Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Как известно, одной из важнейших проблем современной психологии является выявление причин избирательно-го восприятия человеком информации из внешнего мира и выявление законо-мерностей построения человеком субъективной картины мира. Анализ лите-ратуры показывает, что специализация полушарий головного мозга в отноше-нии определенных психических функций может рассматриваться как важная причина.
Эта специализация в сочетании с феноменом доминирования одного из полушарий, очевидно, является основой формирования психических ориен-таций на полярный, по сути, способ восприятия и оценки информации, а так-же определяет основные ориентации психической деятельности в актах взаи-модействия человека с окружающим миром.
В наше время, когда личностно-ориентированное обучение получает все большее распространение, проблема подхода к обучению с учетом фи-зиологических особенностей ребенка стоит наиболее остро.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвящен-ных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить индивидуальные особенности учеб-но-познавательной деятельности у обучающихся с правополушарной асим-метрией.
Объектом исследования является процесс выявления индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности у обучающихся с право-полушарной асимметрией.
Предметом исследования являются основы и принципы выявления ин-дивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности у обучаю-щихся с правополушарной асимметрией.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для применения индивидуальных особенно-стей учебно-познавательной деятельности у обучающихся с правополушар-ной асимметрией
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть специализацию полушарий головного мозга;
- детально проанализировать влияние межполушарной асимметрии учащихся на восприятие ими вербальной и невербальной учебно-познавательной информации;
- проанализировать выявления функциональной асимметрии полушарий и стиля учебно-познавательной деятельности;
- разработать рекомендации учителю по обучению в начальной школе правополушарного ребенка.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1.1 Специализация полушарий головного мозга
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функцио-нальная асимметрия мозга; она определяет особенности восприятия, позна-ния, стратегий мышления и эмоциональной сферы человека. Зная природу межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и учителям, почему первоклассник не доволен успехами.
Например, правша, но левоглазый ребенок отстает на ранней стадии развития, потому что нервные пути, соединяющие два полушария, не полно-стью сформированы в возрасте 9-10 лет. Такие дети, которые опаздывают в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят своих сверстников в развитии, а когда вырастут, у них будет высокий уровень интеллектуально-го развития. По некоторым данным, созревание правого полушария происхо-дит быстрее, чем левого, и поэтому его вклад в обеспечение психологической функции на ранней стадии развития превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что к 9-10 годам ребенок становится правшой [12].
Такая оценка не лишена оснований, поскольку коррелирует с опреде-ленными особенностями психического развития детей дошкольного, а отчасти и младшего школьного возраста. Действительно, маленьким детям свой-ственны непроизвольность, низкая сознательность в поведении, эмоциональ-ность, их познавательная деятельность носит непосредственный, целостный и образный характер. Толчком к активизации левого полушария является появ-ление у ребенка уверенности в себе, это происходит в двухлетнем возрасте. При этом упрямство выражается как можно сильнее. У ребенка развивается негативизм, некоторая заторможенность в усвоении и обработке информации, поступающей извне. Что взрослый замечает в ребенке? Медлительность, «ко-пание» в одном месте, негативное отношение ко всему, что не соответствует вновь формирующемуся представлению о себе. Поскольку разделение функ-ций у мальчиков происходит быстрее, чем у девочек, их упрямство в этом случае более очевидно. Следовательно, два года - неподходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не столько психологические, сколько физиологические корни. Лучше дать ребенку возможность избавить-ся от негативных переживаний с помощью игры, эмоциональной и двигатель-ной разрядки.
Таким образом, можно предотвратить дальнейшее угнетение правого полушария. С увеличением активности левого полушария возникают сложные понятия, развивается абстрактное мышление, способность к арифметике и письму. И здесь мальчики снова на переднем крае: в возрасте шести лет их левое полушарие может быть более активным, чем у девочек. Вот почему не-которые люди начинают читать в 4-5 лет. У мужчин функциональная актив-ность полушарий более полярна, и о доминировании одного из них можно судить в возрасте 6-7 лет. Проблемы усугубляются, когда у праворукого, из-начально гуманитарно ориентированного мальчика есть оба родителя - инже-неры, преподаватели точных дисциплин, языков или философы. Здесь любое чрезмерное давление со стороны родителей во время раннего обучения гра-моте может привести к перенапряжению еще не окрепшего и, более того, не доминирующего левого полушария. Это, в свою очередь, еще больше за-труднит овладение правилами грамматики, письма, чтения, таблицы умноже-ния и некоторыми математическими понятиями [15].
В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение детей, у которых в первые годы жизни наблюдалась задержка речевого развития или которые все еще не могут произносить четкие звуки. Это означает, что в них по-прежнему доминирует правое невербальное полушарие. Несвоевременное по-вышение требований может привести к заиканию и неврозам. Законопослуш-ные дети решают арифметические задачи не путем определения базового ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, исходя из повседнев-ных ассоциаций. Эти особенности детского мышления следует использовать в обучении. Но школа считает развитие и тренировку логического мышления одной из своих основных задач, поэтому все усилия учителей направлены на стимулирование возможностей левого полушария.
Во многом этим усилиям мы обязаны заметному сдвигу асимметрии влево. В западной цивилизации доминирует формально-логический анализ, и перед школой дети сталкиваются с феноменами леворукого стиля мышления, который постепенно адаптирует их к требованиям школы. Особенность мыш-ления ребенка заключается в том, что его способности к логическому мышле-нию еще недостаточно развиты, а образное мышление, при всем его возмож-ном богатстве, недостаточно упорядочено. Учитель, взрослый человек, часто уже не помнит, с какими трудностями он сам сталкивался, когда сидел за сво-им ученическим столом.
Это особенно очевидно, если вы изучаете абстрактные школьные пред-меты, такие как математика или грамматика. Большинство методов, использу-емых в настоящее время для развития способностей левого полушария, не ос-нованы на образных представлениях. Между тем, эта поддержка очень про-дуктивна. Учитель одной из московских школ Л.А. Нотов разработал мето-дику преподавания физики, основанную на образном мышлении.
Вместо традиционного подхода, при котором объяснение нового мате-риала начинается с представления физических законов и только затем иллю-стрируется экспериментами. Оценки начинаются с демонстрации яркого, зре-лищного и привлекающего внимание эксперимента и побуждают учащихся отказаться от непосредственного чувственного восприятия в поисках физиче-ских законов. Учащиеся начальной школы лучше работают с конкретными предметами, чем с абстрактными числами. Трудности в изучении грамматики у детей этого возраста вызваны переходом от фактического значения слов к определению части речи. Им легче составить подробный пересказ, чем крат-кий, трудно разделить текст на смысловые части, выделить выделенную часть, составить план пересказа. 73% детей в первом классе не могут читать текст, 65% во втором классе, 52% детей в третьем классе.
1.2 Влияние межполушарной асимметрии учащихся на восприятие ими вербальной и невербальной учебно-познавательной информации
Функциональная латерализация больших полушарий в последние деся-тилетия стала предметом изучения различных дисциплин: нейрофизиологии, нейропсихологии, эволюционной биологии и др., поскольку это одна из важ-нейших, фундаментальных психофизиологических закономерностей мозговой деятельности человека, а изучение функций правого и левого полушарий по-лушария является одним из наиболее интересных направлений.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за по-следние десятилетия прошла ряд этапов развития, и накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педа-гогов и психологов школьных учреждений редко учитываются данные об ин-дивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, позво-ляющие определить особенности ряда психических процессов [13].
Современная система общего образования ориентирована на развитие символической и символической функции мышления, то есть левостороннего мышления. Возрастные особенности мозга, связанные с поступательным раз-витием функций правого полушария, практически не используются. Между тем активное использование возможностей правовой обработки информации способствует развитию способностей ребенка, позволяет прогнозировать и повышать эффективность школьного образования.
Кроме того, изменчивость форм изложения учебного материала сопро-вождается повышенным интересом учащихся, что, в свою очередь, способ-ствует снижению утомляемости.
У некоторых людей логическое полушарие - это правое полушарие, а левое полушарие - другое. Термины «логическое полушарие» и «гештальт-полушарие» являются более точными, они используются для различения по-лушарий функционально, а не топографически. С функциями левого и право-го полушарий у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное. Считалось, что левое полушарие полностью до-минирует над речью, ручными функциями и другими высшими психическими процессами.
Правому полушарию отводилась второстепенная роль в осуществлении всех психических процессов. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга в отношении вербальных и невербальных функций в ос-новном изучается как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности вклада, который каждое полушарие вно-сит в каждую психическую функцию. Особенности левого и правого полуша-рий, связанные с различными функциями (элементарными и сложными), изу-чаются в разной степени. Оба полушария участвуют во всех видах сложной умственной деятельности, не дублируя друг друга, но обеспечивая различные (и всегда необходимые) аспекты этой деятельности [12; 19].
Существует три типа функциональной организации двух полушарий го-ловного мозга:
1) доминирование левого полушария - вербальный характер когнитив-ных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
2) доминирование правого полушария - специфическое мышление, раз-витое воображение;
3) отсутствие выраженного доминирования одного из полушарий. Чуть менее половины людей относятся к односторонне представленным типам ре-акции правшей и левшей (результаты исследования межполушарной асим-метрии у детей двух классов). Правое полушарие связывает человека с внеш-ним миром с раннего детства. Левое полушарие обеспечивает быстрое вхож-дение человека в сообщество, в котором он живет, определяет культурно-исторические поведенческие программы, которые общество внедряет в чело-века и которые сам человек активно перенимает [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова С. В. Особенности переработки информации правым и ле-вым полушариями головного мозга. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru/articles/549877/ (дата обращения 18.11.2023).
2. Быкова Л. Г., Смирнова Т. Н. Изменение асимметрии полушарий при интенсивном обучении иностранным языкам // Журн. высш. нерв. дея-тельности. 1991. Т. 41, № 2. С. 231–236.
3. Гендерная психология / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
4. Гущина Т.Н. Я и мои ценности... Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М.: АРКТИ, 2008. – 128 с.
5. Клецина И. С. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
6. Костандов Э. А. Принципиальные вопросы функциональной асим-метрии полушарий большого мозга человека. М.: Наука, 1983. С. 218–231.
7. Ледяева В.Е. Социально-педагогическая адаптация леворуких детей в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. соц. наук. – Владимир, 2011. – 24 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
9. Лопуга Е .В. Валеология: учет межполушарной асимметрии голов-ного мозга в решении медикопсихолого-педагогических проблем обучения детей. Метод. рекомендации. Барнаул: АКИПКРО, 2002. 55 с.
10. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы об-разования. М.: Нар. образование, 2000. 352с.
11. Пятунин В. Б. О влиянии формы представления учебного материа-ла на тестологические свойства заданий // Вопр. тестирования в образовании. 2004. № 10. С. 53–62.
12. Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры го-ловного мозга [2006] [Электронный документ]. URL: sc548.narod.ru/osob. doc (дата обращения 18.11.2023).
13. Семенович А.В. Эти невероятные левши. – М.: Генезис, 2008. – 211 с.
14. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Прак-тическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
15. Сиротюк А. Л. Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга: дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.03. Тверь, 1999. 143 c.
16. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
17. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, Правый мозг. – М.: МИР, 1983. – 256 с.
18. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 256 с.
19. Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия моз-га и выбор профессии. – М.: Академический проект, 2008. – 447 с.
20. Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение про-фессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве: дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 191 с.
21. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогиче-ских тестов: учеб. пособие. М.: Исследоват. центр проблем качества подго-товки специалистов, 2001. 410 с.