Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы воспитательного потенциала творческой деятельности в дополнительном образовании
1.1. Воспитательный потенциал в психолого-педагогической литературе
Воспитание является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место в работе учреждений дополнительного образования занимает образовательный процесс, где каждая программа и мероприятие направлены на формирование у учащихся таких личностных качеств, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, терпимость, целеустремленность и многих других. Именно дополнительное образование наиболее успешно решает те образовательные задачи, которые перед ним ставят государство и общество [13].
Современный мир меняется непрерывно и быстро. Это современный мир, который постоянно и быстро меняется. В процессе глобализации общества наряду с позитивными изменениями (технологическими, научными) ярко проявляются различные трудности и проблемы: социальные, экономические, информационные, моральные.
В этих условиях меняются роли и функции государства, семьи, школы и дополнительного образования.
Как и в других сферах человеческой деятельности, в российском образовании активно идет процесс модернизации, одной из приоритетных задач которого является воспитание подрастающего поколения [11].
В последние годы отечественные исследователи активно изучают образовательный потенциал деятельности дополнительных образовательных организаций с целью выявления фундаментальных основ образовательной программы, ее источников и хода процесса, а также основных правил всего образовательного процесса. В современной исследовательской деятельности нет точного и оптимизированного объяснения всей сути концепции образовательного потенциала. Это значительно усложняет процесс обучения.
Большое количество авторов апеллировали к интересу различных видов деятельности образовательного процесса. Воспитательный потенциал в педагогике рассматривается рядом авторов: Е. П. Ильиным, А. А. Мелик-Пашаевым, Н.Л. Селивановой и другими.
Рассмотрим воспитательный потенциал дополнительного образования.
Термин "потенциал" часто используется в научной литературе, а также встречается в десятках научных исследований (статьях, монографиях, диссертациях). Необходимо отметить тот факт, что существует огромное количество интерпретаций, противоречащих описанному выше термину. Понятие "потенциал" проявляется в различных значениях и структурах в педагогической деятельности. Согласно словарю, потенциалом называется " совокупность доступных средств, возможностей в любой области...". Поэтому термин" потенциал "часто используется как синоним слова "возможность".
По словам Ю. В. Воробьевой, термин "потенциал" - это междисциплинарная категория, "которая применяется в разных областях знания и является основным термином в рассматриваемой нами проблеме". Кроме того, это понятие можно интерпретировать как "набор средств и возможностей, реализация которых необходима для достижения и решения определенных целей и задач" [8].
При изучении научной литературы было обнаружено, что термин "воспитательный потенциал" интерпретируется по-разному. Воспитательный потенциал - это способность к творчеству как основной характеристике деятельности, обеспечивающей развитие личности в соответствии с ее творческими возможностями и способностями, а средства социокультурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения цели.
И.С. Власова описывает образовательный потенциал "как реальные структурные условия для реализации личностных целей, перспектив занятий, актуализации развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечение позитивной многозадачности, интенсивного межличностного общения, выгодного для всех положения в системе отношений" [7].
Это потенциал в педагогике, который не останавливается, и с каждым годом он развивается и совершенствуется. Их изменение важно в процессе перехода субъектов педагогического процесса с одной позиции на другую, более утонченную. Педагогический потенциал одновременно включает в себя эти уровни:
- далекий уровень, который включает в себя повышение педагогического потенциала в реальной жизни;
- текущий уровень, когда предыдущая концепция приобретает все большую актуальность и находится в состоянии готовности к реализации;
- будущий уровень, отображаемый в данный момент.
В образовании приоритет отдается образованию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В Концепции модернизации российского образования, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации, сформулированы важнейшие задачи образования: формирование гражданской ответственности и правосознания школьников, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, умения успешно социализироваться в обществе и активной адаптации на рынке труда [23].
Сегодня воспитательному потенциалу дополнительного образования уделяется недостаточно внимания, в то время как его реализация направлена на повышение эффективности решения образовательных задач организации. Усиление воспитательной функции дисциплин дополнительного цикла осуществляется в соответствии со стратегией модернизации образования, в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования.
Необходимость мер, направленных на повышение образовательного потенциала образовательного процесса в дополнительном образовании, обусловлена как положительными, так и отрицательными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, укрепляются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, государство активно интегрируется в мировое сообщество. Все это повышает социальную востребованность духовно-нравственной, творческой, активной и развивающейся личности. С другой стороны, нарастают негативные явления: отсутствие духовности, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в СМИ [19].
Реализация основных направлений развития дополнительного образования в системе образования призвано способствовать решению ряда важных задач:
- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историко-культурному наследию народов России;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан демократического правового государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межнациональных отношений;
- всестороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
- создание основ культуры здоровья, осознанного отношения к семейной жизни;
- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- развивать социальную и коммуникативную компетентность школьников по всем учебным дисциплинам.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В связи с этим можно сделать вывод, что педагогика в современном мире не описывает единообразную интерпретацию терминов, описывающих воспитательный потенциал. С педагогической точки зрения термин "воспитательный потенциал" включает рассмотрение наиболее основных тенденций формирования и развития образования.
В словаре Е.Р. Ежовкиной термин воспитание определяется так:
"Воспитание – это систематическое воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика путем привития им необходимых правил поведения". А согласно энциклопедическому словарю, воспитание по-прежнему осуществляется через познание, а также организацию жизнедеятельности детей. В образовании взаимодействуют личность, семья, государственные и социальные институты; образовательные учреждения, средства массовой информации, религиозные учреждения, общественные организации и т. д. [14].
"В процессе подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования активно планируются способы достижения целей воспитания. Как правило, упор делается на задачи обучения, воспитания и развития детей. В результате, когда мы говорим об воспитательном процессе, в большинстве случаев речь идет о дополнительной образовательной работе".
Система образования - это совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных цели образования и обучения. В своем развитом виде это устойчивая целостность, которая связывает все виды деятельности в образовательном учреждении на основе ценностей и целей образования, создает наиболее благоприятные условия для саморазвития ребенка и определяет характер отношений среди участников образовательного процесса [16].
Таким образом, дополнительное образование рассматривает воспитание как важную и неотъемлемую часть образовательного процесса, направленную на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации индивида.
Дополнительное образование не только способствует развитию и воспитанию учащихся, но и позволяет каждому ребенку выбрать педагога, наставника, друга, который сможет создать условия для его самоопределения, самореализации, выбрать жизненный путь настоящего патриота, гражданина своей страны, уважающего память защитников Отечества от родины. Здесь личность педагога играет важную воспитательную роль - пример для подражания и образец поведения для учащихся.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что система дополнительного образования способна своевременно и гибко адаптироваться к приоритетам государственной политики в области образования и успешно осуществлять воспитательный процесс, основной задачей которого, по мнению педагогического коллектива центра детского творчества, является желание вырастить талантливого и успешного ребенка, который сможет самоопределиться в жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анфалова И.В. Достижение современного качества дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей / И.В. Анфалова/ – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – С. 13-18.
2. Аткочюнене Е.С. Развитие творческого потенциала личности как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Аткочюнене // Научное отражение. – 2017. – № 3 (7). – С. 5-6.
3. Ахметжанова Г.В., Груздова И.В. Воспитание духовно-нравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности / Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6-1 (113). – C. 62-68.
4. Байгильдина З.Ф. Факторы формирования творческого потенциала личности / З.Ф. Байгильдина, Р.М. Байгильдин // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт (Москва). – 2016. – С. 37-40.
5. Бессонова К.А. Условия процесса развития творческого потенциала младших школьников / К.А. Бессонова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 10-12.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
7. Власова И.С. Культуротворческое воспитание младших школьников / И.С. Власова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 22-26.
8. Воробьева Ю.В. Формирование творческого потенциала детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования / Ю.В. Воробьева, Г.С. Голошумова // UNIVERSUM: Психология и образование. – 2016. – № 8 (26). – С. 10-16.
9. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: дис. …канд. пед. наук / Е.А. Глуховская. – Оренбург, 1997. – 245 с.
10. Голошумова Г.С. Моделирование процесса социализации личности в условиях дополнительного образования / [Г.С. Голошумова, С.Г. Ежов, Ф.Ф. Тимиров и др.] // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 4. – С. 70-72.
11. Густокашина Л.А. Образовательное пространство городского района как фактор развития гуманистических воспитательных систем: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.А. Густокашина. – М., 2001. – 21 с.
12. Дементьева И.А. Развитие творческого потенциала школьника / И.А. Дементьева // Инновации, технологии, наука: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 66-68.
13. Ежов С.Г. Развитие творческого потенциала личности в условиях модернизации образования / С.Г. Ежов, С.Э. Ли, Д.И. Красновский // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 90-93
14. Ежовкина Е.В. Развивающая образовательная среда: сущность понятия / Е.В. Ежовкина // Актуальные проблемы психологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 2-4 апреля 2012 года / Отв. ред. И.А. Синкевич. – Мурманск: МГГУ, 2013. – 1 том. – С. 24-29
15. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб: СПбГУПМ, 2001. – 84 с.
16. Курышева И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография / И.В. Курышева. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – 260 с.
17. Кущина Е.А. Развитие творческой активности у младших школьников в процессе педагогической деятельности / Е.А. Кущина. – Наука – образованию, производству, экономике: Материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск). – С. 172-174.
18. Луя О.В. Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О.В. Луя // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 81-84
19. Малахова Ю.И. Состав и структура умений совместной творческой деятельности у младших школьников: историко-теоретический аспект / Ю.И. Малахова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2015. – № 2 (32). – С. 63-73.
20. Мастерова Е.А. Диагностический инструментарий для выявления уровня творческого потенциала младших школьников / Е.А. Мастерова, А.В. Чаурова // Образование – территория инноваций: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2017. – С. 88-91.
21. Мирошкина М.Р. Разные поколения – разный педагогический подход / М.Р. Мирошкина // Школьные технологии, 2014. – № 2. – С. 8-20
22. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Ведать, видеть и творить / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
23. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Мн.: Соврем. слово, 2005 – 720 с.
24. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Автореф.дис. … д-ра пед. наук / В.Г. Рындак. – Челябинск, 2006. – 42 с.
25. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведени / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
26. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2019. – 336 с.
27. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: 2019