Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня как никогда в образовании раскрываются роли и функции каждого субъекта образовательного процесса. В первую очередь, решающую роль в воспитании и обучении обучающихся лежат на «плечах» педагогов и родителей. Поэтому для достижения результатов необходима тесная работа двух этих сторон.
Взаимодействие ДОУ и семьи прописано в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО).
В ФГОС ДО определено, что родители обучающихся имеют законное право участвовать в планировании программы работы дошкольного учреждения (ДОУ), по желанию изложить свои пожелания и требования в части изменения содержания и работы ДОУ [19].
Основная миссия ДОУ заключается в активизации и взаимовыручке в обучении и воспитании детей при поддержке родителей.
Успех реализации задач, поставленных перед ДОУ, во многом зависит от характера взаимоотношений педагога и родителей. Основой таких отношений должны быть взаимные доверительные контакты. Основная роль в их создании принадлежит воспитателю. Он должен иметь большое чувство ответственности за воспитание и образование детей перед родителями, - воспитатель должен быть другом каждой семьи, всегда помнить о слабости родительских чувств и не оскорблять грубой оценкой недостатки учения.
В процессе работы с семьями воспитателю необходимо учитывать психологические, культурные, этнические особенности каждой семьи, выстраивать индивидуальную схему работы с каждым ребёнком и его семьёй.
Необходимо отметить важность и обязательного взаимодействия ДОУ и семьи, так как достижение цели обучения невозможно в одностороннем порядке.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие в нормативных документах условий контакта, практика показывает, что у педагогов возникают большие проблемы во взаимодействии с родителями.
Таким образом, можно свидетельствовать, что широкий круг исследования по данному вопросу подтверждает востребованность данной темы исследования.
Актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной - необходимостью включения родителей воспитанников в образовательный процесс как субъектом образования;
- педагогической – необходимостью включения психологических, коммуникативных основ при взаимодействии воспитателя и детей, а также на их основе выбора методов, форм и средств взаимодействия.
- методической – необходимостью поиска эффективных современных методов взаимодействия между ДОУ и семьей.
Противоречие исследования заключается в разрешении вопроса между обязательном взаимодействии ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста и недостаточным методическим сопровождением данного процесса со стороны работников ДОУ.
Цель – выявить особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть понятие о семье и ее роль в воспитании дошкольников;
3. Описать сущность взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста;
4. Рассмотреть современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были рассмотрены современные формы взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания дошкольников, который могут быть полезны воспитателям.
База исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Цели и задачи воспитания в дошкольном возрасте: в контексте развития семейных ценностей
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Структура психической деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:
― мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах деятельности.
― регуляторный компонент, проявляющийся в способности планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.
― операционная составляющая, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.
― развитие мышления положительно сказывается на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Голосовая активность улучшается количественно и качественно [7].
В дошкольном возрасте наступает новый этап овладения речью:
― ситуационный дискурс становится контекстуальным;
― развивает функцию регуляции речи, которая помогает регулировать действия и поведение;
― развиваются речевые планирующие и обучающие функции, проявляющиеся сначала в игре, а затем в учебной деятельности;
― улучшается звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звуковоспроизведения, ребенок различает похожие звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
― улучшается смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети осваивают монолог [8].
У ребенка с помощью взрослого начинают формироваться первые критерии оценки происходящего, которые становятся основой его нравственного развития; усвоение норм происходит в процессе наблюдения за реакциями взрослых, поэтому особое значение приобретает положительный пример и оценка взрослого на протяжении всего периода детства, начиная с момента рождения ребенка. Важность дошкольного возраста в смысле интереса к универсальным ценностям прослеживается в произведениях А. Доманюка [4]. Автор отметил, что в дошкольном возрасте возникают условия, способствующие усвоению детьми норм и принципов морали. В то же время неиспользование периода чувствительности ребенка к моральной сфере приводит к неспособности восполнить упущенное или к крайним трудностям в его достижении.
Таким образом, роль взрослого в процессе развития ребенка огромна. Именно поэтому родителям отводится особая роль в воспитании детей.
Воспитание рассматривается как создание социальных, целенаправленных условий (организационных, духовных, материальных) для усвоения нового поколения социально-исторического опыта с целью подготовки его как к промышленному труду, так и к общественной жизни. В одном из учебников педагогики авторы утверждают, что воспитание следует понимать как: передачу социального опыта; воспитательное воздействие на человека, группу или коллектив; организацию образа жизни и деятельности учащихся; воспитательное взаимодействие педагога и учащегося; создание условий для развития личности учащегося [5].
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание детей - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное влияние социальных институтов на человека с целью формирования его определенных взглядов, взглядов и убеждений, моральных ценностей, политических ориентаций, подготовки к ж
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи : монография [Текст] / Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург : Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). – 434 с.
2. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье [Текст] / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 1. – С. 273–278.
3. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
4. Безродная, Е.А. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Безродная, С.В. Новикова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 2 (71). – С. 64–66.
5. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160–166.
6. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2. - С.54-58
7. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка [Текст] / Р.Н. Буре; под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 2011. – 339 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
9. Девицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Девицина. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. – 217с.
10. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
12. Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей [Текст] / О.Л. Зверева //Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С.25-31.
13. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. - 112 с.
14. Лукина, Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.И. Лукина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. - №5. - С. 40.
15. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье [Текст] / Т.А. Маркова. - М., 1979.
16. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи [Текст]: практико-ориентированная монография / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.
17. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки [Текст] / А.Г. Харчев. – М.: ЦСП, 2003. – 339 с.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года [Текст]. – М.: Эксмо, 2023. – 224 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 24 с.
20. Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: учеб.-метод. пособие [Текст] / В.В. Щетинина. - Тольятти: ТГУ, 2007.- 68 с.