Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Согласно теории разделения властей одной из ветвей государственной власти считается исполнительная. Ее функции сведены к выполнению действующего законодательства, разработке базовых направлений внешней и внутренней политики государства, организации деятельности аппарата государства по реализации данной политики, а также к охране прав и свобод граждан.
Исполнительная власть трактуется в двух главных аспектах:
1) в правовом, понимая под ней возможность и право официальных людей управлять людьми, подчинять собственной воле других людей, издавать акты властного характера;
2) в политологическом, когда это понятие охватывает систему политических и юридических явлений и, в первую очередь, публичную администрацию (систему исполнительных органов власти), полномочия ее органов и государственных служащих, а также их деятельность.
Стремительное развитие законодательства, разные административные реформы вносят преобразования в эту область, именно по этой причине мы выбрали данную темы для исследования.
Вопросы создания системы исполнительной власти на федеральном уровне признаются областью совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который вносит Президенту РФ предложения о системе органов исполнительной власти федерального уровня не позже недельного срока с момента назначения.
Правительство РФ является высшим органом власти в государстве, на который возлагается осуществление исполнительной власти в стране. Статус Правительства РФ считается основным, преобладающим для формирования, становления и развития административно-правового положения данного ведущего органа исполнительной власти, играющего колоссальную роль в управлении и руководстве всеми важными областями и отраслями жизни общества в стране.
Объектом исследования - общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и их деятельность: признаков, системы и структуры.
Цель данной работы – комплексное исследование исполнительной власти в системе государственной власти: признаков, системы и структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные признаки и понятия исполнительной власти; рассмотреть функции федеральных органов исполнительной власти;
2) исследовать принципы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти;
3) изучить понятие и правовой статус федеральных органов исполнительной власти;
4) рассмотреть систему и виды федеральных органов исполнительной власти;
5) исследовать особенности административно-правового положения иных органов государственного управления;
6) изучить проблемы организации исполнительной власти на уровне субъектов РФ.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Понятие «исполнительная власть» достаточно активно употребляется в учебной и научной литературе и довольно часто используется в нормативных документах, что требует проведения определенного анализа данной категории для понимания ее сущности. Вопросы теоретического и практического осмысления проблем правотворческой деятельности исполнительной власти постоянно находятся в центре внимания.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г, Токтогулов А. А., Спиридонов П. Е., Макарейко Н. В., Иванова В.В., Жукова С.М., Бочарова Н. Н., Россинский Б. В., Климовская М. К., Войтюль Н. Л. и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы. Общенаучными методами являются методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, аналогии, а также формально-логический метод. Частнонаучными методами исследования является формально-правовой метод. Также были использованы методы сравнительного правоведения, историко-правового анализа, метод системного анализа и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика системы исполнительной власти
1.1.Основные признаки и понятия исполнительной власти. Функции органов исполнительной власти
Принципу разделения властей соответствуют определенные разновидности государственной деятельности.
Исполнительная власть признается одной из трех ветвей государственной власти в России. Имея определенную независимость и соответствующую компетенцию, эта ветвь государственной власти тесно связана с судебной и законодательной ветвями власти, формируя, таким образом, систему сдержек и противовесов.
В соответствие со ст. 110 Конституции РФ , исполнительная власть в России находится в руках Правительства РФ. Учитывая тот факт, что исполнительная власть находится в неразрывной связи с другими ветвями государственной власти, следует определить, каким образом она взаимодействует с ними.
Органы законодательной власти осуществляют деятельность по выработке и принятию законопроектов, осуществляет также мероприятия, связанные с контролем в отношении исполнительной органов власти, в пределах, регламентированных положениями Конституции РФ.
Исполнительная власть осуществляет задачи, связанные с реализацией этих законов в практическую жизнь. Полномочия и возможность использования исполнительной власти возлагаются на государственный аппарат управления вместе с Правительством РФ. Он включает в себя значительное количество органов, как в федеральном центре, так и регионах, к примеру, министерства федерального уровня, иные исполнительные органы власти, на всех уровнях. Эту цель можно достичь при помощи использования необходимых правовых властных полномочий .
Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной имеются собственные особенности:
- исполнительная власть обладает универсальным характером, она существует везде и беспрерывно, где функционируют коллективы людей;
- исполнительная власть имеет принудительный характер, она делает акцент на силу, на возможность применять меры воздействия;
- предметность, наличие юридических, технических, информационных, организационных ресурсов;
- исполнительная власть обладает организационным характером.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что исполнительная власть – неотъемлемый атрибут властной системы государства, который строится на принципе разделения властей. Она всегда осуществляет свою деятельность наравне с судебной и законодательной ветвями власти.
Исполнительная власть осуществляется согласно функциям, которыми она наделяется в государстве. С позиции предметом классификации (отраслевого принципа) к основным функциям следует отнести:
1)установление стратегии развития государства на длительную перспективу, учитывая сложную систему потенциальных и актуальных в настоящее время факторов, внешних и внутренних;
2) обеспечение внутренней и внешней безопасности, единства и целостности территории, суверенитета, формирование благоприятных внешних условий для развития государства;
3)защита гражданских прав и свобод, а также обеспечение правопорядка и законности;
4) организационно-экономическая деятельность, установление целей развития государства в социально-экономической сфере, регламентирование правовых и организационных основ хозяйственной деятельности государства, осуществление необходимой промышленной, инвестиционной, научно-технической политики, эффективное управлению собственностью государства и формирование бюджетной, кредитно-денежной и налоговой политики, которая была бы адекватна решаемым задачам;
5) государственный контроль за деятельностью регулируемой либо управляемой сферы;
6) социальная деятельность, которая направлена на обеспечение стабильного воспроизводства населения, стабильность в обществе, формирование единого трудового рынка, достижение некоторых качественных характеристик «потенциала человека», соответствующих экономическим требованиям XXI века;
7) обеспечение национальной интеграции, поддержание единого экономического, правового, информационного и социального пространства .
Вышеперечисленные государственные функции, и главным образом, социальная и экономическая направлена на решение весьма широкого круга задач. Их исполнение предоставит возможность обеспечить стабильную жизнедеятельность государства, общества и каждой конкретной личности.
Исследователи в сфере административного права предлагают самый разнообразный перечень базовых функций, характерных исполнительной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
3. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 104, 17.05.2018
Научная и учебная литература:
4. Административное право : учебник и практикум / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с.
5. Акчурина А.В. К вопросу о проблемах правового регулирования организации исполнительной власти в субъектах РФ // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. - 2019. - № 2. - С. 28-34.
6. Арсланбекова А.З., Арсланбеков А.М. Проблемы организации исполнительной власти в субъектах РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2021. – С. 59-60
7. Волков А. М. Административное право: учебник / А. М. Волков. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 457 с.
8. Головня А.М. Государственное управление: понятие и сущность // Журнал «NovaUm.Ru».- 2022. - № 37. - С. 48-51.
9. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
10. Каирбекова Ф.К. Система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ // Журнал «Трибуна ученого». - 2020. - № 4. - С. 92-97.
11. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.
12. Магомедов М.Д. Понятие и сущность исполнительной власти // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». - 2020. - № 3. - С. 108-109.
13. Макарейко Н. В. Административное право: учебник / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.
14. Полищук Т.Р. Проблемы системы органов исполнительной власти в РФ // Журнал «Научный Лидер». - 2023. - № 41 (139). - С. 17-21.
15. Попова, Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
16. Свеженцева Т.С. Система органов исполнительной власти в РФ // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник научных статей. - 2021. -С. 162-166.
17. Соловьёв Е.А. Актуальные подходы к понятию государственного управления // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. Сборник научных статей. - 2020. - С. 121-123.
18. Спиридонов П. Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина». – 2019. – С. 98-100
19. Суворова А.К. Признаки и принципы органов исполнительной власти // Журнал «Наукосфера». - 2021.- № 2-1. - С. 230-233.
20. Тетерюк Е.А. Понятие и принципы построения исполнительной власти в РФ // Журнал «Научный альманах». - 2023. - № 4-3 (102). - С. 43-45.
21. Турышев А.В. Проблемы организации исполнительной власти в субъекте РФ // Журнал «Молодой ученый». -2022. - № 47 (442). - С. 318-320.
22. Швиндт А.В. Система федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». - 2021. - № 7. - С. 12-16.
23. Щеглова Е.С. Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, функции, структура // Журнал «Аллея науки». - 2021. - Т. 1. - № 3 (54). - С. 324-329.
24. Ямбушев Ф.Ш., Ермошкина Т.И. Отдельные проблемы организации деятельности органов исполнительной власти в РФ // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии общества. Сборник научных статей. - 2023. - С. 148-152.