Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом хорошо функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. В условиях цивилизации, технического прогресса, развития культуры, распада семейно-общинных связей и соответствующих органов управления государство все больше берет на себя функцию гаранта социальной защиты личности. В настоящее время социальная защита семьи, обеспечение ее прав и прав ребенка регулируется Конституцией РФ [1] (далее – Конституция РФ), в частности ст.38 Конституции РФ, которая гласит, что "материнство, детство и семья находятся под защитой государства".
Актуальность темы исследования. Реализация мер государственной поддержки семьи должна основываться на сотрудничестве между федеральными и региональными органами власти. Региональная социальная политика направлена на защиту прав и интересов семьи, создание условий для ее функционирования в соответствии с федеральным законодательством. В условиях социально-экономического кризиса важнейшей задачей региональной политики является реализация дополнительных мер по поддержке семьи. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" [4] (далее - ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком для граждан, имеющих детей, и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие правовые основы предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Целью исследования является анализ правовых основ предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю становления и развития законодательства о государственных пособий гражданам, имеющих детей;
2.исследовать особенности выплаты пособия по беременности и родам;
3.дать общую характеристику единовременного пособия при рождении ребенка в Российской Федерации;
4.рассмотреть особенности выплаты ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка;
5.исследовать проблемы судебной практики;
6.рассмотреть порядок обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров при взыскании единовременного пособия при рождении ребенка.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной защиты семей, воспитывающих детей в РФ; постановления судебных инстанций РФ и материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Зыков С.В., Журавлева О.О., Касаткина А.Ю., Костина С.Н., Павлюткин И.В., Тарусина Н.Н., Чирков С.А. и другие авторы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ. ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
1.1.История становления и развития законодательства о государственных пособий гражданам, имеющих детей
Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни общества, напрямую зависит от уровня экономического развития и тесно связано с государственной политикой и социальным обеспечением. Содержание, виды и масштабы социального обеспечения постоянно меняются и формируются под влиянием развития системы социального обеспечения страны (социальной защиты) [10, с.102].
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с множеством проблем, связанных с содержанием пожилых людей, инвалидов и детей. В первобытнообщинных системах люди все еще боролись за пропитание, больные и слабые в семье были обречены на смерть, а община не могла поддержать больных. Беременные женщины и маленькие дети, пытающиеся содержать семью, имели преимущество. В рабовладельческий период забота о стариках, женщинах и детях была в первую очередь обязанностью семьи. Дети, достигшие определенного возраста, должны были заботиться о своих старых родителях, а за маленькими детьми присматривали их родители [13, с. 41].
В первом веке до нашей эры в Риме зародился прообраз социального обеспечения. В то время для свободных римских средних и бедных слоев населения существовали так называемые "коллегии самопомощи". Средства этих организаций использовались для распределения среди больных, престарелых и раненых. Эти "общественные организации помощи гражданам" или "коллегии самопомощи" были основаны на личной поддержке самих работников, и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
В период римского рабовладения было достаточно много войн, порабощение народов, завоевание и разграбление регионов и целых стран процветало в этот период. В результате многие погибли, а их жены и дети остались без кормильцев. Именно здесь зародились первые пособия. Они выплачивались раненым, вдовам и сиротам после смерти воина. Вдовам и сиротам выплачивалось пособие в виде земли. Вдовам и сиротам выдавались привилегированные акты, освобождающие их от налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Этими льготами пользовались и бывшие военные, то есть бывшие воины и их семьи [12, с. 21].
За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, характеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Основой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспечение пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода социальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Это "пособие" не было декретировано. Позже появились и другие денежные пособия, но они носили характер наград и наказаний. Они выдавались важным сановникам, епископам, префектам и т.д., которые оказали монарху определенные услуги. Вероятно, это был первый прообраз пенсий. Таким образом, появилась и выплачивалась первая социальная помощь и первые пособия для граждан. Следует отметить, что ни один из прообразов современного социального обеспечения не был официально прописан в правовых источниках.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 ноября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол-унции хлеба в месяц для женщин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорожденных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
В XVIII веке были установлены первые социальные отношения в виде денег между теми, кто брал на воспитание детей, и государством в лице Департамента социального обеспечения. Первые выплаты физическим лицам, размер которых зависел от возраста ребенка, стали началом современных ежемесячных и единовременных государственных пособий для семей с детьми. Однако тогда они еще не назывались пособиями [12, с. 7].
В конце XVIII и в XIX веках государственная помощь детям оказывалась в самых разнообразных формах, основанных как на государственных, так и на частных хосписах. Характерным было, с одной стороны, сословное, а с другой - сословное проявление идеи государственной помощи несовершеннолетним независимо от их происхождения. Центральным элементом этой идеи были учреждения для незаконнорожденных детей и сирот, созданные как специальные учреждения для этих категорий и как обычные учреждения, где последние были лишь частью общины. Чтобы эти учреждения хорошо функционировали, они должны были напрямую зависеть от контроля и внимания высшей власти.
Практика выдачи пособий вдовам и детям солдат продолжала развиваться и в начале XX века. В результате Русско-японской и Первой мировой войн были созданы пособия на содержание детей, родители которых погибли, и семей с детьми, мобилизованных на фронт; с возникновением капитализма в России в конце XIX - начале XX века было введено социальное страхование работников; в 1912 году был принят "Федеральный закон о страховании рабочих по болезни", в котором было введено страхование по беременности и родам для работниц. Впервые определив беременность и материнство как страхование социальных рисков, была заложена правовая основа для позитивного развития советского законодательства, которое предусматривало страхование детей и материнства и появление других льгот для граждан, имеющих детей.
Это было социальное страхование, построенное в соответствии с ленинской программой страхования и декретами, принятыми в первые годы Советской власти: 28 декабря 1917 года "Об учреждении Комитета охраны материнства и детства" и 31 декабря 1917 года "Об охране материнства и детства в Советской республике", которые были совместимы с существующими отношениями капитализма, основанного на частной собственности на средства производства [10, с. 165].
В "Положении о социальном обеспечении трудящихся" вводилось социальное обеспечение в виде страховых взносов для "всех трудящихся, единственным источником существования которых является собственный труд, исключая эксплуатацию других", а также определялись размеры и условия выплаты пособий по беременности и родам, пособий кормящим матерям и пособий по уходу за новорожденными детьми.
Пособия по беременности и родам выплачивались в размере полной заработной платы в течение восьми недель до и шести недель после родов для женщин, занятых ручным трудом, и в течение шести недель для всех остальных женщин. Пособия кормящим матерям выплачивались в размере четверти от полного размера пособия по беременности и родам в течение семи месяцев после прекращения выплаты пособий для женщин, занятых физическим трудом, и в том же размере в течение 7,5 месяцев для всех остальных женщин.
В течение 1920-1930-х годов условия и размеры пособия по беременности и родам неоднократно менялись. Так, в 1927 году для борьбы со злоупотреблениями женщин, ранее не работавших, но временно трудоустроенных с целью получения долгосрочных пособий, обязательным условием стал шестимесячный стаж работы непосредственно перед отпуском по беременности и родам; с 1930 года для домашних работниц - один год работы, включая шесть месяцев непосредственно перед началом отпуска по беременности и родам; для крестьянок предъявлялось более строгое требование - не менее шести месяцев работы в течение двух предыдущих лет.