Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современного образования – это развитие и формирование компетентной и самостоятельной личности. Для этих целей педагоги в учебно-воспитательном процессе используют самые разнообразные педагогические технологии, в том числе, проектные, игровые, цифровые, информационно – коммуникационные и др. Обязательными к использованию в учебно – воспитательном процессе любой образовательной организации являются проектные и исследовательские технологии, поскольку они регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных организаций.
В процессе изучения предмета экономика у школьников происходит формирование представлений о таких экономических понятиях как рынок труда, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, занятость, безработица, её причины и виды и др. При этом у них происходит развитие экономического мышления через анализ полученной информации. Школьники получают умения и навыки анализа и синтеза, совершенствуют личностные навыки самостоятельно добывать знания, работают со статистическими данными, диаграммами, документами и др. Ученики отрабатывают навыки ведения дискуссии, умения аргументировано излагать свою позицию и работать с полученной информацией. При этом происходит формирование коммуникативной компетенции у каждого ученика через работу в группах, формируется ответственность за экономические решения, уважение к труду людей. Всё это возможно лишь в том случае, если учитель подбирает соответствующую методику для изучения той, или иной учебной темы.
Современный образовательный процесс регламентируется требованиями федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС). В ФГОС указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности школьника, развитие его инициативы и ответственности как условия самоактуализации личности. Школьники всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям, без помощи взрослых.
Самостоятельная учебная деятельность современных школьников является обязательной. Чем старше становятся школьники, тем большее количество времени у них отводится на самостоятельную учебную работу. Далеко не у всех школьников одинаковым образом протекают подобного рода процессы и большую роль в развитии самостоятельности каждого школьника играют учителя и педагоги. Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого школьник должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Цель работы: изучить и обосновать выбор методики изучения темы «Рынок труда и безработица» на уроках экономики в школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс при изучении экономики в школе.
Предмет исследования: методика изучения темы «Рынок труда и безработица» на уроках экономики в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проведения уроков экономики в школе в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть особенности изучения темы «Рынок труда и безработица» на уроках экономики в школе.
3. Описать организационно-педагогические условия при изучении темы «Рынок труда и безработица» на уроках экономики в школе.
4. Предложить методические рекомендации по изучению темы «Рынок труда и безработица» на уроках экономики в школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы и особенности методики изучения темы «Рынок труда и безработица» на уроках экономики в школе
1.1. Уроки экономики в школе в условиях реализации ФГОС
В современном образовании, в условиях требований ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных организаций и заканчивая вузом, присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет недостаточно. Главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность обучающихся на каждом из уроков.
Развитие самостоятельности школьников была и остаётся в педагогике одной из наиболее значимых проблем. Развитие личностных свойств и качеств школьника обеспечивается за счёт развития личностно - регулирующих механизмов. В учебной деятельности способности субъекта развиваются за счет решения мыслительных задач, поскольку они являются частью мыслительного процесса [4].
У школьника, как у сознательного субъекта какой - либо деятельности будут системно развиваться эмоции, осознанное эмоциональное состояние, мотивы, сила воли и др. Все эти качества направлены на изменение качественного уровня личных способностей ученика. Учёба чрезвычайно важна для каждого ребёнка, поскольку учение является процессом преобразования самого себя в плане приобретения новых компетенций. Ведущая деятельность субъекта определяет изменения психики и направление его потребностей и стремлений. Необходимым является развитие умений школьника правильно оценивать свою деятельность, владение приемами самообучения и самоконтроля.
Навыки самоконтроля и самообучения не появляются сами по себе. Достаточно большая роль в этом процессе принадлежит учителю. Через положительную мотивацию к обучению педагоги могут закреплять желаемые формы поведения школьника и тем самым помогать формированию у него положительных личностных качеств и активной познавательной деятельности [7]. Педагоги рассматривают активизацию и самостоятельность как одну из волевых сфер личности. Под этим понимают сформированное умение субъекта не поддаваться влиянию различных факторов, а действовать лишь на основе своих личных взглядов и побуждений. Можно говорить о том, что учебная самостоятельность, которая важна при изучения любых образовательных областей, в том числе и экономики – есть обобщенное личностное свойство субъекта, которое проявляется в инициативности и личной ответственности за свою деятельность [11].
В.Д. Иванов пишет о том, что самостоятельность человека не бывает абсолютной. Любая личность в обществе связана, какими-либо взаимоотношениями и соответственно, подчиняется его законам.
Он определил некоторые аспекты самостоятельности субъекта:
-адекватная реакция на критику;
-адекватная самооценка;
-внутренняя дисциплина.
Т.В. Маркова отмечает, что необходимый уровень развития самостоятельности человека позволяет ему устанавливать необходимые отношения с другими людьми. Эти отношения основаны на взаимоуважении и взаимопомощи. Речь идёт о степени выраженности самостоятельности субъекта. Если проанализировать, к примеру, учебную деятельность двух школьников одного возраста, можно безошибочно определить, кто именно их них является более самостоятельным, т.е., более целеустремлённым и более уверенным в себе. Любая деятельность является содержательной, но самостоятельной она становится лишь тогда, когда умения субъекта становятся устойчивыми навыками и переходят в способность человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базылев Н.И. Экономическая теория [Текст]: учебник / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева. - М.: ИНФРА-М. - 2011. – 637 с.
2. Гилева, Н.С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Молодой ученый [Текст] / Н.С. Гилёва. - 2015. - No10. - С. 1128-1139.
3. Грязнова, А.Г., Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / А. Г. Грязнова, В. М. Соколинский. – М.: Кнорус. - 2014. – 464 с.
4. Голикова, В.В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика [Текст] / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2015. - No 1 (2). С. 136-137.
5. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование [Текст] / Л.В. Жарова // М.: Просвещение. – 1993. - No6. - С. 23-35.
6. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] / Е.И. Изотова // Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - 2-е изд., стер. М.: Академия. - 2009. - 286 с.
7. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность школьника: диагностика и развитие: практическое пособие [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2018. - 77 с.
8. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. - 2009. - No7. - С.96-100.
9. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю.А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 17.11.2023).
10. Коноводова, Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 17.11.2023).
11. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин // М. - 2010. - 720 с.
12. Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/ (дата обращения: 17.11.2023).
13. Монтессори, М. Полный курс воспитания [Текст] / М. Монтессори // М.: АСТ. - 2017. - 573 с.
14. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Рук. Авт. Коллектива и науч. Ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. - М.: Дело и сервис. - 2011. – 356 с.
15. Морозова, М.С. Психологическое состояние школьников при переходе из начальной школы в среднее звено [Текст] / М.С. Морозова, В. Д. Абросимова, И. В. Королева // Постулат. Биробиджан. - 2017. - No 6 (20). - С. 20.
16. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч [Текст] /Е.В. Оспенникова // Пермь. - 2013. - 301 с.
17. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд. Программа и конспекты занятий [Текст] / Н.Н. Поддьяков // М: ТЦ Сфера. - 2009. - 407 с.
18. Рябцева, Е. В. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики / Е. В. Рябцева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10059/ (дата обращения: 17.11.2023).
19. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: НИИ шк. техн. - 2005. - 224 с.
20. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты [Текст] / сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9 нояб. 2018 г. Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; под общ. ред. Т. И. Когачевской. Могилев: МГОИРО. - 2018. - 567 с.
21. Сущность понятия «Самостоятельная работа» [Информационный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 17.11.2023).
22. Теплов, С.М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» / С. М. Теплов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42352/ (дата обращения: 17.11.2023).
23. Фомичёва, И. Б. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности / И. Б. Фомичёва, Н. Г. Турусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7700/ (дата обращения: 17.11.2023).
24. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 05.11.2023).
25. Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст]: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск: БГУ. - 2011. – 116 с.