Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшее значение для отражения окружающей действительности, ориентировки в ней, регуляции деятельности играют психические процессы. Б.Г. Ананьев отмечал, что «любой психический процесс формируется «как определённая констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т.д.) и мотиваций (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации)» [1, c.96]. Таким образом, без участия психических функций не могут осуществляться психические процессы, в том числе и процессы восприятия.
Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Цель: изучить формирование восприятия обучающихся в педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
Задачи курсового проекта:
1. Изучить особенности восприятия;
2. Рассмотреть опыт формирования восприятия обучающихся в педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
Объект курсового проекта: процесс формирование восприятия.
Предмет курсового проекта: формирования восприятия обучающихся в педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
Методологическая база курсового проекта: Исследованиям в области формирования восприятия большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: В. С. Мухина, А. В. Запорожец, Урунтаева, Л. А. Венгер др.
Структура курсового проекта. Введение, 2 раздела, заключение, список литературы.
Раздел 1. Теоретическая часть
Процесс восприятия изучался разными авторами и его понятие сформировано недостаточно. В понятийно-терминологическом словаре восприятие представлено как «психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира» [21, c.86]. В психологическом словаре восприятие трактуется в качестве «процесса формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств» [10, c.39].
Л.С. Рубинштейн писал: «Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав 19».
По определению Л.Д. Столяренко, восприятие – непосредственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков [22]. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. По мнению Е.И. Рогова, воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов) [18]. В зависимости от того какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации о свойствах воспринимаемого объекта, различают виды восприятия. Соответственно Р.С. Немов выделяет зрительное, слуховое, осязательное восприятие [16]. Различают также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.
Восприятие рассматривается большинством исследователей, как чувственный процесс, включающий осознание (опознание отдельных признаков и узнавание предмета и явления в целом). Восприятие представляет собой целостное отражение различных предметов, ситуаций, явлений, которые возникают в процессе непосредственного влияния физических раздражителей на поверхность рецепторов различных органов чувств.
Таким образом, восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, активный процесс отражения окружающего мира, деятельность субъекта, связанная с обследовательскими перцептивными действиями. Эти действия включают в себя моторный компонент : движение глаз , ощупывание. При помощи перцептивных действий идет поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980, т. I – 230 с.
2. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.
3. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 237 с.
4. Борякова, Н.Ю. Сенсорное воспитания в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития/ Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева // Социально-гуманитарные знания, 2014. – № 2. – С. 199-205.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
6. 74.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Эксмо, 211. – 533 c.
7. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
8. Запорожец, А. В. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения и восприятия / под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1982. – 100 с.
9. Исследование процессов переработки сенсорной информации в зрительной системе человека в норме и па-тологии методом регистрации вызванных потенциалов / Л.И. Фильчикова, Л.А. Новикова, Н.Н. Зислина и др. // Современные аспекты клинической физиологии зрения: сб. науч. тр. – М., 1985. – С. 55–67
10. Кондаков, И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. – М.: Юрайт 2005. – 690с.
11. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2002. – 287 с.
12. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. Общая психология: сенсорно-перцептивные процессы. Практикум. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. – С. 64-88.
13. Манжосова, Г.В., Илюхина, В.А. Батуев, А.С. Психофизиологические критерии адаптации детей к тактильному взаимодействию с дельфинами / Г.В. Манжосова, В.А. Илюхина, А.С. Батуев // Психологический журнал. 2008. — № 2.— С. 107–120
14. Мацина, С.Г. Сенсомоторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием игр с песком / С.Г. Мацина // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 1. – С. 47-50.
15. Муратова, М.А. Нейрофизиологические критерии нарушения зрительного восприятия при общем недоразвитии речи у дошкольников / М.А. Муратова и др. //Фундаментальные исследования, 2013. – № 9-1. С. 99-103.
16. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – В трех книгах. – Книга 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 688 с.
17. Протодьяконова, М.П. Особенности развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / М.П. Протодьяконова, С.Н. Архипова // В сборнике: Молодые лидеры – 2016. – 2016. – С. 320-324.
18. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 383 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 720 с.
20. Сакович, Н.А Технология игры в песок / Н.А. Сакович. – СПб.: Питер, 2014. – С. 115-190.
21. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2015. – 464 с.