Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Обследования детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении за последние несколько десятилетий показали, что их число увеличилось с 15% до 73%. У них бедный словарный запас, они не могут переформулировать предложения и правильно строить фразы. В то же время они тратят неоправданно много времени и сил на выполнение домашних заданий. Основными причинами этой проблемы являются недостаточная сформированность внимания и двигательных навыков, плохое понимание прочитанного и неумение действовать самостоятельно.
А. Куссмауль еще в 1877 г. обратил внимание на нарушения письма и чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности. В результате появился ряд работ, описывающих детей с различными нарушениями чтения и письма; в 30-е годы ХХ века нарушения чтения и письма стали изучать психология, педагогика и дефектология. Постепенно стало ясно, что существует определенная связь между этими нарушениями и нарушениями устной речи.
В последние годы в исследованиях, посвященных изучению нарушений чтения у школьников, отмечается, что дислексия связана с недостаточной сформированностью функциональной основы процесса чтения, т.е. языковых и неязыковых высших психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения (Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, Т.Б. Филичева, Н.С. Старжинская, и др.). Среди психических функций, лежащих в основе формирования навыков чтения, ученые называют устную речь (ее фонологические аспекты, лексический и грамматический строй), пространственное представление, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, последовательные операции, слуховую вербальную память и зрительную память.
Письмо — это процесс записи слова на основе звукобуквенного анализа и с помощью системы графических символов его звуковой структуры. Чтение — это процесс перекодирования графической (буквенной) модели слова в устную языковую форму, на основе которой осуществляется понимание письменного сообщения.
Трудности детей школьного возраста в овладении навыками письма часто очевидны. Существует ряд исследований, посвященных коррекции нарушений письма у учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, А.Ф. Спирова). В некоторых исследованиях проанализированы механизмы возникновения нарушений письма (О.Б. Иншакова, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев).
Сходство между письмом и чтением проявляется в том, что они требуют наличия мотива к действию. Письмо и чтение тесно связаны как в своем развитии, так и в использовании.
Интерес к проблеме раннего выявления, профилактики и коррекции специальных нарушений письма (дисграфии) у детей связан с тем, что деятельность письма играет важную роль в жизни человека.
По мнению Н.А. Никашиной, Р.Е. Левиной и Л.Ф. Спировой, в основе нарушений письма и чтения у таких детей лежит ряд дисфункций: дефекты устной речи, недостаточная сформированность психических процессов и их произвольность, мелкой моторики рук и ритма.
Проблематика: определение логопедической работы по профилактики нарушений письма и чтения у школьников с нарушениями устной речи.
Объект исследования: развитие письма и чтения у школьников с нарушениями устной речи
Предмет исследования: профилактика нарушения письма и чтения у школьников с нарушениями устной речи
Цель - изучить методы профилактики нарушения чтения и письма у школьников с нарушениями устной речи
Задачи:
1. Дать представления понятию «речь», виды речи
2. Раскрыть психолого – педагогическое особенности устной речи
3. Проанализировать особенности развития письма и чтения при нарушении устной речи школьников
4. Провести эмпирическое исследование уровня развития письма и чтения при нарушении устной речи школьников
5. Разработать программу профилактических мероприятий по предупреждению нарушений письма и чтения при нарушениях устной речи школьников
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого – педагогической литературы;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Речь, ее виды
Под речью принято понимать форму общения, исторически сложившуюся в ходе материальной преобразовательной деятельности людей, опосредованной языком.
Язык — это система привычных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Процесс использования языка для общения называется "речью". (Маклаков А.Г.)
Исследователи подразделяют основные функции речи на три категории:
- Коммуникативная - осуществление общения между людьми с помощью языка. К коммуникативным функциям относятся функция сообщения и функция побуждения к действию.
- Регулирующая функция речи реализуется в высших психических функциях (сознательной психической деятельности). Введено понятие высших психических функций. Высшие психические функции характеризуются произвольностью.
- Программирующая функция высказывания выражается в построении семантической системы высказывания и грамматической структуры предложения, а также в переходе от идеи к внешне развернутому предложению. Основой этого процесса является внутреннее программирование, которое осуществляется внутренними высказываниями [9].
Существует несколько взаимосвязанных типов высказываний. Внешняя речь включает устную, письменную и внутреннюю речь.
Устная речь характеризуется не только тем, что выражается в звуке, но и непосредственным общением с другими людьми. Она всегда обращена к собеседнику.
Существуют три основные формы устной речи: восклицания, монологической речи и диалогической речи. Первая форма - восклицательная речь - не является подлинной речью. Это связано с тем, что она не передает сообщение о каком-либо событии или отношении с помощью языкового кода. Скорее, восклицания — это эмоциональные речевые реакции, возникающие бессознательно в ответ на неожиданное явление [7].
Устная речь имеет следующие формы:
1. Монологическая речь — это речь, обращенная одним человеком к другому. Для произнесения таких речей необходима высокая речевая культура, они должны быть грамматически правильно оформлены. Она также требует особых навыков и культуры как со стороны говорящего, так и со стороны слушающего.
Монологическая речь возникла на основе диалогической речи. Диалог — это первый, универсальный компонент речевого общения.
2. Диалогическая речь – это поддерживающие высказывания, в которых собеседник задает уточняющие вопросы, подает модель, помогает закончить (или перенаправить) мысль в процессе работы. Разновидностью диалогического общения является беседа, в которой диалог носит тематический характер [2].
Психологические данные свидетельствуют о том, что устная интерактивная речь имеет уникальную грамматическую структуру. В устной диалогической речи процесс речи разделяется между двумя людьми, поэтому устная диалогическая речь может возникать на основе уже имеющихся внутренних побуждений, идей и мыслей.
В целом диалогическая речь более проста и сжата, чем монологическая, и предполагает большую зависимость от знания и понимания ситуации собеседником.
Письменная речь обладает иными характеристиками. По своей структуре это наиболее развернутая и синтаксически правильная речь. Письменная речь обращена не к слушателю, а к читателю, который не может непосредственно воспринимать живую речь автора и не способен уловить смысл с помощью интонации или других средств фонетической выразительности (например, жестов). Поэтому письменный язык может быть понят только при строгом соблюдении грамматических правил языка (Гаупп Р.).
Письменная речь должна раскрывать все возможные существенные связи между выражаемыми мыслями. Для того чтобы быть понятым читателем, она должна наиболее точно и полно выражать свое содержание, используя весь спектр лексических и грамматических средств. Важна организация письменной речи, наличие строгого плана и продуманный выбор различных языковых средств. Таким образом, практика письменной речи является необходимым условием для развития точного и правильного мышления.
Письменность возникает в результате специального процесса обучения, который начинается с осознанного использования всех средств выражения мыслей в письменной форме. На ранних этапах формирования объектом являются не столько мысли, которые нужно выразить, сколько звуки, буквы и технические средства написания слов. Именно на этом этапе у ребенка формируется двигательный навык письма.
Внутренняя речь — это язык, на котором человек говорит сам с собой, а не с другими. Внутренняя речь очень важна в жизни человека и связана с его мышлением. Внутренняя речь органично включается во все мыслительные процессы, связанные с решением какой-либо задачи. Она характеризуется отсутствием полного речевого выражения [13].
Знание типов речи необходимо учителям начальной школы. Это связано с тем, что основой устных ответов по предмету является информационная речь, а также необходимо знать ее компоненты. Овладение этими понятиями необходимо учителям начальной школы для формирования у детей компетенции устной речи.
1.2 Психолого-педагогические особенности устной речи школьников
Первые годы жизни ребенка являются сенситивным периодом в развитии языка и когнитивных процессов. Именно в этот период дети начинают входить в реальность своего дара к языковым явлениям, своих уникальных общеязыковых способностей, т.е. образно-знаковой системы.
Во-первых, в детские годы интенсивно усваивается словарный запас и морфологическая система языка, на котором говорят окружающие. Во-вторых, в речи перестраиваются познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение и мышление). Увеличение словарного запаса, формирование грамматического строя речи и развитие когнитивных процессов напрямую зависят от условий жизни и воспитания. Особенно существенны индивидуальные различия в развитии речи. Проанализируем по очереди речевые и познавательные процессы детей.
К школьному возрасту их словарный запас увеличивается, и они могут свободно описывать окружающим все, что имеет отношение к их повседневной жизни и интересам. Если нормально развивающийся трехлетний ребенок использует более 500 слов, то шестилетний - от 3 до 7 тыс. слов. Словарный запас детей младшего школьного возраста состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и союзов [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ивановская О., Гадасина Л., Савченко С.: Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. Каро, 2008
2. Ивановская О., Куликова Н., Хвостова О.: Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников. Учебное пособие. Форум, 2016
3. Ирина Садовникова: Дисграфия, дислексия. Технология преодоления. Парадигма, 2012
4. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. Л.Парамонова. АСТ, 2009
5. Людмила Парамонова: Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Детство-Пресс, 2006
6. Людмила Парамонова: Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Союз, 2004
7. Мальм М., Суслова О.: Дисграфия. Учусь различать буквы. 1 - 4 классы. ФГОС. Феникс, 2017
8. Маргарита Русецкая: Нарушения чтения у младших школьников. Каро, 2007
9. Ольга Чистякова: исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. Литера, 2017
10. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. М.Лохов, Ю.Фесенко, М.Рубин. ЭЛБИ-СПб, 2008
11. Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. LAP Lambert Academic Publishing, 2013
12. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста. Выпуск 3. Растительный мир (деревья, кустарники, цветы). Пособие для логопеда. В.Ракитина, Владос, 2012
13. Раиса Лалаева: Нарушение чтения и письма у младших школьников: Диагностика и коррекция. Феникс, 2004
14. Розова Ю., Коробченко Т.: Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников. Редкая птица, 2017
15. Розова Ю., Коробченко Т.: Преодоление оптической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. Форум, 2016