Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку в начальной школе 6
1.1. Анализ понятия средства наглядности в начальной школе 6
1.2. Формирование умений монологической речи при обучении английскому языку в начальной школе 10
1.3. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника 13
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Методические аспекты использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку в начальной школе 18
2.1. Методы и приёмы использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку младших школьников 18
2.2. Организационно-педагогические условия использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку младших школьников 19
2.3. Методические рекомендации по использованию средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку младших школьников 22
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении формирования навыков монологической речи младших школьников на уроке английского языка.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, включая наглядность в обучении. Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранная педагогом наглядность.
Для современного общества это актуально, поскольку наше общество является информационным. Увеличение количества информации требует сегодня от субъекта наличия у него новых личностных качеств, к которым можно отнести комплексное решение проблем и задач, творческого подхода, мобильности и креативности.
Именно эти проблемы необходимо решить при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий и методик, которые предусматривают широкое использование наглядности в образовательном процессе. Английский язык относится к гуманитарным предметам, которые требуют умений субъекта работы с большими объемами информации, в том числе с текстами и изображениями различного характера. В связи с этим, перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с любой информацией и различными информационными источниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы ориентированы на развитие познавательного интереса младших школьников. В настоящее время знание иностранного языка является не только атрибутом культурного развития человека. Это важное условие успешной деятельности субъекта в самых различных направлениях. Предопределяя успешность чтения, говорения и письма, монологическая речь является достаточно сложным видом речевой деятельности.
Учёные С.П. Золотницкая, Н.Г. Гоцкин, Н.В. Елухина, Н.С. Харламов и др. изучали проблемы обучения монологической речи и пониманию иноязычной речи на слух. Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы учеников. Методологическую основу составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др.
Несмотря на сохраняющийся интерес к обучению иностранному языку, формирование монологической речи младших школьников характеризуется как недостаточно эффективное. Учебная практика показывает, что школьники испытывают определённые сложности при работе с монологической речью. Несмотря на то, что проблема формирования монологической речи у младших школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложной психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к начальному образованию и общепринятым опытом обучения;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью каких средств, необходимо формировать навыки монологической речи младших школьников на уроках английского языка.
Определение наиболее эффективных форм работы в процессе обучения монологической речи обусловило выбор темы курсовой работы: «Использование средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку в начальной школе».
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе при обучении английскому языку.
Предмет исследования: наглядность как эффективный материал в процессе формирования навыков монологической речи у младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия средства наглядности в начальной школе.
2. Изучить процесс формирования умений монологической речи при обучении английскому языку в начальной школе.
3. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
4. Рассмотреть методы и приёмы использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку младших школьников.
5. Описать организационно-педагогические условия использования средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку младших школьников.
6. Предложить методические рекомендации по использованию средств наглядности для формирования умений монологической речи при обучении английскому языку младших школьников.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения 21.01.2024).
Литература
2. Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения 21.01.2024).
3. Акимова А.С. Формирование лексической компетенции школьников при обучении иностранному языку / А.С. Акимова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 535 – 539 – текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 535. (дата обращения 21.01.2024).
4. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
5. Бархатова В.И. Развитие познавательного интереса школьников к изучению иностранного языка / В.И. Бархатова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 542 – 547 – текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 542 (дата обращения 21.01.2024).
6. Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования. [Текст] / И.Л. Бим. – Иностр. языки в школе. – 2005. - No 2. – С. 2-6.
7. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения 21.01.2024).
8. Веремейчик, О.В. Цель обучения иностранным языкам как социально - педагогическая и методическая категория [Текст] / О. В. Веремейчик // Вестник МГЛУ – 2009. – No 1. (15) – С. 7-11.
9. Глумова Е.П. Развитие внимания на уроках второго иностранного языка в школе / Е.П. Глумова, В.А. Сухарева // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: сб. науч. тр. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 70-74 – текст: электронный [сайт]. -URL:https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73263586/_.pdf – (дата обращения 21.01.2024).
10. Гальскова, Н. Д. Технология целеполагания урока иностранного языка [Текст] / Н. Д. Гальскова, Д. К. Бартош // Иностранные языки в школе. – 2014. – №11. – С. 20 – 23.
11. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
12. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения 21.01.2024).
13. Монигетти, А.В. Методический анализ урока по иностранному языку [Текст] / А.В. Монигетти. - Методическая мозаика (приложение к журналу «ИЯШ»). - No 7. - 2004. – С. 16-19.
14. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранные языки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
15. Мухортова, И. И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения 21.01.2024).
16. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С. Полат. - Иностранные языки в школе. - 2000. - No 1. – С.32-38.
17. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения 21.01.2024).
18. Русина, П.И. Обучение иностранному языку младших школьников [Текст] / П.И. Русина. - Иностранные языки в школе. - 2014 - No2. - С.41- 46.
19. Солова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студ. пед. вузов и учителей [Текст] / Е. Н. Солова. – М.: Астрель, 2018. – С. 10-16.
20. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
Источники материала
21. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 164 с.
22. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
23. Горшкова, О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения 21.01.2024).
24. Игна, О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение грамматике английского языка [Текст] / О.Н. Игна, Е.В. Зырянова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 128 с.
25. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2010. - 105 с.