Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические положения стратегического организационного плани-рования
1.1. Организационная структура организации: понятие и виды
Наличие системы отчетности сотрудников внутри организации, то есть организационной структуры, дает понять, с кем сотрудникам следует кон-сультироваться, когда они сталкиваются с трудностями. Организации долж-ны быть структурированы таким образом, чтобы сотрудники понимали раз-личные аспекты бизнеса, такие как коммуникация, пути принятия решений и рабочие взаимодействия, и знали, как соблюдать процедуры. Организация формируется для целей управления, и для достижения целей разрабатывает-ся стратегия. Организация и стратегия тесно связаны, и необходима взаим-ная согласованность. Если цели и стратегии организации не согласованы, независимо от того, сколько управленческих ресурсов инвестируется, их трудно достичь [5]
Основной целью организационной структуры является организация разделения труда и совместной работы для достижения стратегических целей предприятия. На дизайн организационной структуры должны влиять внут-ренняя и внешняя среда, стратегия развития, жизненный цикл, технические характеристики, масштаб организации и качество персонала и другие фак-торы, и существуют разные организации в разных средах, в разные периоды и с разными миссиями. . . Хорошо управляемая организационная структура может сформировать эффект конвергенции и усиления общей силы. Линей-ная система - это более ранняя и простая форма организации. Она характе-ризуется осуществлением вертикального руководства административными подразделениями на всех уровнях предприятия сверху донизу, подчиненные отделы принимают указания только одного вышестоящего начальника, а от-ветственное лицо на всех уровнях отвечает за все вопросы подчиненного подразделения. Заводской отдел не имеет другой функциональной организа-ции (может быть создан функциональный персонал для оказания помощи руководителю в его работе), и все управленческие функции в основном вы-полняются самим административным руководителем.
Преимущества линейной организационной структуры заключаются в следующем: структура относительно проста, обязанности ясны, а команды унифицированы. Недостатком является то, что это требует от лица, ответ-ственного за администрирование, владения различными знаниями и навыка-ми, а также личного управления различными предприятиями. В случае более сложного бизнеса и относительно крупного предприятия, очевидно, трудно сконцентрировать все управленческие функции на вышестоящем руководи-теле. Таким образом, линейная система подходит только для небольших предприятий с относительно простой технологией производства и не подхо-дит для предприятий с более сложной технологией производства и управле-ния.
Организационная структура описывает взаимосвязь между различны-ми органами власти внутри компании - иерархическую цепочку командова-ния - для уточнения того, кто кому подчиняется. В малом бизнесе с несколь-кими сотрудниками или около того организационная структура иногда очень проста, например, 1 менеджер стоит на вершине, а все сотрудники подчиняются ему. Однако в крупных компаниях, где различные виды дея-тельности выполняются одновременно, требуется иерархия организационной отчетности. Организационная структура - это структура организации и то, как устроена организация. Это также относится к механизму индивидуаль-ной работы, ответственности, полномочиям и т.д. [5]
Цель разработки организационной структуры предприятия состоит в том, чтобы показать сотрудникам, где и как происходит распределение пол-номочий на предприятии. При создании организационной структуры разъ-ясняются роли различных сотрудников, таких как менеджер, которому они подчиняются, ответственный отдел и т. д. Иногда сотрудники, которые не являются менеджерами, обладают полномочиями, потому что они обладают функциональным опытом.
Организационная структура описывает, как конкретные операции направлены на достижение целей компании.
Эффективные организационные структуры разъясняют роль каждого сотрудника и то, как он взаимодействует с остальной частью системы.
Децентрализованные системы предоставляют практически каждому че-ловеку высокий уровень личной свободы действий, в то время как централи-зованные структуры имеют определенную цепочку подчинения.
Примерами организационных структур являются функциональные, ди-визиональные, флатархические и матричные структуры [6].
Прежде чем определить, какой стиль организации идеально подходит для их компании, руководителям высшего звена следует рассмотреть не-сколько аспектов, включая цели компании, отрасль и культуру.
Понимание структуры организации
Предприятия всех типов и размеров в значительной степени зависят от организационных структур. Они устанавливают иерархию внутри органи-зации.
Выбор и внедрение правильной организационной структуры для ваше-го бизнеса имеет много преимуществ. Компании должны иметь возможность эффективно достигать своих целей и ускорять свой рост, поскольку сотруд-ники смогут взять на себя ту роль, которая им подходит, и эффективно вы-полнять возложенные на них задачи. Ниже приведены пункты, которые вы хотите учитывать при рассмотрении вопроса о том, какую организационную структуру вам следует внедрить [12].
Корпоративные цели и миссия. Организационная структура должна соответствовать той, которая способствует достижению целей и миссии ком-пании. Компаниям-разработчикам программного обеспечения, которые хо-тят разрабатывать инновационные программы, потребуется организацион-ная структура, отличная от розничной торговли, которая сосредоточена на повседневных продажах [11].
Бизнес-контент. Организационная структура должна быть способна облегчить работу, выполняемую компанией. В случае розничной торговли вертикальная организационная структура должна позволять всем сотрудни-кам эффективно понимать и выполнять поставленные задачи [4].
Коммуникация необходима для успеха компании. Организационная структура должна способствовать эффективной коммуникации и обмену ин-формацией.
Стадия бизнеса. Организационная структура должна быть адаптирова-на к стадии роста компании. Например, организационная структура матрич-ного типа может подойти многонациональным автопроизводителям, которые часто анонсируют новые модели автомобилей.
"Организация следует стратегии" и "стратегия следует за организаци-ей" - противоположные утверждения, но оба они не являются ошибками, и можно сказать, что это способы мышления, которые следует гибко адапти-ровать в соответствии с управленческой средой и проблемами компаний и организаций. В компании или организации, в которой задействовано боль-шое количество сотрудников и которая ведет бизнес в течение многих лет, нелегко изменить организационную форму в зависимости от стратегии, и об-ратная реакция организации также принимается во внимание. Таким обра-зом, можно сказать, что важно внедрять стратегию, основанную на текущем состоянии организации.
С другой стороны, малые и средние предприятия, как правило, имеют четкую систему управления сверху вниз и могут реагировать относительно гибко, что упрощает реорганизацию организаций, оптимизированных для реализации стратегий. Кроме того, венчурные компании имеют относительно мало организационных ограничений и способны гибко реагировать, поэтому организация организационной формы, оптимизированной для реализации стратегий и достижения целей, является кратчайшим путем к успеху. В лю-бом случае, для роста и развития компаний и организаций важно продол-жать изменять стратегии и организационные формы в соответствии с бизнес-средой и проблемами.
Организации работают над повышением производительности, распре-деляя работу по каждой функции и роли и расширяя опыт. Кроме того, мы оптимизируем организацию, формируя иерархию по отделам, определяя обязанности и делегируя полномочия. Организация состоит из линейных функций и функций персонала, и только когда она функционирует сбаланси-рованно, она может повысить производительность [8].
-Разделение труда по функциям и ролям (горизонтальное разделение труда). В организации происходит разделение работы по каждой функции, и производительность повышается за счет расширения экспертных знаний. В случае производства примерами могут служить разделение труда между от-делом продаж, отделом проектирования, производственным отделом, отде-лом контроля качества, строительным отделом, отделом общих дел, бухгал-терией и отделом кадров.
- Разделение труда путем формирования иерархии (вертикальное раз-деление труда). В организации для каждого отдела формируется иерархия, определяющая обязанности и делегирующая полномочия для оптимизации организации. В случае компании или организации общего профиля суще-ствует иерархия (должности), такая как руководитель, руководитель подраз-деления, менеджер секции, генеральный менеджер, генеральный менеджер, управляющий директор, старший управляющий директор, директор-представитель и президент.
- Линейные функции и функции персонала. В теории организационной структуры делового администрирования существует концепция функция. Существует 2 типа этой функции: линейная функция и функция персонала, линейная относится к бизнесу или отделу, непосредственно участвующему в достижении целей организации, персонал относится к бизнесу или отделу, косвенно участвующему в достижении целей организации. Организации мо-гут повысить эффективность работы только тогда, когда линейные и штатные функции взаимодействуют и функционируют сбалансированным образом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов, Д. Н. Сравнительный анализ стратегий развития круп-нейших нефтегазовых компаний Российской Федерации / Д. Н. Баранов // Московский экономический журнал. – 2021. – № 4.
2. Ильясов, К. С. Формирование и выбор инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности / К. С. Ильясов, Ф. В. Аку-линин // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2019. – № 2. – С. 27-30.
3. Кохно, П. А. Организационные структуры крупнейших нефтега-зовых компаний / П. А. Кохно, Е. С. Тарасевич // Научный вестник оборон-но-промышленного комплекса России. – 2019. – № 2. – С. 66-73.
4. Кохно, П. Модели и инструментальные методы корпоративного управления отраслевыми компаниями / П. Кохно, А. Кохно // Общество и экономика. – 2019. – № 1. – С. 19-32.
5. Медведева, Т. А. Основы теории управления: учебник и практи-кум для академического бакалавриата / Т. А. Медведева. — М.: Издатель-ство Юрайт, 2019. — 191 с.
6. Моисеева, А. А. Оптимизация организационной структуры на предприятиях нефтегазовой отрасли / А. А. Моисеева // Молодой ученый. – 2021. – № 28(370). – С. 187-189.
7. Мухамадеева, Л. И. Управление эффективностью нефтяной ком-пании на основе формирования бюджетов бизнес - процессов / Л. И. Муха-мадеева // Молодежь и XXI век - 2022: Материалы 12-й Международной мо-лодежной научной конференции. В 4-х томах, Курск, 17–18 февраля 2022 года / Отв. редактор М.С. Разумов. Том 1. – Курск: Юго-Западный государ-ственный университет, 2022. – С. 215-218.
8. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. — 342 с.
9. Попова, Е. П. Теория организации: учебник и практикум для ба-калавриата и магистратуры / Е. П. Попова, К. В. Решетникова. — М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. — 338 с.
10. Рубцова, Н. Ю. Анализ организационной структуры управления ПАО "Газпром" / Н. Ю. Рубцова // Интеграция наук. – 2019. – № 2(25). – С. 46-48.
11. Русецкая, О. В. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — М.: Из-дательство Юрайт, 2019. — 391 с.
12. Сансызбаева, Г. Н. Разработка стратегии развития торговой ком-пании / Г. Н. Сансызбаева, А. Е. Рыскалиев // Актуальные научные исследо-вания в современном мире. – 2020. – № 7-3(63). – С. 116-125.
13. Сафронов, А. С. Современное состояние и стратегия инновацион-ного развития нефтегазовой отрасли / А. С. Сафронов, Е. В. Бабенко // НАУКА и ИННОВАЦИИ в XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТ-КРЫТИЯ и ДОСТИЖЕНИЯ: сборник статей XXVIII Международной науч-но-практической конференции, Пенза, 20 декабря 2021 года. – Пенза - 2021. – С. 135-139.
14. Судоплатова, З. Р. Анализ стратегий развития нефтегазовых ком-паний Российской Федерации / З. Р. Судоплатова // E-Scio. – 2020. – № 1(40). – С. 234-247.
15. Татаркина, Л. А. Маркетинговая стратегия нефтегазовой отрасли / Л. А. Татаркина, Е. В. Корохова, Е. В. Карельская // Булатовские чтения. – 2021. – Т. 1. – С. 389-391
16. Филимонова И.В. Структурный анализ доходов нефтегазовых компаний / И. В. Филимонова, Л. В. Эдер, А. В. Комарова, С. И. Шумилова // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – № 4(172). – С. 9-15.
17. Филимонова, И. В. Концентрация компаний нефтегазовой отрас-ли России / И. В. Филимонова // Экономика XXI века : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), Новоси-бирск, 23 октября 2020 года. – Новосибирск: Сибирский университет потре-бительской кооперации, 2020. – С. 328-332.
18. Годовой отчет «Газпром» 2022. Официальный сайт. [Электрон-ный ресурс] – URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/56/691615/gazprom-annual-report-2022-ru.pdf (Дата обращения:23.11.2023)
19. ПАО «Газпром». Официальный сайт. [Электронный ресурс] – URL: https://www.gazprom.ru/ (Дата обращения: 23.11.2023)
20. Финансовый отчет ПАО «Газпром». [Электронный ресурс] – URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/56/691615/gazprom-financial-report-2022-ru.pdf (Дата обращения: 23.11.2023)