Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОНО СПЕКТРА 4
1.1. Изучение расстройства аутистического спектра в отечественной и зарубежной литературе 4
1.2. Особенности экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра 8
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 17
2.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 17
2.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с расстройством аутистического спектра от 4 до 7 лет 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28
Фрагмент для ознакомления
2
По данным Всемирной организации здравоохранения на 2022 год, 1 из 160 детей (в основном мальчики) во всем мире страдает расстройством аутистического спектра.
В своих работах Никольская О. С. характеризует расстройство аутистического спектра как системное нарушение психического развития ребенка, которое проявляется в нарушении развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, в развитии аффективной и волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В своих работах ученые отметили, что одной из основных проблем является отсутствие, а иногда и полное отсутствие навыков речевого общения у детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается специфическое развитие выразительной речи, которое обусловлено искажением восприятия мира с помощью аналитических систем: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильного восприятия.
Эти дети не могут интегрировать полученную сенсорную информацию, чтобы понять точную картину своего окружения. Дети способны произносить отдельные звуки или слова, но они не связывают их с конкретным предметом. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. отмечают, что особенности речевого развития у детей с РАС связаны с неспособностью активно взаимодействовать с окружающей средой из-за нарушения аффективной сферы детей
Вопросы речевого развития детей дошкольного возраста широко обсуждаются в психолого-педагогической литературе. Развитие общего речевого механизма дошкольника основано не столько на усвоении воспринимаемых слов, сколько на продуктивном принципе формирования языка.
Одновременно в голове ребенка происходит саморазвитие языковой системы, обеспечивающее удивительно быстрое развитие речи ребенка.
Обычно процесс развития социальных и речевых навыков у ребенка начинается практически с рождения. Малыш начинает по-особому реагировать на социальные раздражители, он выделяет мимику и интонации взрослых. Проявляет недовольство, если люди на длительное время перестают обращать на него внимание. Даже очень маленький ребенок способен продолжительно смотреть в глаза взрослому. Контакт такого типа является именно первым шагом в освоении навыка социального взаимодействия.
Любая задержка, любое нарушение речевого развития ребенка отражается на его деятельности и поведении. Последующие исследования уже взрослых аутистов показали, что для них, как для нормативного развития, самое главное во внешности человека — это лицо и глаза, но им трудно удерживать на них взгляд так долго, как мы его обычно воспринимаем.
Объект исследования – дети с расстройством аутистического спектра
Предмет исследования- особенности экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра
Цель исследования- изучить особенности экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра
Задачи исследования:
- изучить расстройства аутистического спектра в отечественной и зарубежной литературе
- раскрыть особенности экспрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра
- рассмотреть развитие экспрессивной речи в норме
- провести психолого-педагогическую характеристику дошкольников
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОНО СПЕКТРА
1.1. Изучение расстройства аутистического спектра в отечественной и зарубежной литературе
Впервые термин «аутист» был использован Блейлером в 1908 году, когда он использовал это слово (от греческого «autos», что означает «сам») для описания ухода от социальной жизни, наблюдаемого у взрослых, страдающих шизофренией.
В настоящее время создано множество подходов к проблеме РДА, и для лучшего понимания этих подходов необходимо обратиться к истории проблемы аутизма раннего детства в зарубежной и отечественной науке. Башина В. М. выделяет 4 основных этапа формирования этой проблемы.Астапов, В. М. Искаженное психическое развитие / В. М. Астапов // Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - С.114-119..
1. Первый донозологический период конца XIX - начала XX века. характеризуются изолированными обращениями к детям со склонностью к беспокойству и одиночеству.
2. Второй - доканнеровский период, то есть 20-40-е годы 20 века, когда обсуждался вопрос о возможности выявления шизофрении у детей (Сухарева, 1927).[16]
3. Третий (1943-1970 гг.) ознаменован публикацией фундаментальных работ по аутизму Л. Каннера (1943) и Н. Аспергера (1944).
В 1944 году австрийский терапевт Ганс Аспергер опубликовал диссертацию об «аутистической психопатии» у детей.
Расстройство аутистического спектра — это спектр психологических характеристик, который описывает широкий спектр ненормального поведения и трудностей с социальным взаимодействием и общением, а также ограниченный круг интересов и часто повторяющееся поведение. Всемирная организация здравоохранения F84. Первазивные нарушения развития // (МКБ-10).
Согласно современной классификации психических расстройств DSM-V, спектр аутизма включает информационный бюллетень о расстройствах аутистического спектра. Американское психиатрическое издание (2013):
Аутизм (синдром Каннера).
Синдром Аспергера.
Детское дезинтегративное расстройство
синдром Ретта
Неспецифическое первазивное расстройство развития (или атипичный аутизм).
Аутизм (синдром Каннера).
(Описан американским психиатром Л. Каннером, 1894-1981; синоним — ранний детский аутизм) — изменения поведения у детей раннего возраста (от 1 до 2 лет), чаще встречаются у мальчиков. К изменениям относятся: безразличие к окружающему, потеря контакта с родителями; отсутствие адекватных эмоциональных реакций на смех; Часто встречаются стереотипные ритмичные движения (покачивание головы или всего тела); избегать «контакта глаз» (ребенок никогда не смотрит на собеседника) и т. д. Этот синдром считается ранним проявлением шизофрении. Л. Каннер. Аутистические расстройства эмоционального контакта. [17]
Синдром Аспергера.
Синдром назван в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, характеризующихся отсутствием навыков невербального общения, ограниченным сочувствием к сверстникам и физической неуклюжестью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».
Синдром Аспергера — тип психического расстройства, характеризующийся социальной замкнутостью, потерей интереса к окружающим, высокопарным и педантичным стилем речи, преобладанием узкоспециализированных интересов (например, в расписании). Часто считается проявлением легкой формы аутизма. Толковый словарь медицины. 2013.
Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Винг в публикации 1981 г. Современная концепция синдрома появилась в 1981 г. Клин А., Паулс Д., Шульц Р., Фолькмар Ф. (2005). «Три диагностических подхода к синдрому Аспергера: значение для исследований». Аутизм Дж и Дев Дис 35(2):221-34. и после периода популяризации крыла .
Расстройство характеризуется тем же типом качественных нарушений во взаимных социальных взаимодействиях, что и аутизм, а также ограниченным, стереотипным и повторяющимся репертуаром[18]
После многих лет клинико-психологических исследований детского аутизма и накопления множества данных об особенностях и потребностях аутичных людей понимание специфики самого феномена аутизма в настоящее время переживает серьезный кризис. Отчасти это связано с переходом к рассмотрению проблем аутизма не только в его классических формах, но и в более широкой выборке расстройств аутистического спектра (РАС), в той или иной степени схожих с синдромами Каннера и Аспергера.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаш Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М. : Теревинф, 2019. С 19.
2. Алявина Е.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Аутизм: практические рекомендации для родителей. - М., 2018. - 28с.
3. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 2017. - 341,[1] с.
4. Баенская Е.Р. «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)». М.: Теревинф, 2017 - 108с.
5. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах - 2021.- с. 154-165
6. Бетельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я: Пер. с англ. М.: Академический Проект: Традиция, 2018.- 784 с.
7. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. Электронный документ. Режим доступа: http://www.samomudr.ru/d2/Gilberg%20K.,%20Piters%20T.%20Autizm%20medicinskie%20i%20pedagogicheskie%20aspekty.pdf
8. Дети с нарушениями общения / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М.: Просвещение, 2019. - 112с.
9. Детский аутизм: хрестоматия / подред. Л.М. Шипицына. - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 2018.- 254с.
10. Каган В.Е.Эпидемия детского аутизма? Ассоциация детских психиатров и психологов (Москва), VeriCare (Dallas, USA). Электронный документ.
11. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. - Пермь, 2021. - 85с.
12. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2018. - 70 с.
13. Ковалев В.В. Синдромы раннего детского аутизма // Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). - М.: Медицина, 2019. - С. 33-41
14. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М.: Просвещение, 2021. - 53 с.
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2019. - 144с.
16. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина и др. М., 2016. - 88с.
17. Лорна Уинг и её вклад в исследование аутизма. Электронный документ. Режим доступа: http://www.aspergers.ru/node/292
18. Маккернен Т., Мортлок Дж. Аутизм: Практическое руководство для персонала / Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Минск: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 2020. С. 11.
19. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 576с.
20. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. Спб.: Речь, 2017. - 288с.
21. Международная классификация болезней десятого пересмотра МКБ-10 (принята 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/4100000/#ixzz4QraalMFr
22. Миттельдорф У. и др. Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом. / Новые направления в игровой терапии. Под ред. Г. Лэндрет. М. 2021. - 91 с.
23. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М., 2018. - 127 с.
24. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 14. № 1. С. 9-18.
25. Никольская О.С, Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Н62 Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.-- М: Теревинф, 2015.-- (Особый ребенок).-- 224 с.
26. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / О.С. Никольская.- М. : Центр лечебной педагогики, 2020. - 362 с.
27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Наука-пресс. 2021. - 178 с.
28. Frost L.A. & Bondy, A. (2020). PECS: The Picture Exchange Communication System. Cherry Hill, NJ: Pyramid Educational Consultants.
29. Frost L.A. & Bondy, A. (2018). An introduction to PECS: The Picture Exchange Communication System. . Newark, DE: Pyramid Educational Consultants.
30. Hagberg B., Aicordi J., Dias K., Ramos O. A progressive syndrome of autism, dementia, ataxia and loss of purposeful hand use in girls: Rett's syndrome. Report of 35 cases // Ann. Neurol., 2021, № 14, Р. 471-479.