Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Исторически вышло так, что вопросам, связанным с государственной властью, всегда отводился значительный интерес со стороны общества. Они имеют актуальность и в современных условиях: на них замкнуты сложные отношения систем президента и парламента, проблемы РФ и ее субъектов, издержки приватизации, налоговая политики, разгул криминала, острые проблемы низких пенсий и зарплат, и многое другое.
Территория, населения, власть представляют собой содержательные признаки любого государства. Между тем, оно довольно существенно отличаются друг от друга по отличительным особенностям своей внутренней организации, что сказывается на понятии «форма государства».
Форма государства, будучи, как и само государство, исторически меняющимся феноменом, на каждом новом витке развития предстает перед исследователями своими новыми гранями, ставя их перед необходимостью заново осмысливать данное явление, соотнося его с изменяющейся социально-экономической и политической реальностью. Этим, на наш взгляд, объясняется и то обстоятельство, что в разные исторические эпохи содержание рассматриваемой категории раскрывалось по-разному.
Если античные и средневековые авторы целиком и полностью отождествляли форму государства с формой правления, то в наши дни преобладающей является трехэлементная трактовка этой категории, охватывающая форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим. При этом нередко предпринимаются попытки расширить ее содержание, включить в него наряду с отмеченными и новые элементы. Кроме того, отсутствует единство в понимании и самих ее элементов, причем разные исследователи не только придерживаются в данном вопросе различных (зачастую диаметрально противоположных) точек зрения, но и используют при их описании разную терминологию.
Все это порождает достаточно оживленные и интересные дискуссии, но в то же время нередко уводит в сторону от основной задачи, стоящей перед исследователями при изучении формы государства и ее элементов -установить их социальную обусловленность. Казалось бы, не вызывает сомнений, что форма государства представляет собой юридическое выражение социальной сущности и назначения государства. Более того, она напрямую обусловлена социальным назначением государства, проявляющимся в выполняемых последним функциях, прежде всего функциях социальных - тех направлениях деятельности государства, которые связаны с поддержанием определенного уровня жизни граждан и обеспечением так называемых социальных прав человека (таких, как право на достойную жизнь, на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.).
Проводя анализ формы Российского государства, главным образом, следует учитывать, что государство и общество при утверждении федеративной системы государства должно рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а в качестве средства более эффективного государственного управления. Иными словами, на федеративный принцип для самого принципа, а федерализм для того, чтобы обеспечить прогресс в социально-экономической сфере.
Принцип федерализма, безусловно, крайне важен для интеграции РФ в сферу международных отношений и правовую систему мира, который отличается не только своими масштабами, но и многообразием признаков, характерных только нашей стране: экономических, идеологических, национальных, исторических, политических, социальных.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с формой государства.
Предмет исследования – форма правления, государственный (политический) режим, форма государственного устройства как элементы формы Российского государства.
Цель данной работы – комплексное исследование формы государства: понятия, причин многообразия и конституционного закрепления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и особенности формы государства;
2) исследовать подходы к определению формы государства;
3) рассмотреть форму правления;
4) исследовать государственный (политический) режим;
5) провести исследование формы государственного устройства.
При написании работы применялись как общенаучные методы (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), так и специальные юридические (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и т.д.).
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1.Понятие и особенности формы государства
Отличительные особенности государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе развития историю постепенно переходят в форму государства.
Форма государства – это устройство, состоящее в характере политико-правовых отношений между гражданами, государством и гражданами, в процессе управления ими, в способах организации высших государственных органов власти, а также административно-территориальном разделении государства.
Категория «форма государства» выражает признаки внутренней организации государства, процесс возникновения и систему государственных органов власти, характерные признаки их территориальной независимости, характер взаимоотношений между собой и с гражданами, а также методы, используемые ими для организационной и управленческой деятельности. Иными словами, формой государства признается устройство и организация государственной власти.
Форма государства включает в себя три структурных элемента:
— формы правления;
— формы государственного устройства;
— политического режима.
Рассмотрение различных аспектов формы государства имеет крайне важное значение, как на теоретическом уровне, так и правоприменительной практике. Определенные ошибки и просчеты в решении этих жизненных вопросов чреваты серьезными политическими конфликтами, сложными моральными и материальными потерями.
В различных странах государственные формы имеют свои характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, при этом обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществление на практике, устройство ее территории, выражающие отличительные особенности государственного развития, уровень ее демократии, культуры, т.е. форма государства всегда видоизменялась. Под влиянием многих идеологических, экономических, политических, социальных факторов она всегда развивается.
За всю историю развития права и государства были высказаны различные позиции по вопросам о формах государства. Были предложены различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме юристы и философы высказывались самые различные, а в отдельных случаях и весьма противоречивые позиция о том, что следует понимать под формой государства.
В последние годы в отечественной научной литературе предложили новую классификацию форм государства:
1.Единовластная (монократическая) форма государства. главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти находится в руках одного человека (к примеру, монарха) либо в руках определенной группы (политической партии). Принцип разделения властей и органы местного самоуправления отсутствуют. Права граждан нарушаются, существуют обязательная государственная идеология или религия.
Обычно, выделяют следующие подвиды этой формы государства:
1) теократическая (к примеру, Саудовская Аравия);
2) экстремистская (фашистская).
3) милитаристская (правление военного центра).
4) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
2. Следующей формой выступает многовластная (поликратическая) форма государства. Основным ее признаком является принцип разделения властей, многовластия, где местное самоуправление не только существует, но и фактически осуществляет свою деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева Г.О. Принципы федеративного устройства России // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных статей. - 2020. - С. 53-55.
2. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
3. Багаева А.А., Суменова Д.К. Конституционные принципы федеративного устройства России // Журнал «Наука XXI века: вызовы, становление, развитие». - 2023. - С. 151-156.
4. Батыгова Г.Б. Политический режим в РФ // Журнал «Студенческий». - 2021. - № 1-5 (129). - С. 57-58.
5. Брунцев Ю.Ю. Характеристика современного политического режима в РФ // Журнал «Столыпинский вестник». - 2023. - Т. 5. - № 3. – С. 198-199
6. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принципы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.
7. Гаирбеков М.М. Политический режим // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 61-63.
8. Енсаев И.Ш., Чернова Э.Р. К вопросу о форме современного Российского государства // Журнал «Colloquium-journal». - 2019.- № 5-6 (29).- С. 14-15.
9. Колесников В.А., Романенко Д.Д. Политический режим и развитие России // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2019. - № 48-2. - С. 37-40.
10. Костева Д.А. Политический режим современной России: становление и развитие // Журнал «Контентус». -2019. - № 5 (82). - С. 31-34
11. Кочетков Е.Е. Перспективные траектории эволюции унитарного государства: между регионализацией и федерацией // Журнал «Вестник российской нации». - 2022. - № 1-2 (84). - С. 82-91.
12. Лановой В.Г. Форма государства: понятие, сущность, системные характеристики // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 10 (149). - С. 395-397.
13. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.Н. Марченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2019. - 784 с
14. Назарова А.Ш. Форма правления как составляющая формы государства // Современный потенциал российской государственности. Сборник научных статей. - 2020. - С. 148-149
15. Напалкова И.Г. Методологические подходы к пониманию категории «форма государства» // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 26-30.
16. Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения // Журнал «Lex russica». – 2019. – С. 132-147.
17. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
18. Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
19. Степанян Д.А., Русских В.В. Форма правления в современном Российском государстве // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 25 (263). - С. 352-354.
20. Ткачева Е.Е. К вопросу о понятии форм государства и его основных элементов // Журнал «Закон и право». - 2020. - С. 219-222
21. Умнова И.А., Костылева Е.Д. Современный российский федерализм и перспективы развития российского государства и права // Журнал «Российское правосудие». - 2019.- № 3. - С. 104-108.
22. Ховрина М.А., Жиганов А.Ю. Роль СМИ в процессе реализации государственной информационной политики // Журнал «Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития». -2020- С. 329-334.
23. Шаблинский И. Г. Политический режим в России и авторитарные режимы прошлого: сходства и различия // Журнал «Конституционный вестник». – 2021. – С.192-194
24. Шаханова А.Б., Кипкеева А.М. Особенности формы государства и ее элементов в РФ // Журнал «Фестиваль права». - 2019. - С. 20-22.