Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты исследования возможностей дистанционных форм в обучении учащихся старших классов
1.1 Сущность и содержание понятия «дистанционное обучение»
Дистанционное обучение – это современная форма образования, которая позволяет получать знания и навыки, не выходя из дома или офиса. Оно основано на использовании информационно-коммуникационных технологий и предоставляет учащимся возможность обучаться гибко, самостоятельно и в удобное для них время.
Сущность дистанционного обучения заключается в том, что студенты получают доступ к образовательным материалам через онлайн-платформы, электронные курсы или другие средства электронного обучения. Они могут изучать учебные материалы, просматривать видеолекции, читать электронные учебники и выполнять задания, используя компьютер, ноутбук, планшет или смартфон.[2]
Главное преимущество дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет студентам выбирать индивидуальные темпы обучения и графики занятий. Им нет необходимости присутствовать в определенном месте и время, они могут изучать материалы в любом удобном для них месте и в любое время суток. Такой подход позволяет совмещать обучение с работой или другими повседневными делами.
Кроме того, дистанционное обучение предоставляет доступ к образованию для тех, кто не может посещать учебные заведения из-за географического удаления, физических ограничений или других обстоятельств. Оно открывает новые возможности для людей, живущих в отдаленных регионах или работающих на удаленных рабочих местах.
Однако, несмотря на все преимущества, дистанционное обучение также имеет и свои ограничения. Одной из главных проблем является отсутствие личной коммуникации между преподавателем и студентами. Ведь именно взаимодействие с опытным преподавателем и обсуждение сокращают разрыв между теорией и практикой, и способствуют усвоению материала в большей степени.
В целом, дистанционное обучение – это эффективный инструмент, который открывает для людей безграничные возможности образования. Оно позволяет студентам учиться в комфортной обстановке, придерживаясь своего графика и осуществляя самостоятельный выбор предметов и уровня обучения. В наше время, с развитием технологий, дистанционное обучение становится все более популярным и доступным для широкой аудитории.[16]
В "Концепции развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определяется как комплекс образовательных услуг, которые предоставляются широким слоям населения, как в стране, так и за рубежом, с использованием специализированной образовательной среды, основанной на новейших информационных технологиях. Такая среда обладает способностью обеспечивать обмен учебной информацией на расстоянии, используя такие инструменты, как спутниковое телевидение, компьютерная связь и прочее. Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования называется дистанционным обучением. Однако, если мы связываем термин "дистанционное" только с тем, что обучаемый проводит большую часть учебного времени на большом расстоянии от преподавателя, и что основными средствами коммуникации являются письменные (печатные) материалы или электронные средства связи, то целесообразно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.[16]
В рамках данной концепции можно дать следующие определения:
Дистанционное обучение (ДО) - это метод обучения, при котором большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, при пространственной разделенности преподавателя и студентов.
Дистанционное образование - это форма образования, реализуемая с помощью дистанционного обучения.
Значимость дистанционного образования в отечественной педагогике была подробно исследована в работах таких ученых, как А.А. Андреев, В.Ф. Горнев, Ю.П. Господарик, В.И. Кинелев, В.П. Колмогоров, В.Н. Лазарев, А.В. Могилев, В.И. Овсянников, О.П. Околелов, Е.С. Полат, А.Е. Петров, В.И. Солдаткин, Э.Г. Скибицкий, В.П. Тихомиров, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, В.А. Шаповалов. Все они представляют широкий спектр взглядов на сущность и содержание дистанционного образования, а также на особенности учебного процесса.
В результате анализа научно-методической литературы были выделены различные подходы к определению понятия "дистанционное обучение" (таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России от 31 мая 1995 г. № 6 [Текст]// КонсультантПлюс
2. Абдимуратова С. С. Применение дистанционного обучения в образовательном процессе // European science. 2020. №3 (52). С. 73-75
3. Абдуллаев Д.А., Муцурова З.М. Организация дистанционного обучения в школе // МНКО. 2019. №3 (76). С. 167-169
4. Авлиякулов А. К. О некоторых технологиях дистанционного обучения // Проблемы Науки. 2019. №11-1 (144). С. 84-86
5. Аминов И. Б. Эффективность инновационных технологий в преподавании информатики // Вопросы науки. 2018. №7 (19). С. 207- 209
6. Бердиева С. М. Использование инновационных технологий на уроках информатики // Наука, техника и образование. 2018. №10 (51). С. 28-31
7. Варданян Н. А. Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики // Уфа: Лето, 2019. - С. 167-169.
8. Гагарина Л. Г. Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения // ЭСГИ. 2018. №4 (20). С. 96- 102
9. Геращенко И. Г. Дистанционное обучение в условиях экономической неопределенности // Studia Humanitatis. 2019. №4. С. 7
10. Гриневич Е. А. Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей // ИГУ. - 2019. - N 1. - С. 36-44.
11. Грунина Н. Н. Использование технологий дистанционного обучения на уроках информатики // https://nsportal.ru/shkola/informatika 60
12. Гусенова Ф. А. Роль дист. обучения // Stud. 2020. №7. С. 246-252
13. Игольник О. В. Дист. обучение // Academy. 2018. №9 (36). С. 36-37
14. Карпова И.А. Дистанционное обучение как инновационная образовательная среда // Инновационная наука. 2018. №9. С. 60-62
15. Красько С. А. Применение дистанционного обучения в технических университетах // Высшее образование. 2018. №6. С. 135- 139
16. Лосев А. В. Дистанционные формы обучения информатике // https://losev-it.ru/articles/18-distancionnye-formy-obuchenijainformatike.html
17. Михайлова С.А. Использование дистанционного обучения при изучении информатики в школе // https://ds05.infourok.ru/uploads/doc/0aea 18. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации // М.: ФИРО. 2016. - 72 с.
19. Оладько В.С. Риски киберзопасности систем дистанционного обучения // МНИЖ. 2019. №10-1 (88). С. 31-34
20. Преображенский А. П. Проблемы применения систем дистанционного обучения // Russian Journal of Education. 2019. №11. С. 22-26
21. Танцура Т. А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // МНКО. 2020. №2 (81). С. 355-358
22. Татаринов К. А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов // БГЖ. 2019. №1 (26). С. 285-288
23. Тухтаров С. Б. Методика преподавания информатики как педагогическая наука // Вопросы науки и образования. 2018. №23. С. 109-111 61
24. Чайка К. В. Элементы дистанционного обучения при изучении информатики в школе // Достижения науки. 2017. №3 (16). С. 45-47
25. Чибисова И. С. Развитие дистанционного обучения в России // Эпоха науки. 2018. №16с. 200-203
26. Чигинцева А. А. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Скиф. 2018. №3 (19). С. 10-13
27. Шевченко Г.И. Методика обучения и воспитания информатике: учебное пособие. - Ставрополь: Северо-Кавказский университет, 2017. - 172 c.
28. Щадная М. А. Дистанционное обучение в современной реальности // Наука, техника и образование. 2020. №5 (69). С. 74-76
29. Яшина Л.И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского ГПУ. 2019. №1 (58). С. 15