Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Чтобы успешно работать в условиях рыночной конкуренции, компании должны регулярно оценивать свои текущие показатели. Оценить эффективность деятельности компании можно только в том случае, если руководство четко сформулировало стратегические цели бизнеса, разработало систему ключевых показателей эффективности (KPI), в том числе и для цепи поставок, установило целевые значения для каждого показателя.
В настоящее время большинство российских компаний, в отличие от развитых западных, нацелены на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе. Однако ошибочно оценивать эффективность цепочки поставок только по показателям общих затрат, поскольку такой подход не выгоден в долгосрочной перспективе. Хотя уровень затрат напрямую влияет на общую рентабельность, он является лишь одним из многих других факторов, которые необходимо учитывать.
Главной движущей силой компании должны быть ее клиенты. В большинстве случаев клиенты не получают прямой выгоды от снижения затрат в цепочке поставок компании, поскольку цены на продукцию редко падают.
Цель - разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности компании через улучшение параметров цепи поставок и их экономических показателей.
Исходя из поставленных целей, были определены следующие основные задачи
- Проанализировать параметры цепи поставок и их экономические показатели;
- Определить влияние эффективной цепи поставок на конкурентоспособность компании;
- Изучить особенности управления цепью поставок ООО «Логистик Л7»;
Объектом исследования в курсовой работе является процесс управления цепями поставок, как один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности компании. Предметом исследования являются параметры цепи поставок и их экономические показатели ООО "Джуса-А". Период исследования: 2018-2020 гг.
Методы исследования - синтез, дедукция, анализ данных, сравнительный анализ. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния параметров цепи поставок на конкурентоспособность фирмы и ее экономические показатели
1.1 Понятие цепи поставок и ее ключевые параметры
В середине 1990-х годов, параллельно с формированием рыночной экономики в России, понятие "логистика" появилось в общем виде. Одновременно шел процесс формирования логистики как самостоятельной дисциплины, адаптированной к рыночным отношениям: в начале 1980-х годов, с выпуском первых специалистов в этой области, произошли изменения в организационной структуре компаний, и логистика была выделена в самостоятельные отделы со своими четкими целями, задачами и KPI. С этого момента начинается бурное развитие подходов к повышению эффективности логистических процессов и управления цепями поставок.
В данной главе представлен обзор основных понятий и существующих подходов в концепции управления цепями поставок.
Цепь поставок - это система процессов, определяющих формирование информационных, материальных и финансовых потоков от поставщика до конечного потребителя. Цепь поставок состоит из множества звеньев (объектов цепи).
Сегодня гибкая и эффективная цепь поставок является одним из важнейших конкурентных преимуществ компании в любой отрасли и на любом рынке. Цепи поставок тесно связаны с производственными, маркетинговыми, торговыми, финансовыми и другими подразделениями компании.
Сегодня деятельность по управлению цепочками поставок играет такую же важную роль в продвижении товаров, как и маркетинг. Даже если компания привлекает клиентов с помощью хорошо построенной маркетинговой кампании, она не сможет увеличить долю рынка своей продукции, если у нее нет эффективного процесса управления цепочками поставок.
Управление цепочками поставок - это систематический подход к организации процессов в цепочке для снижения рисков и достижения измеримых экономических выгод, таких как снижение операционных затрат и повышение уровня обслуживания.
Основными процессами, входящими в управление цепями поставок, являются прогнозирование, планирование, закупка сырья, производство, складирование, доставка, контроль цен на логистические услуги и распределение продукции.
Прогнозирование - это процесс формирования прогноза, результаты которого выражаются количественно или иным образом и представляют собой оценки возможного уровня спроса на продукцию в будущем периоде или состояния объектов в каждом элементе цепи.
Планирование - это процесс разработки плана управления ресурсами цепочки поставок на основе бизнес-целей и прогнозов.
Закупка сырья - это процесс снабжения предприятий сырьем и материалами, используемыми при производстве, упаковке и продвижении продукции.
Управление запасами - это процесс обеспечения запасов, необходимых для работы предприятия, при соблюдении определенного баланса между затратами на содержание запасов и уровнем обслуживания.
Складирование - это процесс, состоящий из ряда действий, которые отвечают всем необходимым требованиям и правилам, связанным с характеристиками обрабатываемой продукции, и включает в себя прием, сборку и хранение запасов.
Распределение - это процесс физического перемещения продукции из одной точки в другую, например, перемещение сырья со склада поставщика на склад производителя для поддержания необходимого запаса в цепи поставок.
Управление ценами в логистике - это процесс, оказывающий значительное влияние на ценообразование конечной продукции и ее конкурентоспособность. Он включает в себя постоянный анализ и управление ситуацией на рынке логистических услуг и конкурентными предложениями, а также развитие долгосрочных партнерских отношений. Цены на рынке логистических услуг могут колебаться по разным причинам, включая регулярные сезонные колебания грузопотоков, законодательные ограничения, рост цен на топливо и электроэнергию, дефицит из-за износа вагонного парка, рост стоимости оборудования и транспортных средств, а также рост цен на аренду недвижимости.
Процессы управления цепочками поставок (SCM) обычно делятся на первичную логистику и вторичные перевозки. Первичная дистрибуция включает в себя закупку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также их доставку на производственные, сборочные и складские площадки.
Вторичное распределение потока товаров - организация доставки готовой продукции со склада в розничную сеть или непосредственно конечным потребителям.
Формирование цепи поставок определяет ее структуру и сталкивается с обоснованием ее основных характеристик: длины, ширины и мощности.
1 . Длина цепи поставок определяется количеством уровней поставщика и потребителя. Другими словами, длина ЦП определяется количеством посредников, через которых проходит материал от начала его производства (добычи) до места назначения, то есть конечного потребителя.
На практике цепи поставок могут быть короткими или длинными в зависимости от политики распределения производителя. Короткие цепи поставок - это структуры, в которых участвуют только производители и потребители, например, писатель → интернет, фермер → городской житель, карьер по добыче песка → строительная площадка и т. д.
Длинные цепи поставок включают в себя не только непосредственно производителей и потребителей, но и множество посредников. В качестве примера можно привести цепочки поставок TPG "Испанский дом" (поставляет кофе эспрессо на украинский рынок) и Levi's (поставляет джинсы в магазины и обменники Москвы). Продукция этих организаций, как и многих других компаний и фирм, проходит через поставщиков сырья и их посредников, производителей, службы сертификации, распределительные центры, склады, посредников, транспорт и перевозчиков (компании), оптовиков, розничных торговцев и другие операции и участников. Иногда цепочка поставок не заканчивается конечным потребителем, а охватывает переработку материалов и последующие этапы использования.
2. Ширина цепи поставок - это количество параллельных маршрутов, по которым может двигаться продукт. Дональд Уотерс приводит пример цепочки поставок известной "шоколадной" компании:
- Цепочка поставок компании Cadbury широка. Это означает, что шоколадные изделия, произведенные на ее фабриках, могут быть куплены многими розничными торговцами;
- Цепочка поставок компании Thornton более узкая, и большая часть шоколада продается в ее собственных магазинах;
- цепочка поставок компании Pigalle et Films очень узкая, шоколад продается только в двух магазинах в Бельгии.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что цепи поставок можно разделить на короткие и длинные. Длинные ЦП подразделяются на узкие, средней ширины и широкие (табл. 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издатель ство Юрайт, 2022. — 472 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02569-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/ bcode/490812
2. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издатель ство Юрайт, 2022. — 341 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02571-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/ bcode/490813
3. Чертыковцев, В. К. Управление логистическими процессами : учебное пособие для вузов / В. К. Чертыковцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с.
4. Левкин, Г. Г. Контроллинг логистических систем : учебное пособие для вузов / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07787-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514241
5. Новиков, В. Э. Информационное обеспечение логистической деятельности торговых компаний : учебное пособие для вузов / В. Э. Новиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01012-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489377
6. Управление цепями поставок : учебник для вузов / В. В. Щербаков [и др.] ; под редак цией В. В. Щербакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 209 с. — (Высшее образова ние). — ISBN 978-5-534-00689-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491419
7. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021.
8. Волгин В.В. Логистика хранения товаров: практич. пособие. М: Дашков и К, 2014.
9. Воронцова, С.К. Сегмент комплексной логистики / С.К. Воронцова // Мир транспорта. – 2011. – №3. - С. 82-87.
10. Гарин, В.М. Экология для технических вузов /В.М. Гарин, И.А. Кленова, В.И. Колесников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2021. - 384 с.
11. Гольдберг, О.А. Интеллектуальные транспортные системы узаконят / О.А. Гольдберг // Морские порты. –2022. –№29. - С. 64-66.
12. Голубчик, А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2022. – 317с.
13. Гончаренко, С.С. Стратегические предпосылки формирования транспортно–логистической системы нового поколения / С.С. Гончаренко // Вестник транспорта. –2022. –№ 2. - С. 2-8.
14. Долгов, А.П. Теория запасов и логистический менеджмент: методология системной интеграции и принятия эффективных решений: Монография / А.П. Долгов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010
15. Журавлев, Н.П. Транспортно-грузовые системы: Учебник для вузов ж.д. транспорта / Н.П. Журавлев, О.Б Маликов. – М.: УМНЦ , 2018. – 230 с.