Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня актуальной проблемой является формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. У родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций наблюдается не только тревога, но и отчаяние из-за неуклонного ухудшения состояния здоровья и морально-нравственного развития современных детей. Эта проблема становится все более острой и начинает угрожать национальной безопасности России.
В настоящее время в стране происходят значительные изменения в экономике, политике и общественной жизни. Эти изменения порождают новые социальные проблемы, в первую очередь затрагивающие воспитание, развитие и социальное формирование детей дошкольного возраста. В связи с этим возникает острая потребность в развитии социально-педагогической службы, направленной на оказание помощи детям этого возраста.
Актуальность формирования здорового образа жизни обусловлена увеличением и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения. Это связано с усложнением общественной жизни, ростом рисков техногенных, экологических, психологических, политических и военных характеристик, которые провоцируют негативные изменения в состоянии здоровья детей.
Большинство заболеваний современных детей в первую очередь связаны с их образом жизни, повседневным поведением и недостаточным пониманием важности здоровья для будущего. Таким образом, формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста становится ключевым принципом профилактики заболеваний.
Вопросы формирования и воспитания потребности в знаниях и соблюдении правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста обсуждались в работах таких авторов, как В.Г.Алямовская, Н.П.Абаскалов, З.Н.Ермакова, В.А.Исаев и других. Современные условия жизни предъявляют высокие стандарты к знаниям и привычкам здорового образа жизни, а также к физическому развитию, от которых зависит эффективность творческой, профессиональной и спортивной деятельности.
Изложенное и личный интерес к уровню знаний о здоровом образе жизни определили цель данного исследования: теоретическое обоснование важности формирования здорового образа жизни у дошкольников. Объектом исследования являются представления о здоровом образе жизни, а предметом - процесс формирования этих представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить здоровый образ жизни как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
3. Выявить особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть задачи работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
5. Описать средства и методы работы в дошкольных образовательных учреждениях по формированию здорового образа жизни дошкольников.
6. Охарактеризовать взаимодействие детского сада и семьи в контексте формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы методы анализа и синтеза психолого-педагогической и методической литературы, а также изучение и обобщение педагогического опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова, Н.П. Педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья // Новосибирск: ООО агенство «Сибпринт», 2018
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // М.: Академический Проект, 2005
3. Воробьева, М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание, 2018
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 // М.: Педагогика, 1984
5. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования // М.: ВЛАДОС, 1999
6. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей // Дошкольное воспитание, 2004
7. Ермакова, З.Н. На зарядку, малыши! // Санкт-Петербург: Питер, 2003
8. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект // Дошкольное воспитание, 1993
9. Капалыгина, И. И. Формирование навыков здорового образа жизни и знаний о нем: педагогическая поддержка // Проблемы воспитания, 2006
10. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие // М.: Нар. Асвета, 1980
11. Кирсанова, Н.В. Двигательная активность на прогулке в зимний период // Н.В.Кирсанова, 2007
12. Кривошеина, И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни // Начальная школа плюс до и после, 2009
13. Лагутин, А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 2004
14. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи // М.: Медицина, 1988
15. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей // Дошкольное воспитание, 1993
16. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2004
17. Пискунов, В.А. Здоровый образ жизни, учебное пособие // Москва: Прометей, 2016
18. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры // Ставрополь: СГУ, 2008
19. Терпугова, Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста // Ростов н/Д: Феникс, 2007
20. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду // М.: Гардарики, 2007
21. Чечета, М.В. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Физическая культура и здоровье, 2004
22. Шевеленко, Л.А. Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2017
23. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // Дошкольное воспитание, 1996