Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования довольно высока, так как прокуратура до сих пор не отнесена к какой-либо из трех ветвей власти. В главе 7 Конституции РФ обобщены положения о судебной системе и прокуратуре РФ, однако статьи этой главы не определяют прокуратуру как судебный орган. Аналогично, в правовых актах, касающихся деятельности прокуратуры, нет указания на то, что она является частью исполнительной власти: ч.4 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предусматривает, что прокуратура может участвовать в правотворческой деятельности, но суть этого закона связана с правотворческой деятельностью, так как правотворческий процесс является завершающей стадией, соответственно наиболее важной и ответственной стадией правотворческой деятельности. Это позволяет сделать следующий вывод: прокуратура также непосредственно участвует в законотворческом процессе. В своей надзорной функции прокуратура фактически будет входить в состав всех трех государственных ведомств.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании правового статуса органов прокурорского надзора.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие правовые основы деятельности Прокуратуры РФ.
Целью исследования является анализ проблем правовых основ деятельности Прокуратуры РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю создания и генезис Прокуратуры в России;
2. исследовать функции Прокуратуры РФ как государственно-правового института;
3. рассмотреть Прокуратуру РФ и органы законодательной власти РФ;
4. определить взаимодействие Прокуратуры РФ и органов исполнительной власти РФ;
5. проанализировать взаимодействие Прокуратуры РФ и органов судебной власти РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Уровень научных исследований по данной теме достаточно высок. Ряд отечественных правоведов подробно изучали данный вопрос - Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н., Галинов Г.Ю., Петренко Ю.А., Тадевосян В.С., Тушев А., Щерба С., Решетникова Т. и многие другие. Количество известных отечественных правоведов, интересующихся данной темой, доказывает важность для российской юриспруденции изучения вопроса о правовом статусе прокуратуры в РФ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем законодательства в области правового статуса органов прокурорского надзора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования правового статуса органов прокурорского надзора.
Глава 1.Государственно-правовые основы места и роли Прокуратуры РФ в государственном механизме России
1.1.История создания и генезис Прокуратуры в России
Рассмотрение исторических аспектов создания и развития прокуратуры в России имеет большое значение. Анализ отечественного опыта развития этой власти позволяет выявить и современные недостатки, которые можно устранить и сделать работу прокуратуры более профессиональной. Для изучения данного вопроса целесообразно разделить его на три основные подкатегории: досоветская прокуратура (до 1917 года), советская прокуратура (1917-1992 годы) и российская прокуратура (после 1992 года).
Историю создания прокуратуры в России можно проследить с 1711 года, когда на основании императорского указа Петра I от 2 марта 1711 года была учреждена прокуратура. В то время служба представляла собой уникальный для России того времени институт, функцией которого был надзор за соблюдением законов. Институт фискальной службы характеризовался совершенно новыми для органов государственного управления того времени принципами, а именно: четко определенным характером административных возможностей, установленной системой территориальных единиц, не подчинявшихся местным администрациям, принципом комплектования. Это было связано с обогащением бюрократического аппарата в ходе реформ Петра I. Следует отметить, что, хотя фискалы имели широкие полномочия по маневрированию и расследованию, им не разрешалось одновременно вести следствие, а собранные материалы дел передавались в органы власти, которые уже непосредственно занимались этими нарушениями, а сами фискалы не имели права вести следствие. Еще одной важной особенностью было отсутствие средств на содержание фискалов.
Это привело к упразднению системы. Фискалы содержались органами, которые их проверяли. Учреждения, целью которых была борьба с коррупцией, стали коррумпированными. В результате институт фискалов был дискредитирован и упразднен.
В 1722 году указом Петра I был создан новый надзорный орган - прокуратура. Прокуратура состояла из двух основных подразделений: Синода и Сената. Члены прокуратуры были независимы друг от друга, а обер-прокурор Синода не подчинялся генерал-прокурору Сената. Они, в свою очередь, делились на высшую структуру, состоящую из обер-прокурора и генерал-прокурора, и низшую структуру, включающую прокуроров Верховного суда и центральных учреждений. Надзор за прокурорами осуществлялся во всех коллегиях, за исключением коллегии Министерства иностранных дел. Внешняя политика имела особое значение и поэтому курировалась лично царем.
К 1723 году прокуратура в России начала быстро развиваться, но ее штат был еще очень мал и состоял из 20 прокуроров, по три прокурора от Синода и Сената и 17 прокуроров от Центральной канцелярии и Верховного суда.
Изучение работы Прокуратуры с 1722 по 1727 год позволяет сделать следующие выводы. Организация справлялась со своими задачами, осуществляя надзор за исполнительной и законодательной властью государства. Однако после смерти Петра I око монарха было фактически реорганизовано. При Екатерине I вновь назначенные прокуроры не стояли на местах, а те, кто уже был назначен, были переведены на другие должности. Таким образом, организация была практически упразднена. Тем не менее, с середины 30-х годов XVIII века прокуратура вернула себе статус надзорного органа и продолжала развиваться.
В период правления Екатерины II прокуратура получила стимул к развитию. Штат прокуратуры был расширен, полномочия увеличены, а в Книге уложения о губерниях 1775 года были определены обязанности и полномочия региональных прокуроров. Даже в период правления Павла I, которому не понравились реформы Екатерины Великой, прокурорский надзор был значительно ослаблен, число прокуроров значительно сокращено, финансирование урезано, но прокуратура как институт власти сохранилась.
Следующий этап в развитии прокуратуры пришелся на время правления Александра II: в 1862 году Государственный совет Российской империи издал Основные правила о прокуратуре, в которых были сформулированы цель прокуратуры, полномочия и обязанности прокурора и характер прокурорского надзора. Впервые были установлены основные принципы прокурорской деятельности, которые оставались неизменными вплоть до советских реформ.
В 1864 году, после судебной реформы, работа прокуратуры была модернизирована. Прокуратура осталась ответственной за дознание, так как все материалы предварительного следствия принадлежали прокурору. С другой стороны, прокуроры не могут проводить следственные действия в одиночку. Поэтому все данные по делу направляются в следственные органы, но прокуратура также может давать рекомендации по ведению следствия.
После убийства Александра II и воцарения Александра III роль прокурора несколько изменилась. Прокуратура стала репрессивной организацией по отношению к тем, кто в стране придерживался революционных идей. Законопроект был разработан под четким руководством генерал-прокурора Н.В. Муравьева, целью которого было усиление власти прокуратуры как дисциплинарного органа, подчиняющегося непосредственно царю. Эта тенденция усилилась после революции 1905 года, когда Генеральная прокуратура проявила себя как репрессивный орган, осуществлявший карательные экспедиции, военно-полевые суды, политические преследования и массовые погромы.
Во время революции 1905-1907 годов царская прокуратура проявила себя как суровый карательный орган, который защищал диктатуру, применяя беспощадные наказания. Царская прокуратура оказалась суровым дисциплинарным органом, защищавшим диктатуру с помощью беспощадных наказаний и подавлявшим революционные проявления воли; в таком виде она оставалась до Февральской революции 1917 года, после чего прокуратура была упразднена в результате Октябрьской революции. С этого момента роль прокурора мог взять на себя любой безоружный гражданин. Большинство государственных органов имели надзорные функции и дублировали полномочия друг друга.
Вопрос о создании прокуратуры встал только после гражданской войны. В то время страна находилась в процессе массового социалистического строительства, и никакого надзорного органа не существовало. Поэтому в 1922 году был подготовлен проект Положения о прокурорском надзоре, который впоследствии был утвержден постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года. Эта дата считается датой создания Прокуратуры СССР. В Положении были изложены обязанности прокуратуры, ее штат и принципы, которые остались практически неизменными по сравнению с дореволюционным периодом.
В первые годы после гражданской войны прокуратура занимала особый статус государственного учреждения: Правила судопроизводства от 19 ноября 1926 года устанавливали правовой статус прокуроров и следователей прокуратуры, согласно которому они были независимы и автономны от других правоохранительных органов. В связи с этим к прокурорам предъявлялись особые морально-этические требования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст.548.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №11. - Ст.1416.
5. Указ Президента РФ от 07.11.2022 № 802 "О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 14.11.2022, № 46, ст. 7974
6. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 (ред. от 14.08.2023) "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" // Законность", № 8, 2016.
7. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 11.09.2023) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС Консультант плюс
8. Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 18.11.2023 г.
9. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
10. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
11. Галинов, Г. Ю. Значение военной и специализированной прокуратуры / Г. Ю. Галинов, А. Ю. Максимов // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 5(21). – С. 798-801.
12. Петренко, Ю. А. Особенности взаимодействия органов военной прокуратуры с воинскими частями / Ю. А. Петренко, С. Н. Смеянов // Символ науки: международный научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 100-102.
13. Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 18.11.2023 г.
14. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
15. Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.
16. СПС Консультант плюс: https://www.consultant.ru