Фрагмент для ознакомления
2
Личностные особенности являются актуальной темой исследования в психологии на протяжении долгого времени. В какие-то периоды данная тематика становилась приоритетной, в другие временные интервалы уступала место иным исследованиям.
На сегодняшний день существует множество теорий, позволяющих классифицировать и выводить некоторые общие моменты в исследования личностных особенностей, но в целом можем говорить о том, что единого мнения в данной отрасли науки не существует. Многие моменты глубоко индивидуальны, что требует всестороннего подхода и возможностей комплексного изучения феномена личности.
Совершим небольшой исторический экскурс, с помощью которого нам будут более понятны многие современные особенности исследований в области личностных особенностей.
Специфические особенности развития российского общества, сопряженные не только с менталитетом, но и государственными ограничениями и изменениями, такими как монархия, культ царя, а затем вождя, привели к тому, что в России развитие психологии значительно отставало от западных исследований. В силу этого обстоятельства истоки многих теорий и в целом базис науки принадлежит зарубежным ученым.
Именно за рубежом исследователи впервые подняли тему личностных особенностей, тем самым заложив основы характерологии, внедрив ее в психологическую науку, а не только рассматривая в рамках социологии, культурологии и религиоведения.
Несмотря на исторические особенности, в России одним из первых ученых, который начал работу в направлении изучения личностных особенностей, был А.Ф. Лазурский.
Приблизительно в одно время с ним над данной проблематикой работал и немецкий ученый Э. Шпрангер [24, с. 63].
Российский ученый разработал общую классификацию и типологию характеров в аспекте психологической науки, его немецкий коллега привнес в выбранную тематику именно разработку терминологии и формулировку определений.
Понятие «личность» и сегодня имеет множество трактовок, практически каждая теория дает свое определение и выделяет ряд особенностей в данной области исследования.
Разберем наиболее распространенные подходы к изучению личностных особенностей.
Одним из первых и достаточно натуралистических подход считается статичный подход. Для него свойственно определение личности с описательной позиции, т.е. дается некоторая содержательная характеристика, в ходе которой неизвестный до этого момента человек приобретает некоторые качества и черты характера.
В отечественной психологии для данного подхода применяется определение структурности.
Таким образом, проявляются значительные отличия от статичного зарубежного подхода. В первую очередь они связаны с тем, что российские ученые акцентировали внимание не только на поверхностных описательных моментах, но включили в данный процесс и внутренние структурные элементы.
Тем самым данный подход получил динамичность и стал применяться как комплексный и достаточно содержательный в своем применении не только в теоретических исследованиях, но и в практических разработках.
Считаем необходимым также рассмотреть и функционально-динамический подход. Для него характерно объединение нескольких личностных концепций, что обусловлено возможностью изучения личности в ее развитии, постоянном естественном изменении относительно функционирования.
Под функционированием в данном контексте следует понимать организацию некоторой структуры, которая имеет возможность изменяться естественным образом или под влиянием каких-либо внешних факторов. В любом случае, в данной структуре отмечаются изменения, она не статична, развивается во времени и пространстве.
В своих работах А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен отмечали, что в процессе развития личности структурные компоненты и особенности их функционирования меняются, что обусловлено генетическими предпосылками.
Первым и известным и на сегодняшний день ученым, работавшим в рамках функционально-динамического подхода, остается З. Фрейд. Психодинамический подход стал настоящим прорывом в психологической науке, на долгие годы заложившим фундамент для новых течений и направлений исследования личностных особенностей.
Можем утверждать, что теория личности З. Фрейда дала начало таким направлениям, как аналитическая теория К. Юнга, клиент центрированная терапия К. Роджерса и многие другие популярные и сейчас направления.
Если обратиться к отечественной психологии, то ярким представителем функционально-динамического подхода стал С.Л. Рубинштейн, заложивший принцип единства деятельности и сознания личности [23, с. 47].
Значительным вкладом в исследование личностных особенностей стала теория Ж. Пиаже, позволяющая объяснить многие закономерности, сопряженные с процессом когнитивного развития.
Не менее важной теорией в сфере генетической и возрастной психологии стала теория морального развития, разработанная С. Кольбергом и Д. Таппом.
Однако сфера детской психологии детально и продуктивно была исследована отечественным психологом – Л.С. Выготским [10, с.118].
Следующим подходом в исследовании личностных особенностей обозначим подход, который призван изучить личность в ее динамических проявлениях. Здесь также подсвечивается основное акцентирование внимание на функционирование, но оно уже не обращено на внешние факторы, а затрагивает вопросы самореализации, отвечающие временным и пространственным особенностям, в которых развивается индивид.
Жизненный путь личности это, образно говоря, сама личность в ее протяженности, объективации, самореализации в формах жизни. Пространство личности здесь, вопреки К. Левину, не ограничивается ее оболочкой, не может быть геометрически очерчено и разделено на внешнее и внутреннее, на фигуру и фон. Личность сама континуальна, поскольку представляет собой способ функционирования в масштабах жизненного времени и пространства.
В отечественной психологии проблематика жизненного пути формулировалась, исходя из трактовки интегрального образования в аспекте возрастного и социокультурного подходов Б.Г. Ананьева.
Исследователь в своих работах анализировал и выделял сущность возрастных этапов с целью понимания, как и когда достигается зрелость, которую Б.Г. Ананьев рассматривал как высшее индивидуальное качество личности.
Понятие жизненного пути он сформировал на основании разработки идеи о его временной протяженности и постоянном движении как единственно верном способе достичь высшего качественного уровня развития.
Ориентируясь на работы Г. Олпорта и А. Адлера можно определить, что авторы не стремились к рассмотрению последовательности жизненных этапов и соответствующих жизненных изменений относительно личностного развития. Позже этим вопросом занялся Э. Эриксон, представив психологическому миру эпигенетическую концепцию личности [15, с. 263].
Автор сделал успешную попытку и выделил новообразования и способности в контексте личностных качеств, что повлекло за собой изучение кризисных периодов как естественным образом возникающих на определенных возрастных этапах.
Далее рассмотрим подход, основанный на изучении личности в качестве субъекта жизненного пути, и обратимся к работам С.Л. Рубинштейна. В соответствии с этим подходом личность – это не субъект в начале своего пути, она постепенно приходит к этой категории, преодолевая жизненные трудности и противоречия на каждом возрастном этапе.
Согласно теории С.Л. Рубинштейна, личность находится в постоянном стремлении к поиску индивидуального способа. Способствующего организации жизненного пути. При этом могут быть использованы способности, знания и умения, представляющие собой необходимые ресурсы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-podhody-k-izucheniyu-lichnosti (дата обращения: 22.11.2023).
2. Алексеева Елена Евгеньевна Теоретико-методологический анализ подходов к изучению типологических особенностей человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-podhodov-k-izucheniyu-tipologicheskih-osobennostey-cheloveka (дата обращения: 21.11.2023).
3. Андреев Евгений Александрович Формирование и уровень развития гик-культуры настольных игр в России // Вестник ЧГАКИ. 2017. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-uroven-razvitiya-gik-kultury-nastolnyh-igr-v-rossii (дата обращения: 21.11.2023).
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Гардарики, 2018. – 384 с
5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 256 с
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции. - М.: Прогресс, 2018. - 244 с
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. – М.: Владос, 2020. – 540 с
8. Бойко Валерий Вячеславович Принципы психологии в стрессовой ситуации (соревнованиях) для спортсменов, занимающихся в роуп-скиппинге // Наука-2020. 2019. №8 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-psihologii-v-stressovoy-situatsii-sorevnovaniyah-dlya-sportsmenov-zanimayuschihsya-v-roup-skippinge (дата обращения: 21.11.2023).
9. Герлах Ирина Витальевна Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных интеллектуальных игр // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vospitatelno-razvivayuschey-raboty-kluba-nastolnyh-intellektualnyh-igr (дата обращения: 21.11.2023).
10. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2019. - 202 с
11. Ждан А.Н. Российская психология. – М.: Академический Проект, 2019. – 1280 с
12. Ионова Мария Сергеевна, Баляев Сергей Иванович, Гаранина Жанна Григорьевна Характеристика волевой организации личности спортсменов-легкоатлетов // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-volevoy-organizatsii-lichnosti-sportsmenov-legkoatletov (дата обращения: 21.11.2023).
13. Каткова Алла Леонидовна, Булычева Елена Сергеевна, Каткова Анжелика Алексеевна ВЛИЯНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ИГР НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nastolnyh-igr-na-sotsializatsiyu-podrostkov (дата обращения: 21.11.2023).
14. Коногорская Светлана Анатольевна ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-yunoshey-zanimayuschihsya-ekstremalnymi-vidami-sporta (дата обращения: 21.11.2023).
15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Директ-Медиа, 2019. - 1174 с
16. Малик Я.К. Развитие личности в экстремальных видах спорта // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-v-ekstremalnyh-vidah-sporta (дата обращения: 21.11.2023).
17. Митина Ольга Валентиновна, Исакова Рина Валерьевна ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ГРУППОВЫХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР) // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-v-igrovoy-deyatelnosti-u-studentov-na-materiale-gruppovyh-nastolnyh-igr (дата обращения: 21.11.2023).
18. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. - М.: Гардарики, 2018. - 448 c
19. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Гардарики, 2018. – 288 с
20. Поддубный С.Е., Эгамбердиева E.В., Бабарыкин С.Д. Личностные особенности шахматистов и лиц, не играющих в шахматы. Научный альманах - 2017 - №9. - С.64-73.
21. Полякова Лариса Октябревна, Полякова Вероника Николаевна, Савиных Татьяна Петровна Динамика психологического статуса спортсменов легкоатлетов в процессе занятий легкой атлетикой // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-psihologicheskogo-statusa-sportsmenov-legkoatletov-v-protsesse-zanyatiy-legkoy-atletikoy (дата обращения: 21.11.2023).
22. Пушкина Валентина Николаевна, Зелянина Анна Николаевна, Оляшев Николай Владимирович, Размахова Светлана Юрьевна, Цинис Алексей Виестурович Индивидуально-психологические характеристики лиц, занимающихся экстремальными видами спорта // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-harakteristiki-lits-zanimayuschihsya-ekstremalnymi-vidami-sporta (дата обращения: 21.11.2023).
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2018. – 624 с
24. Славская А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна. - М.: Когито-Центр, 2019. - 572 c
25. Соколов В.А. Социология: новые исследования. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 328 с
26. Талханова Фатима Дзамболатовна / Концептуальные подходы к изучению индивидуальных особенностей личности // Наука, техника и образование. 2015. №12 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-izucheniyu-individualnyh-osobennostey-lichnosti (дата обращения: 21.11.2023).
27. Череднеченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. - Ростов Н/Д: Феникс, 2020. – 228 с
28. Чеснокова И.И. Самосознание личности. - М.: Наука, 2019. – 377 с
29. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности. - М.: Педагогика, 2019. – 452 с.
30. https://the-challenger.ru/sport-2/motivatsiya-sport/roupjumping/?ysclid=lp9pei8clh291063271
31. Krueger Gr. N.F. & Dicson P.R. How believing in ourselves increases risk taking: Perceived self – efficacy and opportunity recognition // Decision Sciences. – 1994. – № 25 (3). – Р. 385-400.
32. Mc.Namara G. & Bromley P. Risk and return in organizational decision
33. making // Akademy of Management Journal. – 1999. – № 42 (3). – Р. 330-340.
34. Pablo A.L., Sitkin S.B. & Jemison D.B. Acquisition decision-making processes: The central role of risk // Journal of Management. – 1996. – № 22 (5). - Р. 723-746.
35. B.A.S.E.-Jumping, available at: /https://ru.wikipedia.org/.
36. Everest: live itself and let's die another, avaliabke at: http://adrenaline.in.ua/novosti/gory/everest-zhivi-sam-i-day-umeret-drugim
37. To extreme sports war is declared, available at: // https://versia.ru/yekstremalnym-vidamsporta-obyavlena-vojna/
38. Peskoller, H. Moments of impossible freedom, International journal of cultural studies, No.3(4), pp.45-52.