Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Различные аспекты нравственных ценностей юного поколения и процесса их формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, др.), психологии (A.А. Брудный, Л.C. Выготский, А.А. Леонтьев).
В том или ином аспекте проблематику ценностей, морали и формирования культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги-классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
В 70-80-е годы интерес к детальному изучению формирования духовно-нравственной личности резко возрос. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в ходе передачи учащимся нравственных ценностей, так и частные проблемы формирования культуры школьников разного возраста (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.).
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующими особенностями.
Произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм (личностно-ориентированное обучение) породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения моделей воспитания.
Усвоение ребенком нравственных норм определяется множеством факторов, среди них его собственная компетентность в социальном взаимодействии, внешняя среда, круг общения, индивидуальные особенности психики и возрастные особенности, общие для всех детей на различных этапах развития.
В работах педагогов отмечается огромная роль социума в нравственном развитии личности, которая не может формироваться и проявлять себя автономно, а напрямую подчиняется воздействию среды, воспитательных технологий, педагогических условий обучения.
Таким образом, вопрос о выборе методов развития нравственных качеств ребенка – один из актуальнейших вопросов современного образования, имеющий исключительно прикладное значение в жизни общества.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время развитие нравственных качеств становится необходимой задачей образовательной программы, призванной подготовить ребенка к активному взаимодействию с социумом и самореализации в нем.
Цель: рассмотреть роль игровых занятий в деле формирования нравственных качеств младшего школьника.
Объект исследования: нравственное развитие ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие понимания нравственных категорий младшим школьником в процессе игрового занятия.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
2) Определить понятие «нравственной ценности» и методы ее формирования;
3) Рассмотреть потенциал игры в деле формирования нравственных понятий у школьника.
Методологической базой исследования стали работы Архангельского Г.А., Головей Л.В., Гусевской О.В. и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Роль овладения нравственными понятиями в жизни младшего школьника
1.1 Специфика духовно-нравственного развития младшего школьника
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку, а образование во многом ориентировано на знаниевый компонент.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное – составляет главную задачу воспитания» [7, 209].
Духовно-нравственное развитие младшего школьника заключается в усвоении знаний о нравственном поведении и способности воспроизводить эти знания на уровне поведенческого компонента. Нравственной школьника определяется не только знанием о правильном и моральном поведении, но в гораздо большей степени тем, как он реализует эти знания.
Таким образом, работа педагога заключается в информировании ребенка о нравственном поведении в разных жизненных ситуациях и том, как формируется нравственный облик человека, как он влияет на его отношения с окружающими. А так же в том, чтобы дать ребенку возможность практиковаться в нравственном поведении, воспринимать нравственные правила не как сухие тезисы, н переживать их, наполнять личным отношением, эмоциональным переживанием.
В последние годы внимание педагогов и психологов обратилось на
особенности культуры, нравственности и воспитанности младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших подростков).
Младший школьник участвует в общественной жизни уже практически наравне со взрослым, с той разницей, что профессиональную деятельность для него заменяет деятельность учебная, поэтому вопрос о его нравственном облике стоит особенно остро.
Перед ребенком встают такие же сложные проблемы общественного взаимодействия, как перед взрослым человеком, а зачастую они кажутся даже сложнее, поскольку ребенок обладает еще достаточно скудным социальным опытом и со многими ситуациями вынужден столкнуться впервые.
В этом случае неправильное поведен
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. М.: Академия Развития, 2009. – 130 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
3. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). – М.: Баласс. – 13 с.
4. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
5. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
6. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 322 с.
7. Головей Л. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. –Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 648 с.
8. Гусевская О.В., Бабакина М.А. Проблемно-ценностное общение как средство нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – 174 с.
9. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. –Иркутск: Иркут, 2017. — 162 с
10. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
12. Дугарова Т. Ц. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной организации: формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников // Вестник ТГПУ. 2015. №11 (164). С.9-13
13. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт:
Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
14. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с.
15. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. — 64 с.
16. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129. – с. 103-109.
17. Парафиянович Т.А., Егорова Л.А. Воспитание нравственной культуры личности обучающихся. Методические рекомендации. — Минск: МГВРК, 2013. — 44 с.
18. Ткаченко И.В. Ролевые игры для детей. – М.: Научная книга, 2009. – 264 с.
19. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра. – Севастополь: Рибэст, 2000. –29 с.
20. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. — 136 c.
21. Филякова Г.Е. Вот так ситуация. Проблемы поведения. – М.: Карапуз, 2006. — 20 с.
22. Филякова Е.Г. Не обижайся! Проблемы поведения. – М.: Карапуз, 2006. — 20 с.
23. Финогенова Н.В. Использование подвижных игр в формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. 2013. №S8. С. 41-45.
24. Холостова Т.В. Этическое воспитание. – Ленинград: Знание, 1990. — 30 с.
25. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 384 с.
26. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. — 113 с.
27. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. – Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 96 с.
28. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: Сфера, 2010. — 96 с.
29. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет.– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды. – М.: Воронеж. НПО "МОДЭК", 2001. – 417 с.
31. Эриксон Э. Детство и общество. – Минск: Летний сад, 2000. — 416 с.
32. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. — 60 с.
33. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. – Саранск: Школа, 2009. – 109 с.