Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества потребность в самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию приобретает особую актуальность. Именно творчески развитая личность, с креативным мышлением, способна успешно адаптироваться и функционировать в современном информационном мире. Залогом успешности данного процесса служит творческое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
Актуальность темы данного исследования подтверждается целями государственной политики в интересах детей. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Младший школьный возраст является сензитивным в развитии творческого воображения. Младшие школьники впечатлительны, отзывчивы, восприимчивы к новому, любят мечтать и фантазировать, разгадывать загадки. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это является важнейшими предпосылками развития творческого воображения ребенка и начала его творческой деятельности.
Вопросы развития творческого воображения рассматривались в трудах А.А. Мелик-Пашаева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Игнатьевой, Л.С. Выготского, Л.С. Коршуновой, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, и др. С учетом сказанного была определена тема исследования: «Развитие творческого воображения у младших школьников».
Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческого воображения, поскольку дети в этом возрасте обладают богатым воображением, способностью к образному мышлению и восприятию, открытостью к новому опыту и высокой познавательной активностью. С другой стороны, традиционные методы и формы организации изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях часто не способствуют развитию творческого воображения детей, а, наоборот, ограничивают его проявления, подгоняя их под определенные стандарты и шаблоны.
На основе выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: как использовать изобразительную деятельность для развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста, сохраняя при этом их индивидуальность и уникальность, и не ограничивая их творческие проявления?
Исследование данной проблемы позволит выявить наиболее эффективные методы и приемы организации изобразительной деятельности, способствующие развитию творческого воображения детей младшего дошкольного возраста, а также разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию изобразительной деятельности в целях развития творческого воображения детей.
Цель исследования: выявить особенности изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения детей младшего возраста.
Гипотеза исследования: занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческого воображения детей младшего возраста.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
2. Изучить изобразительную деятельность как средство творческого воображения младших школьников
3. Провести планирование экспериментальной работы.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Концепции развития творческого воображения, разработанные психологами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев и др.).
2. Положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы ( Л.С. Выготский, Л.С. Коршунова, А. Валлон).
3. Теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.Э. Голосовкер, Р.С. Немов и др.).
4. Идеи представителей в области педагогики и психологии искусства о развитии творческого воображения средствами искусства ( А.В. Петровский, Э.В. Ильенков, Л.С. Коршунова и др.).
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется противоречие и проблема исследования, указывается его цель и задачи, выдвигается гипотеза, теоретико-методологическая основа.
Первая глава посвящено теоретическому исследованию изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения детей младшего возраста . В ней отражены особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста и дана характеристика изобразительной деятельности как средства творческого воображения младших школьников. В заключение сделаны выводы.
Вторая глава описывает опытно-экспериментальное исследование изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения детей младшего возраста. В ней представлен процесс планирования экспериментального исследования, анализ результатов констатирующего эксперимента, краткие выводы.
Заключение содержит общие выводы по всему проведенному исследованию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
На современном этапе развития человеческого общества, в век бурного развития компьютерных технологий и высокочувствительной техники, выполняющей огромное число функций, для выполнения которых ранее необходимы были руки человека, отмечается тенденция высвобождения времени человека для интеллектуальной творческой деятельности
(Алпатова, с. 21). Вследствие чего, к творческому мышлению выдвигаются абсолютно иные требования, которые связанны с решением новых проблем, с совершением открытий, изначально не вытекающих из базовых знаний, уже имеющихся в запасе. Эта сторона мышления имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить его эффективность.
В психологической, педагогической литературе можно встретить различные определения понятия творчества.
Ассаджиоли Р. рассматривал творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способ её самораскрытия (цит. по Ильин,
с. 8).
Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы (цит. по Мясищев, с. 13).
Максимова С.В. рассматривает творчество как единство двух его составляющих – неадаптивной и адаптивной активностей (цит. по Барышев, с. 13).
В результате неадаптивной активности (её еще называют надситуативной активностью), для которой характерно преодоление человеком внешних и внутренних ограничений деятельности, существование мотивации на основе притягательности действий с непредрешенным исходом событий, спонтанно возникает новый образ, идея, осознание имеющихся, но еще не реализованных возможностей, а в результате адаптивной активности – включение адаптивных механизмов и как следствие – достижение цели, воплощение идеи, то есть создание творческого продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова, Е. В. Теоретические основы живописи. Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» - Москва, 2015. – 165 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие для вузов (Текст) / А.Д. Алферов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 384 с.
3. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В.Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2019 - № 12 - С.19-21.
4. Бабаев Д.Б. Развитие творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения (Текст) / Д.Б.Бабаев // Центральное Азия: основные направление и перспективы развития в условиях глобализации. Материалы международной научной конференции. - Бишкек, - 2008. - 554-555.
5. Барсукова О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы (Текст) / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
6. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. (Текст) / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2017 – 205с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов (Текст) / Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002 – 320с.
8. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике (Текст) / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – М.: РОСМЕН, 1999. – 312 с.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://bookap.info/book/vallon_psihicheskoe_razvitie_rebenka/load/doc.shtm.
10. Вертякова, Э. Ф. Формирование восприятия произведений изобразительного искусства в профессиональной подготовке учителей начальных классов (Текст) Э.Ф. Вертякова. «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» – № 11 (153) – 2017г. с 41-44.
11. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся (Текст) / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2019 – 144с.
12. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 352с.
13. Голосовкер Я. Э. Имагинативная эстетика / Я.Э Голосовкер // Символ, Париж, 1993, №23. - С.123.
14. Дормидонтова Л. П. Теоретические аспекты творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора (Текст) / Л. П. Дормидонтова, М. Г. Заббарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2019. – № 2. – С. 65-71.
15. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения/ Е.И.Игнатьев. – М.: Просвещении, 1956. – 107 с.
16. Ильенков Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://caute.ru/ilyenkov/texts/imaginat.html.
17. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности (Текст) / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2015 – 448с.
18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество (Текст) / Т.С. Комарова – М.: Мозайка-Синтез, 2015 – 160с.
19. Коршунова Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения/ Л.С.Коршунова, Б.И. Пружинин.– М.: Просвещение, 1989. – 187с.
20. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков (Текст) / Н.С. Лейтес. - М.: Academia, 2019. - 215 с.
21. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников (Текст) / Д. Б. Лихачев. – Москва : Педагогика, 2002. – 176 с
22. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 2 (Текст) / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2016 – 48с.
23. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей / А. А. Мелик-Пашаев. – Дубна : Феникс+, 2009. – 272 с.
24. Минеева Л. А. Возрастные особенности развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования (Текст) / Л. А. Минеева // Вестник науки. – 2019. – Т. 4, № 2(11). – С. 4-6.
25. Мясищев В.Н. Проблемы способностей (Текст) / В.Н. Мясищев - М.: Наука, 2012. - 387 с.
26. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Р. С. Немов – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 271 с.
27. Общая психология / под редакцией А.В. Петровского – М.: Просвещение, 1986. – 357 с.
28. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – Москва : Просвещение, 2019. – 224 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
30. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. – М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2019. – 156 с.
31. Селюкова Т. А. Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством изучения фольклора (Текст) / Т. А. Селюкова, Э. А. Селюков // Социально-экономические и естественно-научные парадигмы современности : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции : в 2х частях, Ростов-на-Дону, 30 марта 2018 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018. – С. 340-343.
32. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов (Текст) / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2018. – 120 с.
33. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2019. – 390 с.
34. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание / О. Сухинина. – 2004. – № 2 –С. 35
35. Чавро Т. В. Активизация творческих способностей младших школьников средствами фольклора на уроках музыки (Текст) / Т. В. Чавро // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. – 2019. – № 2(54). – С. 52-59.
36. Чернецкая Н.И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен: дис. ... д. пс. наук: 19.00.07 (Текст) / Н.И. Чернецкая. - СПб, РГПУ, 2019. – 453 с.
37. Шадриков В.Д. Развитие способностей (Текст) / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2019 - № 5 - С. 6-12.