Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный стандарт начального общего образования знаменует собой переход к новой идеологии образования, предполагающей использование понятия «универсальные учебные действия» как одного из ключевых понятий.
Универсальные учебные действия включают личностные аспекты, которые выходят за рамки простого учебного процесса и влияют на личностную область человека, обеспечивая ориентацию в ценностно-смысловом плане и межличностных отношениях. Они позволяют наполнять учение смыслом и воспринимать содержание урока субъективно. Личностные универсальные учебные действия включают такие процессы, как самоопределение, формирование смыслов и нравственно-этическую ориентацию.
В настоящее время, определяющими качествами личности являются самостоятельность, ответственность, эмоционально-нравственная отзывчивость, восприятие чужих чувств, творческое мышление, нахождение нестандартных решений, формирование моральных норм и самооценки, способность реализовывать себя в разных сферах, готовность к обучению и самообразованию.
В сфере начального образования уже есть опыт формирования личностных универсальных учебных действий с помощью различных предметов, включая технологии. Однако, вопросы методики и механизмов этого процесса все еще требуют более детального изучения в рамках отдельных предметов обучения.
В последнее время в учебный процесс школы внедряется федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В стандарте поставлена цель развития личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) при изучении всех школьных предметов, в том числе, и математики. Овладение системой указанных действий даст возможность школьникам усваивать новые знания, умения и компетентности самостоятельно, соответственно, они смогут сами осуществлять деятельность учения, то есть должны «научиться учиться».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что анализ педагогических и психологических источников показал недостаточную разработанность проблемы изучения самоопределения как элемента личностных универсальных учебных действий младших школьников. Изучение самоопределения является важным для психологии и социологии. Это позволяет углубить понимание принципов формирования личности, социального взаимодействия и механизмов социализации. Изучение самоопределения может привести к разработке эффективных программ, направленных на развитие личностных УУД у детей, а также на формирование гармоничных и устойчивых сообществ.
Проблема формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников давно волнует педагогов и психологов. Проблемой формирования личностных универсальных учебных действий рассматривалась в трудах А. Г. Асмолов, Н. Н. Титаренко, С.В. Молчанов, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, А. А. Поповой, Т.А. Беляевой, Т.С. Жидкиной, Н. М. Конышевой, И.А. Неткасовой.
Цель исследования – исследовать личностные универсальные учебные действия младших школьников.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – самоопределение как элемент личностных универсальных учебных действий младшего школьника.
Задачи:
1) Проанализировать понятие «личностные универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить возрастные особенности младших школьников.
3) Рассмотреть самоопределение как элемент личностных универсальных учебных действий младшего школьника.
4) Выявить уровень самоопределения как элемента личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
эмпирические: беседа, тестирование, «Лесенка» Щур В.Г Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Анкета «Оцени поступок» в модификации ЕА. Кургановой и О.А. Карабановой,
Возраст: дети 7-11 лет. Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров)
Практическая значимость: исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами в формировании личностных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в направлении самоопределения.
База исследования: МБОУ Средняя школа № 3 им. героя РФ А. Н. Епанешникова
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования личностных универсальных учебных действий младших школьников
1.1 Анализ понятия «личностные универсальных учебных действий» в психолого-педагогической литературе
Современная образовательная система стремится обеспечить развитие личности ребенка путем формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются основой процессов образования и воспитания, позволяя ученикам самостоятельно организовывать процесс получения знаний, развивать умения решать познавательные задачи и формировать компетенции, необходимые для успешного обучения. Разработкой концепции развития универсальных учебных действий занимались многие авторы в своих трудах, такие как А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и другие.[18]
Термин "универсальные учебные действия" может рассматриваться в двух значениях. В широком смысле он относится к способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через осознанное и активное усвоение нового социального опыта. В узком смысле термин охватывает совокупность способов действия ученика, обеспечивающих самообучение и самоорганизацию учебного процесса.[15]
Учитель должен направлять свою деятельность на формирование универсальных учебных действий ученика, что способствует развитию его способности самостоятельно ставить учебные задачи, искать способы и средства их решения, организовывать самостоятельный поиск и анализ информации, контролировать процесс деятельности и оценивать ее результаты. Это в свою очередь обеспечивает успешное формирование умений, навыков, знаний и компетентностей в различных предметных областях.[6]
Овладение универсальными учебными действиями позволяет достичь личностных и метапредметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Они также способствуют преемственности между разными этапами образовательного процесса. Стандарт ставит перед учителем задачу создать условия, в которых ребенок самостоятельно проходит процесс усвоения новых знаний и умений, а также применяет их в решении познавательных, учебно-практических и жизненных задач.
ФГОС выделяет четыре группы универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной и познавательной деятельности, включая целеполагание, планирование, контроль и оценку своих действий. Познавательные универсальные учебные действия — это навыки и умения, которые помогают учащимся овладеть знаниями, умениями и компетенциями в различных областях. Личностные универсальные учебные действия отражают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и способствуют формированию их собственной жизненной позиции. [20]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аграновская Н.С. Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников. Москва: Издательский дом "Первое сентября", 2009.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. Москва: Издательский дом "Первое сентября",, 2008.
3. Баранов Ф.И. О развитии универсальных учебных действий младших школьников. Москва: Просвещение, 2002.
4. Баженова Е.Ю. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения окружающего мира: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012.
5. Баканова О.А. Психолого-педагогические условия развития личностных универсальных учебных действий младших школьников. Москва: МГППУ, 2014.
6. Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023.
7. Гаврилова А.В. Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках истории: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Издательство Юрайт 2011.
8. Гусев А.Н. Педагогическое сопровождение развития личностных универсальных учебных действий младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Издательство "Просвещение" , 2014.
9. Глухова Е.В. Исследование личностных универсальных учебных действий младших школьников. Москва: Издательство "Просвещение". 2014.
10. Казаченко Л.О. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников. Вопросы психологии, 2008. – 53-59.
11. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000 Под ред. Л. Г. Петерсон. – Москва: Издательство "Просвещение"2010.
12. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования Москва: Издательство "Просвещение" 2009.
13. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования//Начальная школа. Москва: Издательство "Просвещение"– 2013. - №5. – С.18-23.
14. Изюмова М.В. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе адаптации к обучению в начальной школе. Москва: Педагогика 2017.
15. Коршунова О.И. Формирование и развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Издательство "Просвещение" 2008.
16. Марченкова Е.А. Психолого-педагогические уникальные осесобенности формирования универсальных личностных учебных действий младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Издательство "Просвещение" 2010.
17. Наумова Т.Н. Методические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС. Москва: МГПУ, 2015.
18. Петрова Е.В. Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. Москва: Просвещение 2011.
19. Петрова, Е. Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л. В. Занкова // Практика образования. – 2010. – № 1. – С. 36–39.
20. Степанова Т.И. Проблемы развития личностных универсальных учебных действий младших школьников. Москва: Наука 2005.
21. Тараскина Е.Г. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения окружающего мира. Москва: Просвещение 2013.
22. Шинакова И.А. Психолого-педагогические условия развития личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках химии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Издательство "Просвещение" 2009.
23. Шурыгина М.А. Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики. Москва: Просвещение 2007.