Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В текущий момент актуальной проблемой является исследование детей, страдающих от разнообразных органических расстройств. На сегодняшний день наибольшее количество аномалий выявлено у детей, испытывающих проблемы с развитием интеллекта, включая отставание в психическом развитии и умственную задержку. В данной работе будет рассмотрен аспект умственной отсталости у детей.
Некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой умственной отсталости своих детей, не готовы признать этот факт. Они считают, что при достаточном усилии и настойчивой работе с ребенком он сможет достичь стандартов. Важно осознавать, что, хотя ребенка можно приблизить к стандартам, его развитие ограничено, и необходимо стремиться к максимальному раскрытию его природного потенциала. Для этого эффективной является коррекционная работа с ребенком, в основном ведущаяся через игровую деятельность. Игра особенно важна для детей с нарушением интеллекта, но при этом требует специального подхода, поскольку их игровая деятельность отстает от стандартов.
Роль игры в адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе является значительной. Она предоставляет возможность ребенку практиковаться в реальном социальном пространстве, где он может воплощать символические действия и замещать взаимоотношения, идентифицируясь с персонажами и отделяясь от них в рамках игровых сюжетов.
Проблема игровой деятельности детей с нарушением интеллекта была освещена в трудах Л.Б. Баряевой, А. Зарина, М. Соколовой, Е.А. Стребелевой, Э. Куляша и других исследователей.
Цель исследования заключается в изучении развития игровой деятельности детей с нарушением интеллекта.
Объектом исследования выступают умственно отсталые дети в возрасте 5–6 лет, а предметом – их игровая деятельность.
Задачи исследования:
1) Анализ существующих исследований проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
2) Изучение особенностей игровой деятельности детей с нормальным развитием;
3) Изучение особенностей игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью;
4) Разработка практических рекомендаций по формированию игровой деятельности детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза предполагает, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности.
Методы исследования включают в себя анализ литературы, наблюдение за игровой деятельностью детей, проведение коррекционной работы и констатирующий эксперимент.
Работа предоставляет практические рекомендации для эффективного руководства игровой деятельностью детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях.
База исследования: МАДОУ «ДС ТЕРЕМОК» г. Муравленко.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития игровой деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с нарушениями интеллекта
Нарушение интеллектуальных функций представляет собой стабильное и необратимое снижение способности к когнитивной деятельности, обусловленное органическим поражением структур головного мозга. Основными характеристиками таких расстройств являются их долгосрочный характер, необратимость дефекта и его органическое происхождение, которые играют первостепенную роль при диагностике детей [1,12].
Дети с интеллектуальными нарушениями проявляют следующие особенности:
- Отсутствие эмоционального взаимодействия с взрослыми, ограниченные проявления радости.
- Недостаток интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или взятым в руки взрослым.
- Отсутствие развития жестового общения, основанного на совместных действиях с взрослыми.
- Невозможность различения близких и незнакомых людей.
Эти недостатки сказываются на развитии действий с предметами у детей в первый год жизни, оказывая отрицательное воздействие на формирование познавательных процессов.
В дошкольном возрасте наблюдаются изменения в овладении манипулятивными навыками. Однако дети ограничиваются поверхностным изучением предметов и не выполняют практических действий с ними.
В старшем дошкольном возрасте интеллектуальные недостатки сказываются на поведении и игровой активности. Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не проявляют интереса и любознательности, характерных для сверстников. Их игры ограничиваются простыми манипуляциями, они не способны понимать правила игр, их контакты с детьми ослаблены, а двигательная активность уменьшена [2].
Проблемы умственной отсталости всегда привлекали внимание в отечественной области специальной педагогики, однако начиная с 60-х годов, интерес к этим вопросам стал ещё более выраженным. Ученые, такие как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явкин и другие, внесли значительный вклад в теорию и практику специальной педагогики.
Дети с умственной отсталостью обычно демонстрируют диффузное органическое поражение коры головного мозга, что приводит к недоразвитию всех аспектов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Среди разнообразных форм умственной отсталости, олигофрения, или общее психическое недоразвитие, является наиболее распространенной. В отечественной психиатрии олигофрения рассматривается как необратимое состояние недоразвития и искаженного развития психики, с ведущими признаками дефицита высших познавательных функций.
В терминологии специальной педагогики термин "умственная отсталость" указывает на стойкое снижение познавательной деятельности ребенка, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы.
Умственная отсталость представляет собой существенные изменения в психике и личности в целом, проистекающие из перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это нетипичное развитие затрагивает не только интеллект, но и эмоционально-волевую сферу.
Современные исследования показывают, что у детей с нарушением интеллекта наблюдаются серьезные нарушения в условно-рефлекторной деятельности, взаимодействии процессов возбуждения и торможения, а также в отдельных аспектах взаимодействия сигнальных систем. Эти физиологические аспекты лежат в основе нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоций и формирования личности в целом.
Умственно отсталые дети характеризуются характерным недоразвитием познавательных интересов, выражающимся в уменьшенной потребности в познании по сравнению с их нормальными сверстниками. На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, что ведет к получению неполных и, иногда, искаженных представлений об окружающем мире. Психическое недоразвитие сказывается на восприятии, особенно на обобщенности и темпе восприятия. Умственно отсталым требуется значительно больше времени для усвоения материала, усложненного трудностью выделения главного и установления внутренних связей между его частями. Трудности в восприятии пространства и времени характерны для них, что мешает ориентироваться в окружающем. Различение цветов у умственно отсталых начинается значительно позже по сравнению с их сверстниками с нормальным интеллектом, а различение оттенков цвета представляет для них особую сложность.
Восприятие тесно связано с мышлением, которое является основным инструментом познания и включает операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция. Все эти операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и проявляют свои особенности. В ходе анализа предметов они выделяют только общие свойства, не обращая внимания на индивидуальные признаки. Недостаточное совершенство анализа затрудняет синтез. Характерной чертой умственно отсталых является некритичность и неспособность самостоятельно оценивать свою работу. Они, как правило, не осознают свои неудачи и удовлетворены своими результатами [3].
Особенности восприятия и понимания учебного материала у детей тесно связаны с особенностями их памяти, которая формируется у детей с нарушением интеллекта, учитывая аномальное развитие. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации у них обладают уникальными чертами. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как внутренние логические связи воспринимаются и запоминаются с трудом. Произвольное запоминание формируется у умственно отсталых более поздно, чем у нормальных детей. Слабость памяти проявляется не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в бессистемном воспроизведении из-за непонимания логики событий. Воспроизведение словесного материала затруднено из-за ограниченной доступности опосредованной смысловой памяти у умственно отсталых.
Трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений также характерны для детей с нарушением интеллекта. Недифференцированность, фрагментарность и уподобление образов оказывают отрицательное воздействие на развитие познавательной деятельности. Развитое воображение, необходимое для успешного обучения и творческой деятельности, у детей с нарушением интеллекта отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.
У олигофренических детей страдает непроизвольное внимание, но особенно заметно недоразвитие его произвольной стороны. Это обусловлено волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, с которыми умственно отсталые не стремятся справиться.
Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но также в нарушении эмоционально-волевой сферы. С увеличением степени умственной отсталости эмоции становятся менее дифференцированными, лишены оттенков, неустойчивыми, а переживания поверхностными и неглубокими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск: Издатель Татьяна Лурье. - 2017. - 356 с.
2. Алексеев O.Л. Теоретические основы тифлотехники / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Российской Академии образования. Екатеринбург, 2020. -284 с.
3. Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 376 с.
5. Андреева К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.
6. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И.Г., Володина И.С.// Психология обучения. - 2019. - № 9. - С. 12-24.
7. Антропов Ю.А. Основы диагностики психических расстройств: рук. для врачей / Ю.А. Антропов, А.Ю. Антропов, Н.Г. Незнанов. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 384 с.
8. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1998. - №2. -С.71-75.
9. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университет. - 2022. - №3. - С. 97-107.
10. Богдан Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 220 с.
11. Бойков Д.И. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. - СПб.: СОЮЗ, 2014. - 352 с. 57-61.
12. Валиева П.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / П.В. Валиева, М.И. Хизриева // Актуальные проблемы специального образования: Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГПУ, 2019. - №25. - 114 с. - С. 24.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Инфра-М, 2017. - 446 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
15. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А.И.// Дефектология. - 2019. - № 4. - С. 13-18.
16. Гейслер Е.В. Психиатрия: конспект лекций / Е.В. Гейслер А.А. Дроздов. - М.: Эксмо, 2017. - 84 с. С. 24.
17. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук / Е.Е. Дмитриева. - М.: МГОУ, 2015. - 411 c.
18. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2021. - №6. - С. 11-17.
19. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение / Е.Е. Дмитриева - М.: АРКТИ, 2018. - 68 с.
20. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1995. - 112 с.
21. Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г.Г.// Специальное образование. - 2022. - № 2. - С. 49-57.
22. Закрепина А. Роль социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 66-73.
23. Закрепина А.В. Социальное развитие дошкольников / А.В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 11. - С.72-79.
24. Закрепина А.Изучение особенностей социального развития детей с отклонениями в умственном развитии / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 86-93.
25. Закрепина А.Умственно отсталые дети: синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.
26. Золоткова Е.В. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития / Е.В. Золоткова, Н.Г. Минаева, И.В. Чумакова. - Саранск, 2014. - 116 с.
27. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / Зырянова С.И.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 43-45.
28. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 573 с.
29. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития / Инденбаум Е.Л.// Дефектология. - 2018. - № 3. - С. 3-10.
30. Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учеб. / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. - СПб.: КАРО, 2022. - 176 с.