи младших дошкольников есть немало исследований, которые посвящены использованию игровых приёмов и технологий, в том числе, интерактивных.
Всеобщая компьютеризация не обошла образовательную практику, которая имеет отношение к дошкольному образованию. На данной ступени образовательной системы также существует предостаточно средств ИКТ, которые, несомненно, при правильном их применении принесут детям большую пользу.
Очевидно, что современные информационные технологии открывают перед педагогами совершенно новые возможности. Вероятно, можно с уверенностью говорить о том, что без компьютера сегодня не обходится ни один процесс и это имеет отношение не только к образованию. Именно компьютер является самым современным инструментом для обработки информации. В дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более интересным.
Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие современного интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и др.
Актуальность работы. В современной образовательной среде одной из ведущих тенденций является его информатизация. Процесс информатизации сегодня внедряется во все сферы жизни социума, но в системе образования это наблюдается особо ярко, поскольку различного рода мультимедиа являются достаточно серьёзным подспорьем в работе каждого педагога, начиная с дошкольных образовательных организаций. Сегодня нет тех, кто бы не использовал в своей работе компьютер. Универсальность компьютерных и интерактивных средств обусловливает их развивающий эффект в образовании.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ, направленный на формирование словаря детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр.
Предмет исследования: интерактивные игры в ДОУ.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивных игр.
Задачи работы:
1. Провести анализ понятия активный словарь дошкольников в современной образовательной среде ДОУ.
2. Рассмотреть средства и методы обогащения активного словаря старших дошкольников.
3. Описать организационно-педагогические условия по использованию интерактивных игр.
4. Предложить методические рекомендации по обогащению активного словаря дошкольников через использование интерактивных игр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации
обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание
дошкольников; под ред. Н.Н. Поддьякова . – Москва: Академия, 2018. –528 с. - Текст непосредственный.
2. Аниськин, В.Н. Повышение дидактического потенциала
информационных технологий на основе комплексирования средств их
реализации / В. Н. Аниськин // Информатизация образования. – 2010. – No1. –С. 241 – 243. - Текст непосредственный.
3. Арсенова, М.А. Мультимедиа ресурсы как средство
математического развития детей старшего дошкольного возраста/
/М.А. Арсенова, С.С. Хотякова // Научный аспект. – 2013. – No 4. – С. 59 – 64. - Текст непосредственный.
4. Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет:
программа, развернутое планирование модели занятий / Авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель, 2012. – 175 с. - Текст непосредственный.
5. Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду / Н.Н. Булгакова. - Информатика. – 2011. – No18. – С.16-17. - Текст непосредственный.
6. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование)
: http://psyjournals.ru (дата обращения: 12.12.2023). – Текст: электронный.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
/А.К. Бондаренко – Москва.: Издательский центр, 2011. – 160 с. - Текст непосредственный.
8. Быкова, Т.П. Интеллектуальные игры / /Т.П. Быкова
//Дошкольное воспитание, 2014. – No 1. – С. 30 – 32. - Текст непосредственный.
9. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2012. – No2. – С. 5 – 12. - Текст непосредственный.
10. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева. - Психологическая наука и образование. – 2012. - No2. –С. 5-10. - Текст непосредственный.
11. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового
комплекса дошкольного учреждения / Г.С. Гушлевская. - Детский сад от А до Я. – 2003. – No1. – С.17-21. - Текст непосредственный.
12. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном
процессе детей дошкольного возраста /С.В. Гурьев:
http://www.rusedu.info/Article849.html (дата обращения: 12.12.2023). – Текст: электронный.
13. Данилина, В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / В.В. Данилина, Н. Н. Янкина // Молодой ученый. – 2016. – No12. – С. 31–34. - Текст непосредственный.
14. Дмитриев, Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для
обучения и развития детей дошкольного возраста детей / Ю.А. Дмитриев // Здоровьесберегающее образование – 2011. No1(13). – С. 56– 61. - Текст непосредственный.
15. Зылевич, И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в
детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного
возраста / И.А. зылевич. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38. - Текст непосредственный.
16. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2014. – 240 с. - Текст непосредственный.
17. Клопотова, Е.М. Компьютерные игры в жизни современных
дошкольников / Е.М. Клопотова //Дошкольное воспитание –2014. - No7. – с.97-104. - Текст непосредственный.
18. Коротаева, Е. В. Дидактические основы интерактивного обучения/ Е. В. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2013. – No 2. – С. 105 –108. - Текст непосредственный.
19. Ларских, З.П. Комплексное использование виртуальных и
реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления
старших дошкольников /З.П. Ларских // Вестник Брянского государственного
университета. 2014. No1. – С.15-17.
20. Лежнина, М.А. Готовность будущих педагогов к использованию
электронных образовательных ресурсов в развитии старших дошкольников / М.А. Лежнина // Педагогические науки. – 2014. – No7. С. 71 – 73. - Текст непосредственный.
21. Лежнина, М.А. Электронные образовательные ресурсы в
развитии детей дошкольного возраста / М.В. Лежнина //Вектор науки ТГУ. –2011. – No3(6). – С. 183 – 186. - Текст непосредственный.
22. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. – Москва: Издательский дом «Карапуз» – Творческий центр
«Сфера», 2012. – 144 с. - Текст непосредственный.
23. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Москва: Детство - Пресс, 2012. – 160 с. - Текст непосредственный.
24. Моторин, В.К. «Воспитательные возможности компьютерных игр»: https://moluch.ru/archive/46/5657/ (дата обращения: 12.12.2023). – Текст: электронный.
25. Федина, Ж.Р. ИКТ- компетентность педагогов ДОУ /Ж.Р. Федина: http://www.maam.ru/detskijsad (дата обращения: 12.12.2023).– Текст: электронный.