Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Система дошкольного образования приобщает дошкольников к ценностям, которые имеют большое значение для социума. Перед дошкольными образовательными организациями стоит много воспитательных и развивающих задач, которые связаны с книгой, художественной литературой, русской народной сказкой и др.
Очевидно, что система нравственных и ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой каждой личности. Нравственные и ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности субъекта и формировать в детях это необходимо с раннего детства.
В периоды динамичного развития общества проблема формирования нравственных и ценностных ориентаций сильно актуализируется. Особенно это связано с мероприятиями, которые связаны с традициями, обычаями и установками социума. Это всё то, что воспитывает чувство уважения к культурному наследию своего народа. Именно работа с книгой позволяет субъекту постичь все эти процессы.
В методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду. Это чтение и рассказывание художественной литературы. На занятиях в ДОУ дети слушают и читают сказки, произведения устного народного творчества, рассказы, былины и др. Они запоминают и рассказывают стихотворения и практикуют это на занятиях, или вне занятий при различных видах деятельности. Принято считать, что в дошкольном возрасте педагоги чаще всего работают со сказками. Народ в своих сказках хранит образы своей культуры, уходящей корнями в историю. Сказка чрезвычайно важна в решении задач воспитания нравственных свойств и качеств субъекта и формировании его ценностей, поскольку способствует эмоциональной окраске познавательных способностей дошкольника. Тем не менее, педагоги ДОУ при работе с книгами стараются подходить к этим вопросам комплексно. Для дошкольного возраста существует множество актуальных и популярных жанров, которые позволяют знакомить детей при работе с книгой. Особенно актуально это при работе с детьми старшего школьного возраста, когда детей начинают активно готовить к обучению в начальной школе.
При организации воспитания нравственных качеств и ценностных притязаний ребенка посредством сказки могут возникать определённого рода сложности, но очевидно, что роль детской книги и художественной литературы при формировании личности является общепризнанной.
Цель работы: рассмотреть и обосновать формы работы с книжкой в детском саду.
Объект исследования: процесс работы с книжкой в детском саду.
Предмет исследования: формы работы с книжкой в детском саду.
Задачи:
1. Провести анализ форм работы с книжкой в детском саду.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
3. Описать организационно-педагогические условия работы с книжкой в детском саду.
4. Предложить методические рекомендации по работе с книжкой в детском саду.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, беседа, педагогический эксперимент, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы работы с книжкой в детском саду
1.1. Анализ форм работы с книжкой в детском саду
В современной дошкольной образовательной среде существуют различные характеристики и задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. ФГОС дошкольного образования (ДО) обозначил все приоритетные направления работы в ДОУ с целью приобщения дошкольников к книгам и художественной литературе.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, ведущей целью воспитательно-развивающего процесса в ДОУ является развитие личности субъекта и формирование способности у ребёнка самостоятельно получать необходимые продуктивные умения и навыки. ФГОС рекомендует с детства формировать у детей читательские компетенции и для старших школьников этот вопрос является актуальным. В процессе приобщения детей к книгам и художественной литературе целесообразно рассматривать такие категории как читательское развитие и литературное развитие.
Под литературным развитием детей дошкольного возраста понимают процесс, который направлен на приобщение детей к литературе как к искусству слова. При этом понимают совершенствование способностей детей в различных видах художественно-речевой деятельности. Это может быть эмоционально-эстетическое восприятие произведения, его понимание, выразительное чтение, инсценирование, пересказ и др. [4].
Под читательским развитием детей дошкольного возраста рассматривают процесс всестороннего формирования личности, который происходит под воздействием книг. В ДОУ детей знакомят с книжной культурой, детской литературой, сказками и др. Дети учатся на слух понимать тексты самых разнообразных жанров, какие только существуют в детской литературе. Педагоги стараются делать основной акцент за глубокое знакомство с содержанием книги. Очевидно, что знакомство детей с книгами и художественной литературой необходимо рассматривать как формирование одного из наиболее важного атрибута культуры человека. Книга была и останется одним из наиболее значимых средств воспитания и развития дошкольников. Это также позволяет говорить об успешной интеграции различного рода литературы во все остальные образовательные области. На занятиях с детьми старшей группы в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) педагоги систематически знакомят дошкольников с книгой и правилами обращения с книгой и художественной литературой.
Эмоциональное отношение к героям произведения возникает на основе осмысления и характеристики самого героя.
Постепенно у детей начинает формироваться целостный образ смыслового содержания воспринятого текста. Они уже хорошо знают, что такое хорошо и что такое плохо. Знание возрастных и психических особенностей ребенка дошкольника, позволяет педагогам и родителям успешно решать задачи нравственного воспитания именно при работе с книгами. Это позволяет обогащать целостный образовательно-воспитательный процесс всевозможными средствами и методами формирования нравственной культуры человека и прежде всего средствами художественной литературы.
Сравнительные оценки положительных и отрицательных проявлений помогает дошкольникам увидеть привлекательность нравственных поступков людей и формировать к ним соответствующее положительное отношение. В ходе проведения бесед детям предлагают проанализировать поступки героев и персонажей, или сравнить их с фактами из окружающей жизни. Применение адекватной и аргументированной оценки всегда содействует более глубокому осознанию своего поведения и изменение отношения к самому себе. Это важно практиковать именно с дошкольного возраста.
Значение этических бесед по сюжетам произведений состоит в том, что они формируют моральные представления и оценку события. Книги развивают положительное отношение к нравственным поступкам героев произведений, нравственных явлений окружающей жизни и нормам поведения. Нет сомнений в том, что все литературные художественные произведения имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Они оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу и др. Они прославляют благородство народа и через книги дети познают сложившиеся традиции народа и многое другое. В книгах рассматривается глубокая почтительность и уважение к родителям и младших к старшим. Доброта и отзывчивость, сострадание к ближнему – всё это и многое другое формирует у детей представление о труде, любви, справедливости, когда проявляются мудрость и находчивость, смышленость и послушание, ответственность и верное действие [11].
Художественная литература позволяет формировать первичные ценностные представления детей. Дети приобщаются к словесному творчеству, постепенно постигают чувства переживаний и др. Это не может не создавать в образовательной и развивающей среде ДОУ радостного и успешного дошкольного детства ребёнка. Именно интересные красочные книги, увлекательные беседы воспитателя полностью удовлетворяют познавательные интересы ребёнка дошкольного возраста [8].
Данная проблема знакомства дошкольников с книгой и художественной литературой продолжает оставаться интересной для учёных и исследователей. Отечественная наука всегда обращала особое внимание на процесс знакомства дошкольника с книгой и художественной литературой. При этом, ведущая цель приобщения детей к книгам и формирования их интереса к содержанию книг остаётся практически всегда неизменной. Для воспитателя важно воспитать интерес и любовь к книге каждого ребёнка. Каждый ребёнок – это будущий читатель.
Исследователи и иные специалисты отмечают различные аспекты данной существующей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский - М.,
2011. – 330 с.
2. Бибко, Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное
народное творчество» [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа No 5. – 2017. – С.39-42.
3. Бибко, Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при
формировании умения читать сказки [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная
школа - 1991. - No 12. - С. 20-26.
4. Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 01.12.2023).
5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей
[Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - No 2. - С. 15-18.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] /Л.С. Выготский
- М. , 2003. – 348 с.
7. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и
психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская
- М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
8. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 01.12.2023).
9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-
дошкольником литературного произведения // Избранные психологические
труды [Текст] / А. В. Запорожец - М. : Просвещение, 2011. - 66 с.
10. Званцова, М.Е., Носова, Т.Д. Русь святая, православная,
богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно - методическое
пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск : Изд-во
БГПУ, 2012. – 126 с.
11. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст]
/ А. Д. Кошелева - М. : Аркти, 2003. - 156 с.
12. Кузнецова, Л.В., Панфилова, М.А. Формирование
нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] /
Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой - М. : Сфера, 2012. - 120 с.
13. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:
пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.
М. Минаева - М. : АРКТИ, 2012. - 165 с.
14. Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное
воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А.
Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 2012. - 256 с.
15. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера
личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 -
с.24-29.