Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правильная с точки зрения грамматики, уверенная, стилистически богатая речь – для современного человека это залог успешного включения в общество, это способ в социальных отношениях обозначить свой авторитет, привлечь внимание к своему мнению, выстроить коммуникацию и успешно достигать своих целей в самых разнообразных сферах.
Уверенный навык речевого общения является не каким-то абстрактным требованием, предъявляемым к ребенку образовательными институтами, этот навык обеспечивают его дальнейшую успешность в жизни и конкурентоспособность.
Следует понимать, что на сегодняшний день речевое развитие обретает все большее значение в жизни человека. С развитием технологий и ростом международной технической и культурной интеграции, все более востребованы специалисты, гибко владеющие коммуникативными навыками, способные работать в коллективе, приходить к компромиссам.
Одновременно, в современном социальном мире, ориентированном на постоянную коммуникацию, неудивительно активное внимание образовательных структур к развитию школьника в этом направлении.
Речь ребенка тесно связана с развитием его психики, она обеспечивает функционирование многих психических систем, развитие речи так глубоко определяет функционирование других психических процессов, что переход устной речи во внутреннюю свидетельствует о правильном умственном развитии ребенка.
Дошкольное учреждение является первым для ребенка институтом социализации, где его социальные связи расширяются, выходя далеко за рамки семейного круга.
Дошкольное образование предполагает усвоение знаний, согласно критериальной базе воспитательной программы, но вместе с тем, в центре его внимания – цель обучить ребенка некоторым общим социальным, культурным навыкам, оно предполагает глубокую работу по организации общения и речевого взаимодействия ребенка с разными собеседниками и в разных ситуациях: разговор со сверстником, выступление на празднике, творческая деятельность и др.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда коммуникативные навыки обретают все большее значение для успешности человека в социальной жизни и самореализации, необходимо найти эффективные методы формирования у дошкольника правильной уверенной речи.
Говоря о степени разработанности тематики речевого общения в старшем дошкольном возрасте, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы Головей Л. В., Гусевской О. В., Казанцевой Д. Б. Кроме того, методология обучения дошкольника общению освещена и в классических работах Асмолова А. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Володарской И. А. и других.
Театрализованные представления и игры с театрализацией многими из этих исследователей предлагаются как эффективное средство развития речи дошкольника.
Таким образом, проблемой исследования является изучение влияния театральной деятельности на развитие речи дошкольника.
Цель исследования: выявить методический потенциал театрализации при освоении речи старшим дошкольником.
Объект: Особенности развития речи старших дошкольников.
Предмет: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам театра.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по данной теме
2) Изучить особенности речевого развития детей 5-7 лет
3) Рассмотреть возможности театра по развитию речи у старших дошкольников у старших дошкольников
4) Изучить методы, приемы работы по развитию речи с помощью театра в старшем дошкольном возрасте
5) Разработать методические рекомендации по развитию речи с помощью театра в старшем дошкольном возрасте
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ.
Теоретическая значимость заключается в обобщении методических знаний в сфере значимости театрализации для развития речи ребенка.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций для педагогического состава в рамках совершенствования речи дошкольника в ходе театрализации.
Структура работы: исследование состоит из введения, первой главы, освещающей методологической исследования по заявленной теме развития речи, второй главы, где освещается роль театрализации в развитии речи, третьей главы, где представлены рекомендации по формированию правильной речи в процессе участия в театральной постановке и игре, заключения, списка использованной литературы.
1. Особенности развития речи старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, его коммуникативные умения, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме [13, 34].
Это возраст подготовки к школьному обучению, которое предъявит к ребенку серьезные требования в плане умения выстроить коммуникацию – отвечать на уроке, общаться с педагогом и сверстниками, и т.д.
Рассматривая проблемы речевого развития детей, нужно отметить, что это развитие происходит в тесной связи со многими другими процессами формирования психики ребенка и под активным влиянием внешних факторов.
По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни, по мере знакомства с предметным миром, происходит развитие речи ребенка – его словарного запаса, способности оперировать специальными терминами, степени понимания синтаксиса и семантических отношений.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей для успешного их включения в социальную среду, что невозможно без овладения речью на уровне, обеспечивающем полноценное общение в разных социальных ситуациях [10].
Навыки речевого общения ребенка, если они находятся в норме и соответствуют возрасту, способствуют расширению горизонтов во всех сферах интересов личности, а не только в процессе образования, опыт речевого общения напрямую влияет на социальное благополучие ребенка, его умение познавать мир, устанавливать контакты и воспринимать новую информацию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. — 400 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
3. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). — М.: Баласс. — 13 с.
4. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 78 с.
5. Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 55 с.
6. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
7. Волкова Г.А. Принципы и методы коррекции нарушений речи. – СПб.: Образование, 1997. – 140 с.
8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
9. Головей Л. В. Развитие личности ребенка. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 648 с.
10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
11. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
12. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
13. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. – Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
14. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
15. Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. – Краснодар: Издательский дом Хорс, 2015. – 274 с.
16. Махрова И.А. Теоретические предпосылки и практические формы формирования культуры межнационального общения в образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №2. С.164-166
17. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М.: Речь, 2009. – 179 с.
18. Пашкова А. С. Теоретические аспекты формирования навыков общения в процессе музыкальной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С.135-140
19. Поляк Л. Театр сказок: Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 48 с.
20. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 320с.
21. Смирнова О.Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г. - 52 с.
22. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
23. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
24. Разумова М.Н. Педагогические условия развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №1. С.136-140
25. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2003. – 160 с.
26. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.