Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В свете введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольных учреждений и введения ФГОС в общеобразовательные учреждения, значительно изменились требования к выпускникам детских садов [37].
Сейчас особое внимание уделяется оценке способности выпускников дошкольных учреждений искать новую информацию, концентрироваться на задаче, следовать инструкциям и быть активными при решении поставленных заданий [37].
Согласно ФГОС дошкольного образования, важным критерием становится произвольность внимания ребенка, его умение работать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать результаты своей деятельности [37].
Главная задача дошкольного учреждения заключается в создании условий для развития интеллектуально-творческого, эмоционального и физического потенциала каждого ребенка-дошкольника, а также подготовке их к успешному обучению в школе.
Развитие внимания у детей с детства является неотъемлемой частью их образования. Игра, как основная деятельность детей дошкольного возраста, отлично способствует развитию внимания. Для достижения этой цели можно использовать различные игровые методики и рекомендации, собранные в научных исследованиях. Однако, множество проблем, связанных с развитием внимания, все еще вызывают беспокойство у родителей, воспитателей и детских психологов. Формирование внимания является одним из важных условий успешного образования и воспитания. Поэтому, важно использовать оптимальные методы игровой деятельности для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Проблема внимания является одной из ключевых и сложных задач психологического исследования. Во многих теориях внимание рассматривается как побочный эффект или свойство других психологических процессов. Однако, связь внимания с другими психологическими процессами и деятельностью индивида свидетельствует о его несомненном существовании.
Множество отечественных и зарубежных психологов посвятили свои работы исследованию внимания, среди них Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие [5, 6, 7, 27,28].
Актуальность данного исследования обоснована противоречием между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются основными факторами успеха в обучении и развитии: у высокоуспешных детей дошкольного возраста наблюдаются более высокие показатели развития внимания, такие как повышенная концентрация и сосредоточенность, умение переключаться и распределять внимание, увеличенный объем, стабильная работоспособность.
Однако, в современной информационной эпохе, внимание детей дошкольного возраста существенно ухудшается, что проявляется во множестве проблем, вызывающих беспокойство у педагогов, родителей и психологов, работающих с детьми.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить проблемы развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
Предмет исследования процесс развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
Объект исследования игр с правилами как средство развития внимания у детей подготовительной к школе группы.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование внимания у детей подготовительной к школе группы при условии специально направленной игровой деятельности, а именно: игрой с правилами (организованной взрослым и содержащей правила).
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого – педагогической литературы по проблеме развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
2) Рассмотреть общую характеристику игр с правилами как средство развития внимания у детей подготовительной к школе группы
3) Изучить условия развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
4) Выявить уровня развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
5) Провести работу по развитию внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
6) Проанализировать проделанную работу
Методы исследования, как: анализ периодической, методической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, естественный психолого-педагогический эксперимент.
Методологическую основу работы составили труды Н.Н. Лаеге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин (исследования проблем внимания), Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо (исследование волевых процессов), К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов (теории развития внимания),Р.С. Немов, Л.С. Выготский (психолого-педагогические исследования особенностей внимания).[13, 6, 14, 27, 1, 18, 5]
База исследования: МБДОУ №123
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития внимания у детей подготовительной к школе группы посредством игр с правилами
Феномен внимания является проблемным полем множества психологических отраслей, включая общую психологию, возрастную психологию, педагогическую психологию и др. Как в отечественной, так и в зарубежной науке, этот вопрос остается актуальным. Среди отечественных ученых, сделавших существенный вклад в исследование внимания, можно назвать Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Лаеге, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и других [5, 6,7, 13,14,18,28].
Среди зарубежных психологов, вопрос трактовки этого феномена является особенно актуальным, и каждый автор предлагает свое индивидуальное определение. Например, Э. Титченер рассматривает внимание как состояние сознания и степень осознанности, которая обеспечивает наилучшие результаты в умственном труде. У. Джеймс определяет внимание как одну из характеристик нашей духовной жизни, где мы обращаем внимание только на ничтожную часть новых впечатлений, поступающих к нам. Согласно Н. Лаеге, внимание представляет собой относительное преобладание определенного представления в данный момент времени, и для субъекта сознания это означает быть внимательным и сосредоточенным на соответствующем впечатлении [13].
Внимание – одна из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и адаптации детей к школьной жизни. Это умение сосредотачиваться на конкретной задаче, отделять важную информацию от второстепенной и контролировать свои мысли. В связи с этим внимание является объектом повышенного внимания со стороны психологов и педагогов, работающих с детьми подготовительной к школе группы [31].
Внимание, как утверждает французский ученый Т. Рибо[27], является умственным состоянием, в котором человек преимущественно фокусируется и сопровождается непроизвольным или искусственным приспособлением. Однако, мнения психологов насчет феномена внимания по-прежнему различаются[37].
Таким образом, можно сделать вывод, что внимание – это психический процесс, основной целью которого является восприятие важной информации для человека. Внимание способствует улучшению других психических процессов, таких как мышление, воображение и запоминание, но нельзя сказать, что оно существует независимо от них.
Исследование феномена внимания проводили как зарубежные, так и отечественные психологи, каждый из которых создавал собственную теорию в области внимания [22].
При переходе к теоретическому анализу концепции внимания зарубежных психологов, одной из первых теорий, предложенной В. Вундом, была апперцептивная теория внимания. В соответствии с этой теорией, внимание рассматривается как процесс перцепции и апперцепции. Апперцепция представляет собой сосредоточение внимания на определенном объекте, фокусирование его в сознании и активный умственный процесс, направленный на отбор и структурирование внутреннего опыта для четкого осознания воспринимаемого [13]. Вунд экспериментально исследовал объем внимания и установил, что он составляет шесть единиц.
Классические теории внимания, согласно У. Джеймсу и Э. Титченеру, анализируют сущность и классификацию внимания. У. Джеймс предложил делить внимание на два типа: произвольное и непроизвольное. Первое является активным и волевым, и включает в себя конфликт с первичным вниманием, которое стремится завладеть сознанием. Кроме того, У. Джеймс выделял особый вид внимания - первичное произвольное или послепроизвольное, которое представляет собой возвращение к первичному вниманию на другом этапе развития [36].
Французский психолог Т. Рибо разработал свою собственную концепцию внимания, которая называется эмоциональной теорией. Он подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями, независимо от его усиления или ослабления. Т. Рибо также заявлял о тесной взаимосвязи между произвольным вниманием и эмоциями [27].
Согласно Т. Рибо, продолжительность и интенсивность такого внимания напрямую зависят от продолжительности и интенсивности эмоциональных состояний, связанных с объектом внимания. Непроизвольное внимание также полностью зависит от аффективных состояний [27].
Российский психолог Н.Ф. Добрынин утверждал, что первые проявления внимания можно заметить у новорожденного во время кормления грудью. А в период дошкольного и младшего школьного возраста формируются свойства внимания и его произвольность. Ребенок учится контролировать себя и осознанно фокусировать свое внимание на определенном объекте [7].
Внимание имеет важное значение в жизни детей. Собственно, внимание является ключевым фактором в полноценном функционировании всех психических процессов. Внимание, как необходимое условие для успешной адаптации к окружающей действительности, играет принципиальную роль во всех сферах деятельности, особенно в обучении. Н.Ф. Добрынин подчеркивал, что «внимание представляет собой специфическую психическую деятельность, которая проявляется в выборе и поддержании определенных процессов в этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточенностью внимания, что делает выбранную деятельность ясной и четкой» [7].
В своем последнем исследовании Н.Ф. Добрынин отмечает, что «внимание является направленностью и сосредоточенностью сознания на каком-либо объекте. Мы считаем, что более правильным будет определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания на деятельность с объектами» [7].
Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев внесли значительный вклад в изучение развития внимания. Они обратили внимание на основную роль речи в формировании внимания: через слово происходит указание на объект, на который нужно сфокусироваться, и мотивация для концентрации внимания, что обеспечивает организацию работы и поисковую умственную деятельность. Внимание, подобно другим психическим процессам, имеет низшие и высшие формы. Первые представляют собой непроизвольное внимание, а вторые – произвольное внимание. Развитие внимания происходит на протяжении всего онтогенеза [5, 14].
В своей теории, П.Я. Гальперин описывает внимание как совершенное, автоматизированное действие контроля [6]. Учение о внимании в качестве функции контроля является основной частью концепции поэтапного развития умственных действий. Умственные действия являются общепсихологической концепцией, основанной на особом понимании предмета психологии, роли психики в поведении и специальной методологии исследования психических процессов.[26]
Многие психологи считают, что внимание не является отдельным психологическим процессом, поскольку оно не может проявляться в изоляции от других процессов. Люди проявляют внимание при слушании, наблюдении, размышлениях или действиях, поэтому внимание представляет собой лишь аспект или свойство других психологических процессов (например, памяти или мышления). В этом плане внимание является звеном в цепи, где различные психологические процессы взаимосвязаны.
Психолог Д.Н. Узнадзе связывает внимание с понятием "установка" в своей концепции. Теория установки заключается в предварительной настройке субъекта, которая возникает и определяет его реакции на последующие воздействия [34].
Одним из эффективных инструментов развития внимания являются игры с правилами. Игра – это активная деятельность, требующая концентрации внимания на выполнении определенных правил и целей. Игры с правилами не только развивают внимание, но и способствуют формированию других важных навыков, таких как самоконтроль, соблюдение правил, взаимодействие с другими участниками игры.
Однако, чтобы использовать игры с правилами для развития внимания у детей подготовительной к школе группы, необходимо иметь разносторонний подход и обширные знания о психологии и педагогике.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, было выявлено несколько основных направлений в развитии внимания у детей через игры с правилами.[11]
Первое направление связано с развитием внимания через игры на внимание, в которых тренируется способность сосредотачиваться и переключаться внимание на различные объекты. В данном подходе игры строятся таким образом, чтобы требовать от детей постоянного переключения внимания.[6]
Второе направление – игры на пространственное внимание. В этих играх дети требуется концентрировать свое внимание на определенных объектах в пространстве. Они развивают координацию движений, пространственное мышление и способность ориентироваться.
Третье направление – игры на зрительное восприятие. В этом случае детям предлагается дешифровать изображения, находить различия, сопоставлять и сравнивать объекты, тем самым развивая внимание, сосредоточенность и визуальный анализ [26].
Четвертое направление – игры на зрительно-сенсорное восприятие. Эти игры требуют от детей одновременного использования зрительного и тактильного восприятия, например, распознавание предметов по ощущениям.
Важно отметить, что использование игр с правилами при развитии внимания у детей подготовительной к школе группы должно быть систематическим и структурированным. Они должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей и учитывать их текущий уровень развития.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет заключить, что игры с правилами эффективны для развития внимания у детей подготовительной к школе группы. Они способствуют формированию необходимых навыков и умений, которые будут полезным фундаментом для успешного обучения и адаптации к школе. При этом использование различных направлений в развитии внимания через игры с правилами позволяет рассмотреть разные аспекты и аспекты развития детей, позволяя более полно освоить и использовать потенциал игр для достижения целей в обучении.
1.2 Общая характеристика игр с правилами как средство развития внимания у детей подготовительной к школе группы
Воспитание внимания играет ключевую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Навык обращения внимания к непривлекательным, но необходимым для усвоения знаний материалам, является неотъемлемым условием успеха в учебной деятельности.
Для развития внимания у дошкольников игра может стать основной формой активности. Игра представляет собой способ познания окружающего мира. В процессе игры дети усваивают новые знания, умения и навыки. Игровая деятельность отличается от других видов занятий, поскольку в игре создается вымышленная ситуация. Это возникает из-за расхождения между видимым и смысловым контекстом, что характерно для дошкольного возраста. Вымышленная ситуация предполагает наличие правил поведения. Вся игра сопровождается правилами, и игра с правилами всегда предполагает наличие вымышленной ситуации. Например, игра в шахматы создает вымышленную ситуацию, так как фигуры ходят только в соответствии с правилами. [18]
Для развития личности дошкольника необходимо по максимуму использовать игру, так как она стимулирует выполнение сложных заданий, раскрывает индивидуальные возможности и способности ребенка. При помощи игры уровень внимания у детей достигает высоких показателей. Особое значение для развития внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 2021.- 329 с.
2. Брумфильд, Э. А. Развитие внимания у дошкольников с использованием игр со стратегиями [Текст] / Э. А. Брумфильд // Вестник детского сада. - 2015. - № 3. - С. 46-49.
3. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих ДОУ: практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05728-7. — URL : https://urait.ru/bcode/515148
4. Волкова, А. И. Возрастные особенности развития внимания у детей 5-6 лет [Текст] / А. И. Волкова // Психологический журнал. - 2018. - Т. 29, № 1. - С. 97-104.
5. Выготский, Л.С. Основы детской психологии (новое издание) [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017 – 672 с.
6. Гальперин, П. Я. Формирование у детей дошкольного возраста внимания и воображения [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1961. - № 1. - С. 25-38.
7. Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М.: Правда, 2020.– 32 с.
8. Дубровин, Д. Н. Развитие внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Н. Дубровин // Образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 64-70.
9. Елисеев, О. М. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством игр с правилами [Текст] / О. М. Елисеев // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - Т. 12, № 3. - С. 71-77.
10. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05701-0. — URL : https://urait.ru/bcode/515231
11. Зайцева, Н. В. Эффективное развитие внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Зайцева // Известия Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С. 88-95.
12. Казаринова, О. В. Особенности развития внимания у детей подготовительного возраста [Текст] / О. В. Казаринова // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 4. - С. 45-52.
13. Лаеге, Н.Н. Внимание [Текст] / Хрестоматия по вниманию под ред. А.Н. Леонтьева. – Москва: МГУ, 1976. - 295с.
14. Леонтьев А. Н. Ощущения восприятие и внимание детей 6-7 лет // Очерки психологии детей. М.,1950. С. 46–57.
15. Маклакова, А. М. Развитие внимания у детей дошкольного возраста с использованием игровых программ [Текст] / А. М. Маклакова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 4. - С. 80-85.
16. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15318-7. — URL: https://urait.ru/bcode/530333
17. Николенко, С. А. Развитие внимания у детей подготовительного возраста в игровой деятельности [Текст] / С. А. Николенко // Научные исследования в педагогике. - 2014. - Т. 2, № 12. - С. 118-123.
18. Немов Р. С. Психология: в 3-х кн.. Кн. 1: Общие основы психологии. М: ВЛАДОС 2021. 688 с
19. Обухова, Л. Ф. Развитие внимания детей младшего школьного возраста в процессе игры [Текст] / Л. Ф. Обухова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. - 2018. - № 2. - С. 114-120.
20. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00595-0. — URL : https://urait.ru/bcode/511034
21. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений [Текст] / И.П. Павлов. - М.: ВЛАДОС, 2019. – 680 с.
22. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: ВЛАДОС, 2021. – 490 с.
23. Путляева, Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. - С.58-65.
24. Петрова, Т. В. Развитие внимания у детей пятилетнего возраста посредством игр с правилами [Текст] / Т. В. Петрова // Вестник Воронежского государственного института физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 89-95.
25. Пылаева, Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Н.В. Кузьмина. - М., 2015. – 388 с.
26. Рахимова, С. Р. Психолого-педагогические условия развития внимания у детей подготовительного возраста [Текст] / С. Р. Рахимова // Молодой учёный. - 2019. - № 35. - С. 120-123
27. Рибо, Т. Психология внимания [Текст] / Т. Рибо. - М.: Мысль, 2019. - 281 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 2019. – 323 с.
29. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2021
30. Сергиенко, Т. Н. Роль игровой деятельности в развитии познавательных процессов детей [Текст] / Т. Н. Сергиенко // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 1. - С. 96-100.
31. Ушаков, А. М. Особенности развития внимания у детей подготовительного возраста с помощью игр с правилами [Текст] / А. М. Ушаков // Образование и саморазвитие. - 2017. - № 6. - С. 128-135.
32. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 172 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06218-2. — URL : https://urait.ru/bcode/514720
33. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 174 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06448-3. — URL : https://urait.ru/bcode/516217
34. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Москва, 1949
35. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976.
36. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://pravobraz.ru (дата обращения 13.01.2024).
38. Черемошкина, Л. В. Теория и методика воспитания : развитие внимания и памяти ребенка : учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10528-5. — URL : https://urait.ru/bcode/517043
39. Черемошкина, Л. В. Как развивать внимание и память ребенка / Л. В. Черемошкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 277 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-09797-9. — URL : https://urait.ru/bcode/516961
40. Шаповалова, И. В. Развитие внимания у детей 4-5 лет посредством игр с правилами [Текст] / И. В. Шаповалова // Вестник заведующего дошкольным образовательным учреждением. - 2020. - № 3. - С. 52-56.
41. Шмачилина-Цибенко, С. В. Образовательные технологии в дополнительном образовании детей : учебное пособие для вузов / С. В. Шмачилина-Цибенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13925-9. — URL : https://urait.ru/bcode/520209
42. Шмаков, С.А. Игры с правилами, как средство развития внимания [Текст] / С.А. Шмаков. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4094 (дата обращения 13.01.2024).