Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема формирования фонематических процессов у детей не перестаёт быть актуальной из года в год.
В настоящее время вопросы изучения произносительной стороны речи у детей с дизартрией в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены достаточно подробно. Научной разработкой данной проблемы занималось огромное количество отечественных ученых, такие как Е. М. Мастюкова, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина и другие. Но несмотря на подробное описание проблемы, этот вопрос остается актуальным, так как группа детей с дизартрией является самой многочисленной по сравнению с другими формами речевых нарушений.
О.В. Правдина трактует понятие дизартрии следующим образом - это нарушение фонетической стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого развития; Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина и утверждают, что дизартрия является наиболее распространенным дефектом произносительной стороны речи и что ее основной причиной является нарушение моторики в целом.
Речь - один из важнейших элементов нашей жизни. С ее помощью мы можем получать, хранить, обрабатывать и правильно передавать информацию.
Одним из важнейших аспектов речи является ее фонологический аспект.
Над формированием важнейших компонентов речи работали такие известные авторы, как Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Д.Б. Эльконин, Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова. Большое количество исследований посвящено фонологическому недоразвитию звуков речи и различным способам его коррекции. Это связано с тем, что данное нарушение достаточно часто встречается у детей (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева,). Оно характеризуется сочетанием диспраксии и недоразвития навыков фонологического слухового и звукового анализа.
Этот дефект носит стойкий характер и требует длительной коррекции. Дефекты произношения неустранимых звуков отрицательно влияют на формирование и развитие фонематического слуха, проявляясь в виде ошибок при дифференциации звуков, сходных по месту, способу образования и акустическим признакам.
По мнению Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой, дизартрия затрагивает фонематические процессы (восприятие и слух), которые являются основными составляющими успешного обучения чтению и письму в школе. В настоящее время общепризнано, что трудности письма и чтения напрямую связаны с плохим произношением.
Однако, как показало большое количество исследований, проведенных видными учеными в области дислексии: Н.А. Никашиной, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, А.К. Марковой, не все дети с нарушениями речи испытывают трудности при обучении чтению и письму, а только те, у которых недостатки произношения. Недостатки произношения являются показателем неполного формирования фонем.
Объект исследования: речь детей с дизартрией
Предмет исследования: – нарушение фонетических процессов у детей с дизартрией
Цель: выявить нарушения фонетических процессов у детей с зизартрией.
Задачи:
1. описать на основе данных литературы процесс развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в онтогенезе;
2. дать психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией;
3. провести эмпирическое исследование уровня развития фонетических процессов у детей с дизартрией
4. разработать методические рекомендации по развитию фонетических процессов у детей с дизартрией
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
Эмпирические диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Понятие «фонематические процессы»
В основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на базе чего формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для развития речи, так как они являются той основой, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Изучением фонематических процессов занимались такие ученые, как Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.
Прежде всего необходимо уточнить понятия фонемы, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонема – это не просто звук, а осмысленный звук. Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. По его мнению, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонем происходит только в контексте человеческой речи. Основным законом восприятия фонем является закон восприятия звуковой стороны речи
Л. С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который входят три речевые операции:
1. способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет;
2. умение различать слова, в состав которых входят одни и те же фонемы, расположенные в разных последовательностях;
3. способность различать слова, которые кажутся похожими, но имеют разное значение. Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи. В отличие от музыкального или звукового слуха, который направлен на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем — частей слова, имеющих «значение», содержание, имеющих смысл.
Фонематический слух – это систематизированный тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, входящий в состав физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их нормами, которые сохраняются в памяти человека в виде «фонематической сетки». На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление.
Становление фонематического восприятия хорошо описано в работах Н. Х. Швачкина. Там выделены 12 генетических рядов фонематического восприятия. Сперва ребёнок начинает различать наиболее грубо противопоставленные звуки – гласные и согласные, затем происходит постепенная дифференциация: согласных, гласных звуков; твёрдых-мягких, шумных-сонорных, губных-язычных, носовых плавных, переднеязычных заднеязычных, взрывных-фрикативных, шипящих-свистящих, глухих-звонких.
Н.Х. Швачкин определил последовательность различения звуков речи, которая колеблется от различения контрастов к различению все более близких звуков. Сначала формируется различение гласных фонем, затем согласных, это связано с тем, что гласные звуки встречаются чаще и лучше воспринимаются. Причем различение наличия и отсутствия согласного появляется раньше, чем различение согласных звуков по признакам. Различение согласных звуков начинается с того, что ребенок различает громкие и шумные звуки. Раньше других ребенок начинает отличать членораздельные шумные звуки от других шумных согласных. На этом этапе в развитии фонематического восприятия участвует не только слух, но и большое влияние оказывает артикуляция. Таким образом, существует тесное взаимодействие между моторной речью и слуховыми анализаторами речи.
В дальнейшем ребенок начнет узнавать артикулированные твердые и мягкие согласные, а затем и те, которые позже появляются в речи. После этого ребенок начинает дифференцировать группы согласных от громких к громким. Кроме того, имеется различие звуков в зависимости от способа образования, в основном взрывное и фрикативное. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смыкания усиливает кинестетические ощущения в процессе артикуляции этих звуков. На следующем этапе проводится различие между передними и задними языковыми звуками. Трудность различения этих согласных обусловлена неточностью кинестетических ощущений положения языка в полости рта. Затем ребенок усваивает дифференциацию глухих и звонких согласных.
По Т. В. Волосовец, фонематический анализ — это операция мысленного разделения на фонемы различных звуковых комплексов: слов, слогов и звуковых сочетаний.
Л. Г. Парамонова считает, что фонематический анализ — это способность разлагать услышанное слово на его звуковые составляющие, а также ясно представлять его звуковую структуру. Фонематический синтез — это способность объединять отдельные звуки в целое слово, а затем распознавать это слово.
Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения отдельных частей в единое целое. Фонематический анализ и синтез – это 10 противоположных, но неразделимых и тесно связанных понятий.
Т. Б. Филичев и Г. В. Чиркин подчеркивают неоценимую роль фонематического анализа и синтеза. По их мнению, с самого начала обучения необходимо опираться на сознательный анализ и синтез звукового состава слова. Способность выделять звуки из состава слова играет важную роль в устранении пробелов в фонематическом развитии. Фонематические представления - способность производить фонематический анализ и синтез слов в ментальном плане на основе представлений.
Р. И. Лалаева определила, что фонематические представления — это образы звуковых оболочек слов, которые сохраняются в сознании и формируются на основе ранних восприятий этих слов.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделять слоги или слова с данным звуком из группы других слов, различать фонемы, сходные по звучанию. В 6 лет дети говорят в целом правильно, но все же у значительного их числа имеются фонетические речевые дефекты (искажения, чаще замены звуков). В этом возрасте начинается активное формирование фонематического синтеза и накопление фонематических представлений. К младшему школьному возрасту формируются все фонематические процессы, и дети способны применять навыки звукового анализа при чтении и письме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 602 c.
2. Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
3. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.
5. Васильева Н. С. Роль развития фонематических функций у детей со стертой дизартрией для дальнейшего обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №11.
6. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. - 281 c.
7. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 7 лет. - М.: ВК "Дакота", 2017. - 32 c.
8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2006.
11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 472 с.
13. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
14. Екатерина Сергеевна Титлянова, Елена Вячеславовна Хмелькова Оценка эффективности программы использования дидактических игр в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. №2 (54).
15. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
16. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
17. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004. - С. 112-129
18. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 2001. – 31 с.
19. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
20. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
21. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
22. Мурашова И. Ю.,Н. И. Ефимова > Н. В. Петровская > Н. П. Чижевская Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.-Ангарск, 2011г.
23. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. - 109 с.
24. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с.
25. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 2. – С. 68-81.
26. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320 c.
27. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
28. Темникова Елена Юрьевна Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией // Universum: психология и образование. 2016. №8 (26).
29. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2013. - 422 с.
30. Шайдуллина Л.Т. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников 5 - 6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник науки. 2023. №9 (66).
31. Шрейдер, Е. А. Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста / Е. А. Шрейдер // Педагогика и психология: сборник статей по материалам XV международной научно- практической конференции. – 2018. – № 1. – С. 16-21.
32. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2012. – 143 с.