Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Организация системы дополнительного образования в ДОУ имеет большое значение для развития дошкольника, что может обеспечить переход интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется основной целью современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Проблема творчества и творческого развития личности изучалась многими исследователями А.Маслоу, Т.Г.Киселева, Ю.Д Красильников и др.
На основании пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и предоставлять дополнительные образовательные услуги вне основных образовательных программ, определяющих его статус.
Целью дополнительного образования является внедрение новых вариативных форм дошкольного образования для повышения качества образовательного процесса и удовлетворения потребностей общества.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, физическом и / или профессиональном совершенствовании и не сопровождающийся повышение уровня образования» [26].
Сегодня накоплен определенный положительный опыт организации дополнительного образования детей, проводится системный мониторинг. Он по праву считается важнейшей составляющей образовательного пространства, востребован в обществе как образование, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка, максимально открытое и свободное от стандартного подхода: его содержание, методы и формы работы с детьми актуализированы постоянно.
Дополнительное образование, в отличие от образовательного процесса, не регулируется стандартами, а определяется социальным порядком детей, родителей и других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка в соответствии с его потребностями. Дополнительное образование также является средством мотивации развития личности к знаниям и творчеству в процессе самых разных видов деятельности в различных областях образования.
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышает его жизненную конкурентоспособность и создает условия для формирования каждым ребенком собственных представлений о себе и окружающем мире.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение работы в дополнительном образовании позволили выделить противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме успешного творческого развития детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования, и недостаточной её теоретической и практической разработанностью.
На основе выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске условий творческого развития детей дошкольного возраста в дополнительном образовании.
Все вышеизложенное делает тему курсовой работы актуальной.
Цель исследования: рассмотрение особенностей дополнительного образования и творческого развития детей дошкольного возраста на различных занятиях.
Изучить особенности дополнительного образования как средства творческого развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: современное дополнительное образование детей дошкольного возраста как средство их творческого развития.
Гипотеза: процесс творческого развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования будет проходить успешно, при разработке программы и методических рекомендаций, направленных на раскрытие и реализацию творческих способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Описать особенности творческого развития у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать возможности дополнительного образования как средства творческого развития детей дошкольного возраста.
4. Разработать программу творческого развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
5. Разработать методические рекомендации по творческому развитию дошкольников средствами музыки.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы дополнительного образования детей дошкольного возраста как средство их творческого развития
1.1 Сущность и значение «творческого развития» в психолого-педагогической литературе
Творческое развитие в современных социально-экономических условиях является двигателем интенсивного экономического развития страны и фактором, способствующим укреплению национального престижа. Как оказалось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей невозможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидов со средними интеллектуальными навыками [10].
Психолого-педагогические исследования (В. Моляко, Л. Выготский и др.) Дают нам основания полагать: «Определяющим качеством творческой личности является ее творческая активность, которая рассматривается как интегрирующая характеристика личности, в которой, с одной стороны, проявляются новые глубинные образования в структуре личности. личность (творческие потребности, мотивы, преследование), а с другой стороны, выражаются качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной и продуктивной».
Объясняя свою позицию по проблемам творчества, известный психолог Выготский определил, что «мы называем творческой каждую деятельность, которая создает что-то новое... Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека» [13].
Психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества с точки зрения психологии, определяет, что «под творчеством понимается процесс создания чего-то нового для данного субъекта». Таким образом, понятно, что творчество в той или иной форме – это не талант «избранных», оно доступно каждому.
В. Сухомлинский определил творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда она развивается и развивается. индивидуальность и индивидуальность каждого ребенка.
Творческая личность, по мнению В. Андреева [4] – «это тип личности, который характеризуется настойчивостью, высоким уровнем сосредоточенности на творчестве, мотивационной и творческой активностью, проявляющейся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, что позволяет это позволяет вам достигать прогрессивных, значимых социальных и личных результатов в одном или нескольких видах деятельности».
Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, который является побуждением к деятельности, «результатом которой являются созданные материальные и духовные ценности».
Большинство авторов сходятся во мнении, что творческая личность – это личность, обладающая высоким уровнем знаний, имеющая тягу к новому и оригинальному. Для творческого человека творческая деятельность является жизненной необходимостью, а стиль творческого поведения-наиболее характерным [2].
Основным показателем творческого развития, важнейшим ее признаком является наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуальные психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием их успешной реализации. Творческие способности связаны с созданием нового и оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» стоит термин «творческие способности». Был предложен наиболее успешный подход к этому определению. В науке до сих пор обсуждается проблема, можно ли научиться творчеству, творческому мышлению. И опыт экспериментальных школ, педагогических площадок дает возможность твердо ответить на этот вопрос. Основная цель этих учебных заведений-преодолеть отчуждение учащегося от окружающей среды и дать ему возможность активно осваивать ее. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут формироваться навыки непрерывного интеллектуального саморазвития [2].
«Стартовой площадкой» успешного обучения и становления творческого развития личности является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:
1) элементарные когнитивные процессы, сформулированные на высоком уровне;
2) высокий уровень активного мышления;
3) высокий уровень организации и целенаправленности познавательных процессов.
Этого можно достичь с помощью внутреннего плана действий: планирования, анализа, размышлений. Педагог должен направлять развитие ребенка по направлениям:
а) ребенок учится, воспринимает и усваивает то, что его окружает;
б) ребенок влияет на окружающую среду;
в) ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, формируется личностный подход к явлениям, окружающей среде и поведению [14].
Ученые-исследователи выделяют такие основные характеристики творческого развития личности:
– смелость мышления, склонность к риску;
– фантазия;
– нестандартная точка зрения;
– способность мыслить;
– способность находить противоречия;
– способность переносить знания и опыт в новую ситуацию;
– независимость;
Фрагмент для ознакомления
3
Абраухова, В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития.: автореф. /Абраухова Валентина Владимировна.- Ростов на Дону,2017. - 21с.
2. Антипова, Т.В. Дополнительное образование детей : учеб.-метод. Рекомендации для студентов / Т.В.Антипова.-Улан-Удэ :ИПК ВСГАКИ, 2019.-28с.
3. Антонова, Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореферат дис.канд. философ. наук: 13.00.01/ Антонова Н.А. - Екатеринбург, 2018. – 19с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития/ В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2006 - 565 с.
5. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – Санкт-Петербург, 2008. – 792 с
6. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества/ Г.С. Батищев.- М., 2009.-464с.
7. Березина, В.А. Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе.//Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 28. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2019.
8. Бруднов, А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени. Проблемы, поиски, решения. // Воспитание школьников. - 2019. - №3/4 - С. 3-5.
9. Буйлова Л.Н., Павлов АВ. Ресурсный центр как организатор сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере дополнительного образования детей//Transformation of approaches to education in Russia and CIS states: Monograph. Volume 4/ed.by K.Reiss. – Stuttgart,ORT Publishing, 2019 – с.3-15/
10. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: /Березина В.А., М., 2008 - 147 с.
11. Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук : / Буйлова Любовь Николаевна., М., 2008 - 183 с.
12. Воронова, М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся/ М.А. Воронова.- М., 2011.-157с.
13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2006. - 520 с.
14. Воронова, М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся/ М.А. Воронова.- М., 2019.-157с.
15. Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дисс… канд.пед.наук. /Валеева М.А.,Оренбург, 2004 - 167 c.
16. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. :Дис. ... канд. пед. наук / Власов Вадим Александрович, Пятигорск, 2000 - 188 c.
17. Горский, В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2018. - №2.-С.-11.
18. Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания. / Р.Г. Гурова. - М.: Педагогика. 2006. - 176 с.
19. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для вузов / под ред. О.Е.Лебедева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
20. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Мин-во образования РФ, ОГПУ; под ред. Н.В.Сократова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. - 260 с.
21. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / Под науч. ред. С.В. Сальцевой. - М., 2017. - 135 с.
22. Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. / В.Н. Дружинин. - М.: Наука, 2008.
23. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М. : 2010.
24. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С. Пб.: 2019 г.
25. Юдина, Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия : У тебя получится:/- М. : Аквариум, 2017.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: https://don-school110.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/Federal_nyy_zakon_Ob_obrazovanii_v_Rossiyskoy_Federatsii_273_FZ.pdf?ysclid=lsk2jhhx18378256837 (дата обращения: 13.02.2024)